Характеристика 10-ти балльной системы оценивания знаний и умений учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

10-ти балльнаяСтановление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-¬экономические изменения, произошедшие в начале 90¬х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально ¬программному обеспечению реформационных процессов.
Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.
система оценки

Содержание

Введение
1. Значение оценки результатов учебной деятельности учащихся
2. Факторы и цели введения 10-балльной системы оценивания знаний и
умений учащихся
3. Функции 10-балльной системы оценивания учебных достижений
учащихся
4. Критерии, показатели и интегральная 10-балльная шкала оценки
знаний и умений учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика. 10-ти балльная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Тема

    Характеристика 10-ти балльной системы  оценивания знаний и  умений учащихся 

    План 

Введение

    1. Значение оценки результатов   учебной деятельности учащихся

    2. Факторы и цели введения 10-балльной системы оценивания знаний и 

        умений учащихся

    3. Функции 10-балльной системы оценивания  учебных достижений

        учащихся

    4. Критерии, показатели и интегральная 10-балльная шкала оценки

      знаний и  умений учащихся

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические изменения, произошедшие в начале 90х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально программному обеспечению реформационных процессов.

    Первым  шагом в этом направлении явилось  создание Концепции реформы общеобразовательной  средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной  на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 24 мая 2002 г. № 21 ввело с 1 сентября 2002 г. 10-ти балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся.

    Среди основных факторов, обусловивших введение 10балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, можно назвать следующие [1]:

    – приведение системы оценивания в  соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков;

    – построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения;

    – неадекватность оценивания учебнопознавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала;

    – низкая стимулирующая, диагностическая  и прогностическая функции 5балльной системы оценивания;

    – отсутствие в применяемой 5балльной (фактически 4балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности при текущем поурочном контроле;

    – завышенные критерии и предметные нормы  оценки на отметку «3» (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в  силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов;

    – использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности, нагнетания состояния страха и тревожности  у обучающихся и др.

    1. Значение оценки результатов  учебной деятельности учащихся 

    Важным  этапом педагогического процесса является проверка (контроль) результатов учебной  деятельности учащихся, призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.

    Проверка  – процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах  педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических мер, методов измерений и оценки учебных достижений учащихся.

    Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

    Текущий контроль подразделяется на поурочный  и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного курса, предмета.

    Периодический контроль подразумевает проверку степени  усвоения учащимися учебного материала  за длительный период времени и при  необходимости может проводиться  в конце четверти (триместра), полугодия.

    Итоговый  контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения и является важнейшей формой итоговой аттестации.

    Поскольку одно и то же содержание образования  может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о  качестве усвоения учебного материала и развитии ученика может быть разной по форме.

    В связи с этим различают устную, письменную и практическую формы  проверки результатов учебной деятельности учащихся.

    В зависимости от дидактических условий  определяются методы, с помощью которых та или иная форма проверки позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве процесса и результатах учебной деятельности учащихся (беседа, опрос, наблюдение, контрольные работы, дидактические тесты, лабораторные работы и другие методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля).

    Оценка  – это процесс, деятельность (действия) оценивания по установлению степени  соответствия реально достигнутых  результатов планируемым целям. Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. При этом учение не следует отождествлять с учебной деятельностью, поскольку продуктом учебной деятельности рассматривается сам учащийся: его способности, результат развития его сфер. В то же время в дидактике термин “учение” применяется в связи с познавательной деятельностью ученика [3].

    Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить – значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.

    Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных  знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных  и интеллектуальных навыков и  умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

    Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

    Отметка – это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения  им обучающимся, действенный регулятив  его учебной деятельности и социальных отношений в жизни школьника. 

    2. Факторы и цели введения 10-балльной системы 
оценивания учебных достижений учащихся
 

    Основными факторами, обусловливающими введение 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, являются [1]:

    – приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями и направлениями обновления и  трансляции нового качества общего образования, обеспечивающего практическую направленность образовательного процесса, переход  от репродуктивного к продуктивному образованию и формированию разносторонне развитой, творческой личности;

    – приведение системы оценивания в  соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков;

    – отражение поуровневого подхода  в структурировании целей, содержания образования и планируемых результатов  обучения и переход на расширенную  оценочную шкалу, уровневую градацию отметок, обеспечивающих адекватную оценку учебных достижений учащихся в зависимости от характера, степени проявления учебной деятельности и ее результатов;

    – переход к образовательной технологии, оптимально сочетающей в применении абсолютную и относительную оценочные шкалы, что обеспечит формирование адекватной самооценки школьника на основе соотнесения количественных показателей при тематическом и итоговом контроле с качественными образовательными приращениями и развитием личности на разных этапах обучения;

    – построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности  в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения;

    – неадекватность оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала;

    – низкая стимулирующая, диагностическая  и прогностическая функции 5-балльной системы оценивания;

    – отсутствие в применяемой 5-балльной (фактически 4-балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств  личности при текущем поурочном  контроле;

    – завышенные критерии и предметные нормы  оценки на отметку “3” (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов;

    – использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности, нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др.

    Ведущими  целями введения 10-балльной системы оценивания являются [1]:

    1) повышение объективности оценки  и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов;

    2) обеспечение социальной защищенности  личности учащегося;

    3) реализация интегративного подхода  в оценке учебных достижений  учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных  свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

    4) создание условий для стимулирования  учебно-познавательной деятельности  учащихся и достижения более  высоких результатов на основе  введения инвариантной оценочной  шкалы, применимой к разноуровневому  обучению;

    5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др. 

    3. Функции 10-балльной системы оценивания  
учебных достижений учащихся
 

    Контролирующая  функция позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует учебная деятельность учащегося и класса в целом при тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании – учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учебному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.

Информация о работе Характеристика 10-ти балльной системы оценивания знаний и умений учащихся