Гуманистические позиции по вопросам воспитания в трудах и практике работы В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:38, реферат

Описание работы

Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, невольно задаешь себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ к ребенку. «Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Василий Александрович себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь — отличительный признак гуманистичности педагогики. Именно она привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,

Содержание

Введение……………………………........……........…...3
1. Биография Сухомлинского В.А.….................................................................4
2. Воспитание, как духовное общение учителя и ребенка.................................5
3. Жизнь в саду здоровья.....................................................................................11
4. Воспитание без наказаний..............................................................................12
5. Оценки в школе................................................................................................14
6. Как малыши учились читать и писать...........................................................15
7. Что такое начальная школа......................................................................17
8. Комната сказки...............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Реферат по Истории педагогики.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    Война оставила глубокие рубцы, не зажившие еще раны. Передо педагогом оказались  дети 1945 (некоторые - 1944) года рождения, не один из ребят стал сиротой еще  в утробе матери. Сухомлинский описывает обстановку тех лет и некоторые семьи в которых жили дети, почти все семьи были неполными, пострадали от войны, были просто неблагополучные, с криминальным уклоном.

    Из  книги «Сердце отдаю детям», автор  пишет: «За три года работы в школе  я знал несколько десятков таких детей. Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца... Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.» (1)

    Жизнь павлышевской школы развивалась  из идеи, что ребенок по своей  природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру — верная дорога к сердцу ребенка. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить. Сказка — это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку, они создают ее.

    Ребенок мыслит образами. Это значит, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии  капли воды, он рисует в своем  представлении и серебристые  волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Нежные, чуткие нейроны его мозга еще не окрепли, их надо развивать, укреплять.  

                              Жизнь в саду здоровья 

    Василий Александрович не раз серьезно задумывался о здоровье своих питомцев. Он считал, что сохранение и приумножение здоровья учеников является таким же важным процессом как и сама учеба.  Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы. Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые 2 года обучения детей в школе,— это беседы о здоровье малышей. гармоническом развитии ребенка все взаимосвязано. Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов.  Известны случаи, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания. Сухомлинский пропагандировал здоровый образ жизни, закаливание. Около школы были установлены шесть душевых кабин. Много времени дети пребывали на улице, он организовывал походы, экскурсии, жили в шалашах. Просыпались до восхода солнца, купались в пруду, делали зарядку.  Сочетание здорового питания, солнца, воздуха, воды, посильного труда и отдыха — все это целебный и ничем не заменимый источник здоровья. 

                      Воспитание без наказаний 

      В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического  коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде  педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическомтруде - это оценка».

      Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

      Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает  что-то хорошее. Пусть невзначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

      Система воспитания, в основе которой лежит  оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.

      «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений».

      Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание  как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать  только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний». (1) 

                                         Оценка в школе 

      Беда  многих учителей в том, что они  измеряют и оценивают духовный мир  ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки.  Василий Александрович Сухомлинский всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными оценками, - этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложиться тяжелым бременем на юные плечи школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирится с четверками, и несчастный школьник чувствует себя чуть ли не преступником, получая три.

Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, - это умение учителя  найти правильный подход к каждому  ученику в частности, умение лелеять  в его душе огонек жажды познания.(1)

    В течение 4-х первых лет обучения в  школе Сухомлинский никогда не ставил учащимся неудовлетворительные оценки – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Он оценивал труд лишь тогда, когда оценка приносила положительные результаты. Ученики ходят в школу, и их успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.(2)

Неравенство умственных способностей, которое становится очевидным для самих воспитанников  уже в годы их детства и отрочества, понимание этого неравенства  становится в наши дни источником ряда трудностей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы это неравенство не переживалось отдельными воспитанниками как несчастье. К сожалению, в практике воспитательной работы некоторых школ именно понимание отдельными детьми своих ограниченных возможностей в интеллектуальном развитии является причиной их нежелания учиться. (3)

                         Как малыши учились читать и писать 

  Василий Александрович говорит: «Педагогическая  мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед. Семилетний малыш, только что переступивший порог школы, еле научившийся различать а и б, вдруг получает двойку. Он не понимает, в чем дело, и вначале даже не испытывает ни горечи, ни тревоги. Он просто ошеломлен. «В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости»,— писал Януш Корчак. «Уважайте детское незнание» — эти слова польского педагога запомнились мне на всю жизнь. Лишь тогда, когда учитель овладеет самой высокой мудростью человековедения — умением уважать детское незнание, двойка будет самым острым, самым тонким, но никогда не применяющимся в начальной школе инструментом. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, : рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям...

  Присмотритесь к жизни школ, и вы увидите, что  именно в период обучения грамоте многие дети теряют веру в свои силы. Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной. Я добивался того, чтобы слово было для ребенка не просто обозначением вещи, предмета, явления, по несло в себе эмоциональную окраску — свой аромат, тончайшие оттенки. Важно было, чтобы дети вслушивались в слово, как в чудесную мелодию, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждала интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи — к буквам. Пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков —| нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, то он обрекает дитя на тяжелый труд (ребенок в конце концов преодолевает эту тяжесть, но какой ценой!)...

  Процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием....

   Единство  зрительного образа, звучания и эмоциональной окраски слова ни в коей мере не игнорирует самостоятельного, отдельного звукового анализа. Наоборот, вслушиваяеь в звучание слова  луг дети выделяют в нем каждый звук, понимают, что слово состоит из отдельных звуков и каждому звуку соответствует буква. Я рисую стебелек травы, цветок настурции, солнце и капельки росы с горящими искорками. Дети тоже рисуют. Под картинками ставим подпись: «Роса». Эти буквы напоминают детям солнце, капельки росы. Читаем буквы-рисунки. Каждый ребенок по-своему рисует буквы, передавая в нарисованном свои представления об окружающем мире. Вот Сережа говорит товарищам: — Это капелька росы висит на стебельке травы,— так представляет букву Р.— Скоро она скатится на землю, Эта капелька ждет — не дождется солнца,— такой видит мальчик букву О.— А в этой капельке уже горит солнечная искорка.— Сережа еще раз обводит карандашом контуры буквы С...

   На этом примере я убедился, что чем ближе дети к первоисточнику мысли и слова — к окружающему миру, тем богаче и выразительнее будет их речь...»(1) 

                 Что такое начальная школа 

  Важнейшая задача начальной школы — дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать, наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения являются, образно говоря, инструментами, без которых невозможно овладеть знаниями.

  Готовясь к обучению детей в начальных классах, Василий Александрович стремился точно определить, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь.

  Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком... Ребенок в этот период обязан не только готовиться к дальнейшему учению, накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно учиться дальше. Он должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальных классах — это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра. При всей исключительной важности задач, которые стоят перед начальной школой, нельзя забывать, что учитель имеет дело с человеком, переживающим бурный период становления нервной системы. Нельзя смотреть на мозг ребенка как на живое устройство, данное учителю в готовом виде для того, чтобы знания усваивались, запоминались, хранились в памяти. Мозг детей в возрасте 7—11 лет — в процессе бурного развития. И если учитель забывает, что надо заботиться о развитии нервной системы человека, об укреплении клеток коры полушарий, то учение отупляет ребенка.

Информация о работе Гуманистические позиции по вопросам воспитания в трудах и практике работы В.А. Сухомлинского