Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:32, контрольная работа
10-ти балльнаяСтановление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-¬экономические изменения, произошедшие в начале 90¬х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально ¬программному обеспечению реформационных процессов.
Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.
система оценки
Введение
1. Значение оценки результатов учебной деятельности учащихся
2. Факторы и цели введения 10-балльной системы оценивания знаний и
умений учащихся
3. Функции 10-балльной системы оценивания учебных достижений
учащихся
4. Критерии, показатели и интегральная 10-балльная шкала оценки
знаний и умений учащихся
Заключение
Список литературы
Образовательная функция в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями.
Стимулирующая функция заключается в феномене положительного оценивания “вложенного труда”, фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом “снимает” состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.
Диагностическая функция заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставлении свободы выбора как уровня усвоения учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.
Социальная
функция предполагает, что объективная
оценка учебных достижений учащихся способствует
достижению определенного уровня образования,
востребованного обществом и государством,
предопределенного образовательными
стандартами. Оценивание достижений обучающихся,
а не их недостатков, уровневая градация
отметок от самого низкого (рецептивного)
до высокого (продуктивного) обеспечивают
дифференцированный подход к оценке процесса
и результатов учебного труда учащихся,
социальную справедливость и защищенность
личности в соответствии с ее индивидуальными
особенностями, возможностями и способностями,
укрепляют статус ученика в образовательной
среде и социуме.
4.
Критерии, показатели
и интегральная 10-балльная
шкала
оценки учебных достижений
учащихся
Объективность выставляемых учащимся отметок при оценке процесса и результатов их учебно-познавательной деятельности с учетом развития индивидуальности обеспечивается установлением соответствующих критериев [3].
Критерий, как известно, – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Критерии могут включать в себя ряд показателей – конкретных измерителей критерия, которые обеспечивают его доступность для наблюдения и измерения.
Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность.
Процессуальную сторону учебной деятельности учащихся характеризуют такие критерии, как прочность, мобильность и действенность знаний, виды мышления, мыслительные операции, способы деятельности, познавательные, предметные и общеучебные умения (анализ, синтез, обобщение, аналогия, формулирование проблемы, построение плана действий и т. п.), т. е. компоненты интеллектуальной сферы.
О проявлении индивидуальности, неповторимости и уникальности учащегося, его личностного отношения к знаниям, учебной деятельности можно судить по его потребностям, активности, целеустремленности, самооценке, критичности, гибкости и волевым усилиям и т. д., т. е. составляющим мотивационной, эмоциональной, волевой сфер, а также сферы саморегуляции и др.
Важнейшими
признаками учебной деятельности школьников
являются ее самостоятельность, продуктивность
и направленность на учебный материал,
различающийся объемом и
На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом, или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала) [1].
Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т. е. неосознанное воспроизведение.
Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
Четвертый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).
Обозначенные критерии и признаки условно структурируются по трем группам [1]:
1) предметно-содержательные (полнота, обобщенность, системность, правильность, осмысленность знаний и др.);
2) содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);
3) индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).
Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщенные критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню установить определенный диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями (табл. 1) [1].
Таблица 1
Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
Уровни | Баллы | Показатели оценки |
0 | Отсутствие ответа или отказ от ответа. | |
1.
Низкий
(рецептивный) |
1 | Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету. |
2 | Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний; проявление волевых усилий и мотивации учения. | |
2.Удовлетворительный
(рецептивно-репродуктивный) |
3 | Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности. |
4 | Освоение
учебного материала на | |
3.
Средний
(репродуктивно-продуктивный) |
5 | Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата. |
6 | Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству. | |
4.
Достаточный
(продуктивный) |
7 | Владение программным
учебным материалом, в том числе
и различной степени сложности,
оперирование им в знакомой ситуации;
наличие единичных |
8 | Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. п. | |
5.
Высокий
(продуктивный, творческий) |
9 | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции. |
10 | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. |
Таким образом, действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия оцениваются от 1 до 2 баллов.
Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти оцениваются в 3–4 балла, а осознанное воспроизведение, описание и анализ действия с объектом изучения и т. п. оцениваются от 5 до 6 баллов.
Действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи оцениваются от 7 до 8 баллов.
Применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний, умений (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения) оцениваются в 9–10 баллов.
Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.
В
повседневной образовательной практике
при организации и
Количественное выражение оценки учебно-познавательной деятельности школьников в баллах может быть представлено следующим образом [2].
Словесная характеристика | Выражение в баллах |
неудовлетворительно | 0 |
почти удовлетворительно | 1–2 |
удовлетворительно | 3 |
весьма удовлетворительно | 4 |
почти хорошо | 5 |
хорошо | 6 |
очень хорошо | 7 |
почти отлично | 8 |
отлично | 9 |
превосходно | 10 |
Характеризуя вводимую систему оценки, отметим, что если школьник приложил, например, усилия при выполнении задания, которое относится к первому уровню усвоения учебного материала, но при этом допустил ошибки, то учитель вправе в таком случае оценить действия учащегося в 1 балл по 10-балльной шкале.
В ситуации же отсутствия ответа или отказа учащегося от выполнения задания действия учащегося оцениваются в 0 баллов.
Оценка тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся (устное изложение учебного материала, решение одно- и двухшаговых задач, воспроизведение определений и т. п.) в соответствии с критериями и показателями, характеризующими отметки (баллы) на втором и третьем уровнях усвоения учебного материала, зависит прежде всего от выполнения программных требований, а также от сформированности специальных предметных, общеучебных, интеллектуальных умений и навыков, уровня проявления индивидуальных свойств и качеств личности.
Так, ответ учащегося, оцениваемый сегодня на “3” (удовлетворительно), в условиях применения 10-балльной оценочной шкалы и учета текущего состояния знаний ученика, проявления интереса к предмету, самостоятельности, волевых усилий и т. п. может быть оценен в 3, 4 или 5 баллов.
Таким образом, стимулирующие функции соответствующих отметок (баллов), характеризующие воспроизводящую, а также в определенной мере репродуктивно-продуктивную деятельность учащихся, заключаются в учете как развития индивидуальности, так и уровня сформированности специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных умений.
Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует уже их продуктивную, творческую деятельность и, в большей мере, достаточный и высокий уровни усвоения учебного материала, учебных достижений.
Стимулирующие функции отметок в 7 и 8 баллов призваны, с одной стороны, закрепить соответствующий уровень достижений учащихся, их готовность и способность к применению и самостоятельному приобретению знаний, необходимых умений и навыков, а с другой – стимулировать познавательную активность и творческое отношение к изучаемым учебным курсам и предметам.
9
и 10 баллов характеризуют высокий
уровень учебных достижений
Информация о работе Характеристика 10-ти балльной системы оценивания знаний и умений учащихся