Гуманистические позиции по вопросам воспитания в трудах и практике работы В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:38, реферат

Описание работы

Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, невольно задаешь себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ к ребенку. «Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Василий Александрович себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь — отличительный признак гуманистичности педагогики. Именно она привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,

Содержание

Введение……………………………........……........…...3
1. Биография Сухомлинского В.А.….................................................................4
2. Воспитание, как духовное общение учителя и ребенка.................................5
3. Жизнь в саду здоровья.....................................................................................11
4. Воспитание без наказаний..............................................................................12
5. Оценки в школе................................................................................................14
6. Как малыши учились читать и писать...........................................................15
7. Что такое начальная школа......................................................................17
8. Комната сказки...............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Реферат по Истории педагогики.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

   Содержание  

Введение……………………………........……........…...3

 1. Биография Сухомлинского В.А.….................................................................4

2. Воспитание, как духовное общение учителя и ребенка.................................5

3. Жизнь в саду здоровья.....................................................................................11

4. Воспитание  без наказаний..............................................................................12

5. Оценки в школе................................................................................................14

6. Как малыши учились читать и писать...........................................................15

7. Что такое начальная школа......................................................................17

8. Комната сказки...............................................................................................18

Заключение...........................................................................................................20

Литература............................................................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

      Книги Сухомлинского написаны понятным, живым  языком, но это не книги для легкого чтения. Оценить его книг по-настоящему возможно, только глубоко обдумав все содержание в целом.

    Читая Сухомлинского, задумываясь над  истоками его педагогического творчества, невольно задаешь себе вопрос: что  же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ к ребенку. «Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Василий Александрович себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь — отличительный признак гуманистичности педагогики. Именно  она привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках. Возможно, детей в послевоенные годы, которые пережили страшные события, можно было понять и расположить к себе, только добротой и любовью. То, чего им не хватало в тяжелые годы, и послужило толчком в обучении и привязанности к школе. 

                                               
 
 
 
 
 

                                            Биография 

      Родился Василий Александрович в сентябре 1918 года на Украине в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум летом 1933 года , но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт.  Институт Сухомлинский закончил в 1939 году. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

      Сухомлинский  пишет: «Когда меня назначили директором школы, очень обрадовался, что буду иметь возможность осуществлять свои убеждения вместе с педагогическим коллективом, что моим воспитанником станет каждый ученик. Это было на кануне Великой Отечественной Войны, за плечами у меня был пятилетний опыт работы учителем.»

      В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

      Двадцать  девять месяцев оккупации оставили страшные следы и не только в экономике, но и в духовной жизни. Все, что с такой любовью создавал коллектив педагогов в довоенные годы,- кабинеты, библиотека, богатый плодовый сад, - все было уничтожено, даже парты были сожжены. Вместе со старшими школьниками, учителя, с большим трудом подготовили классные комнаты и кабинеты к занятиям.  

         

         Воспитание, как духовное общение учителя и ребенка 

      Война принесла детям страшное горе —  сиротство. Без подлинной дружбы учителя и ребенка, нельзя было даже думать о том, чтобы все дети посещали школу. Духовный мир многих детей был изуродован не только ужасами оккупации, но и атмосферой бессердечности, равнодушия, создавшихся в отдельных семьях. В селе появилось несколько детей, неизвестно чьих, они жили в жалких уголках, государство тогда еще не могло приютить в детских домах всех нуждающихся.

      Многие  дети, пришедшие в школу, не знали  ласки и заботы. Они насторожены, недоверчивы, некоторые из них озлоблены.

      В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. Будучи уже в должности директора он размышляет: « Воспитание - это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка....  Если главный воспитатель только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестает быть воспитателем. Уже с первых дней директорской работы, факты убеждали в том, что предо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений... Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми. А директор остается как-бы в стороне. Время от времени я пытался включиться в жизнь того или иного детского коллектива: шел вместе с ребятами на работу или в поход по родному краю, ездил на экскурсии, помогал творить те неповторимые радости, без которых нельзя представить полноценного воспитания. Но я и дети чувствовали какую-то искусственность этих отношений... Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Человек, который встречается с учениками только на уроке - по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем... Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, - это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка... Я страдал, когда, бывало, приходил к ученикам, а они чем-то увлечены со своим воспитателем, ты обращаешься к ним, а они не замечают тебя: дети живут богатой духовной жизнью со своим воспитателем, у них свои тайны. Нужен ли такой директор школы? Нет, не нужен. »

      Выдающийся  польский педагог Януш Корчак в одном из писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Это очень тонкая мысль, в сущность которой надо глубоко вникнуть. Не идеализируя ребенка, не приписывая ему каких-то чудесных свойств, подлинный педагог не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью. Василий Александрович твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка. Толь ко тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. (1)

  Одна из важнейших задач школы — давать родителям элементарные знания по педагогике. Школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе. наиболее благоприятные условия для работы школы создаются тогда, когда она расположена на лоне природы, в месте, богатом зеленью и водой и вместе с тем недалеко от места жительства семьи, чтобы ребенок не тратил много времени на дорогу и родители в свободное от работы время могли часто бывать в школе.(2)

      После шести лет работы директором школы  Сухомлинский становится воспитателем классного коллектива.

      Глубокое  влияние на формирование взглядов В.А. Сухомлинского оказали и такие  выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как Песталоцци, Дистервец, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Сухомлинский обладал удивительной способностью, впитывая идеи предшественников.  Влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А. Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал: «...Януш Корчак, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге «Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в черной классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям.»

    Василий Александрович соглашается в  великим писателем и педагогом  Л. Толстым, который утверждал, что  от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Ту же мысль повторил и советский педагог А. Макаренко: человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста.

    В годы, предшествовавшие работе в Павлышской школе, Сухомлинский много раз убеждался  в том, какую огромную роль играет в жизни ребенка учитель начальных  классов. Он должен быть для ребенка  таким же дорогим и родным человеком, как мать. Одно из самых ценных качеств воспитателя - человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. (1) Человек, который приходит в школу малышом-несмышленышем, не должен быть учеником в узком понимании этого слова. Если он для педагога только существо, которому надо дать, вложить в его голову знания, - он не станет всесторонне развитой личностью. (3)

      К важным условиям развития индивидуальности принадлежит наличие свободного времени. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него ежедневно есть время для занятия любимым трудом, трудом по своему выбору. Поэтому рассматривается предоставление ученику свободного времени как создание бесценного богатства. Педагоги сделали  правилом своей воспитательной работы следующее: ребенок должен иметь столько же свободного времени, сколько он затрачивает на уроки в школе. (2)   Гармоническое развитие личности возможно только при условии, что с малых лет человек на собственном опыте убеждается: в жизни есть понятие трудно, есть большое напряжение физических и духовных сил. Постижение трудного открывает перед человеком путь к счастью. (3)

      С самого начала работы в Павлышской школе Сухомлинский заинтересовался  детьми младшего возраста, особенно первоклассниками. С каким трепетным волнением переступают ребята порог школы в первые дни своего обучения, как доверчиво смотрят в глаза учителю! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонек в их глазах, почему для некоторых ребят учение превращается в мучение? Ведь все учителя искренне хотят сохранить детскую непосредственность, радостное восприятие и открытие мира, хотят, чтобы учение было для детей вдохновенным, увлекательным трудом. Не удается это прежде всего потому, что учитель мало знает духовный мир каждого ребенка до поступления в школу, а жизнь в стенах школы, ограничивающаяся учением, регламентированная звонками.

    Сухомлинский  пишет: «Осенью 1951 г., за 3 недели до занятий, одновременно с приемом детей  в 1 класс, школа взяла на учет 6 - летних мальчиков и девочек, то есть тех, кому начинать учиться через год.. С этими ребятами мне предстояло работать 10 лет... Когда я собрал всех родителей вместе с детьми и предложил послать ребят в школу за год до официального начала учения, мнения разделились: одни родители одобряли мое намерение, другие опасались, что преждевременное учение неблагоприятно скажется на здоровье детей. Год, предшествующий обучению за партой, был необходим мне для того, чтобы хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного труда. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать... Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью - отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В микрорайоне нашей школы был 31 ребенок 6 - летнего возраста, 16 мальчиков и 15 девочек. Все родители согласились посылать детей в "Школу радости" - так через некоторое время отцы и матери назвали нашу группу дошкольников.»  Их пришедших в школу детей, были, которые нуждались в моральной поддержке, у кого-то не было одного из родителей, кто-то был сирота.

Информация о работе Гуманистические позиции по вопросам воспитания в трудах и практике работы В.А. Сухомлинского