Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:53, курсовая работа
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава1. Основные принципы гуманистического образования……………………5
Глава2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе……………………………………………………..10
2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А…………………..10
2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А……………………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………….......31
Будучи убежденным в том,
что познание человека это основа
жизни коллектива и личности, Сухомлинский
В.А. выстраивал учебно- воспитательный
процесс таким образом, чтобы
его воспитанники на уроках и внеклассных
занятиях, постигая суть человека, его
деяния, любуясь и восхищаясь красотой
и величием этого ни с чем несравнимого
чуда природы, всматриваясь в себя с
позиции познанного, постепенно «проходили»
тяжелый путь к себе; чтобы всесторонне
познавая себя и одухотворяясь, стремясь
быть совершеннее, «строили» свое «Я».
При этом Сухомлинский В.А. учитывал тот
факт, что потребность познать самого
себя усиливается именно в юношеские годы.
Шестнадцати-
семнадцатилетние намного глубже осмысливают
и точнее оценивают нравственную сторону
своего мироздания и исходя из этого определяют
свое место в настоящем и заглядывают
в будущее. Мысли о будущем активизируют
их деятельность, в процессе которой они
проверяют адекватность своих поступков
и правильность выбора. Особенно важно
отметить то, что происходящие изменения
в развитии самосознания учеников положительно
влияют не только на их объективную оценку
своего «Я», но и побуждают энергичнее
развивать хорошие начала. В этот период
старшеклассники в мыслях создают собирательный
образ героя -свой идеал; глубже осознают
и переживают личное достоинство; в большинстве
своем управляют своими эмоциями; дают
правильную оценку побуждениям; все больше
заботятся о воспитании в себе высоконравственных
чувств. Учитывая это, Сухомлинский В.А.
вносил существенную коррекцию в работу
с ребятами данного возраста. На первый
план в его концепции выдвигалось самовоспитание.
Многолетний опыт убедил Сухомлинского
В.А. в том, что «способность быть судьей
собственной души» [3, т.1.- c.633] наиболее
эффективно вырабатывается в коллективе.
Силу коллектива он усматривал прежде
всего в том, что тот способствовал выработке
объективного отношения воспитанников
к самим себе, формированию умения правильно
выявлять и оценивать свою гражданскую
сущность. При этом основной труд учеба
оценивалась с гражданских позиций и рассматривалась
как гражданский долг, что непременно
сказывалось на повышении результативности
учения. Работа мыслей, чувств в обозначенной
выше связи побуждала школьников больше
внимания уделять самовоспитанию, способствовала
их самоутверждению. И если сейчас все
отчетливее в сознание людей внедряется
мысль о приоритете личного, то во времена,
когда жил и творил Сухомлинский В.А., все
было несколько иначе. Он, в частности,
довольно эффективно проводил в жизнь
идею о гармонизации личных и общественных
интересов. Практика убедила его в том,
что участвуя в жизни коллектива и общества,
развивая экономический базис, создавая
материальные и духовные ценности последнего,
человек вместе с тем создавал и самого
себя. Понимая, что корень дерева, именуемый
гражданственностью, кроется в материализации
благородства, моральной красоты, в труде,
во взаимоотношениях с людьми, Сухомлинский
В.А. направлял свои усилия на то, чтобы,
творя благо, красоту для других, ребенок
переживал бы глубоко индивидуальное
чувство радости, доводил его до вдохновения.
Он заметил и такую закономерность: чем
глубже ребенок переживает тревогу, волнения,
заботу о благе, счастье, красоте, радости
для людей, общества, тем больше предпосылок
появляется у него для полноценного развития
его самосознания. В этой связи ученый
особое внимание акцентировал на периоде
отрочества. Он создавал условия, при которых
подростки, как в зеркале, видели себя
в созданных их руками ценностях: было
ли это посаженное дерево или куст сирени,
сделанная утварь для уборки квартиры
или починенная изгородь у одинокой старушки.
Важно, что при этом подросток испытывал
гордость, а она в свою очередь была незаменимым
средством пробуждения желания стать
еще лучше.
Последнее же, по Сухомлинскому
В.А., это основа гражданской совести.
Педагог акцентировал на этом внимание
еще и потому, что период отрочества,
как известно, отличается особенным строем
мышления. Для подростка характерно соотносить
все, что совершается в его окружающем
мире, что он узнает на уроках. Его занимают
мысли и о совершаемом вокруг, и о нем самом.
Самонаблюдения, самооценка вскрывают
до этого не замечаемые им противоречивые
явления. Подросток вдруг открывает для
себя истину: он оказывается такая же личность
как отец, учитель, любой взрослый
человек. В школьной жизни Павлыша, с ее
моральными богатствами и ценностями,
ребята всегда имели возможность видеть
себя глазами других. Порой им становилось
стыдно. Наедине с собой они переживали,
что подумают об их предосудительном поступке
окружающие. Эмоциональная самооценка
становилась благодатной почвой для «внутренней»
работы ребят, побуждала их к самосовершенствованию,
способствовала самоутверждению.
Отдавая должное самооценке, как важному
этапу в развитии самосознания,
Сухомлинский В.А. постоянно оттачивал
это качество у своих воспитанников.
Незаменимыми здесь были диспуты. Безграничным
полем для дискуссий была, в частности,
тема «Что представляет собой наш жизненный
опыт?» Она интересна тем, что каждый участник
дискуссии как бы со стороны смотрел на
себя, подвергая анализу то, что он делает,
как поступает. Это был разговор об идеях
и идеале через призму личного восприятия
участников дискуссии. В споре каждый
как бы подводил итог, что он сделал. И
здесь без самооценки не обойтись.
Педагог нацеливал ребят, чтобы анализ
проходил под углом зрения практических
целей. А это и учеба, и то, кем быть, каким
быть и др. Развитие самооценки детей Сухомлинский
В.А, напрямую связывал с тем, какое отношение
сумеет сформировать у своих питомцев
школа, как главный ваятель души человека.
Каждый человек себя в чем-то выражает,
будь то убеждения или взгляды, чувства
или настроение, общение с людьми или отношение
к чему-либо и т.п. И выражение это у каждого
проявляется по-своему. Вся сложность
проблемы заключается в том, что не так
легко добиться, чтобы ребята выражали
через них подлинно человеческую сущность.
Как и в других, в этом вопросе, Сухомлинский
В.А. исходил из стержневого положения
о гармонии человека, которая «определяется
тем, как соотносятся, уравновешиваются
две функции человеческой деятельности
-постижение объективного мира и выражение
себя, своего субъективного мира» [5, c.24].
Поскольку объективная реальность
была не в пользу данного положения:
явно превалировала первая функция,
то есть постижение объективного мира,
ученик выражал себя в основном оценкой
по предмету, то педагог искал адекватные
пути разрешения данного противоречия.
Учебно-воспитательный процесс он выстраивал
таким образом, чтобы воспитанник
имел возможность выразить себя как
думающая, мыслящая личность, как гражданин,
как труженик и, наконец, -что самое
главное, как человек.
Сухомлинский В.А. обратил внимание на
такую закономерность: «Человек только
тогда совершенствует себя, когда он выражает
себя, своей увлеченностью как бы освещает
путь другим» [3, т.1.- С.181].
Его педагогическая система
была направлена на то, чтобы вызвать
у каждого воспитанника стремление
к выражению себя, чтобы достойное
поведение одного было бы примером
для других, а чье-то достижение вдохновляло
остальных. Этому, в частности, способствовало
то, что примерное поведение
Отметим и то, что Сухомлинский В.А. предостерегал
не смешивать понятия: «выразить себя»
и «показать себя». Второе свойственно
скорее людям с искаженным представлением
о красоте поведения, о высоких чувствах,
мыслях; им иногда хочется всего лишь покрасоваться.
Идеалом воспитания Сухомлинский В.А.
считал такое положение, при котором буквально
каждый воспитанник становился бы главным
в деле, в каком ему не было бы равных. И
в этой связи он направлял усилия руководимого
им педагогического коллектива на то,
чтобы «добраться» до той жилки, с которой
начинается неповторимость личности,
ее талант.
Сухомлинский В.А. считал детство
и отрочество периодами, когда происходит
творение доброго имени человека. По его
мнению, уже к моменту вступления в
юношеский возраст должна быть «прочная
завязь личности», гордой от того, что
она может себя в чем-то конкретно выразить.
В эту пору происходит моральное, идейное
и гражданское самоутверждение личности,
вызревает ответ на вопросы:«Как жить?»
«Каким человеком я должен стать?». Сухомлинский
В.А. и его коллеги всячески стимулировали
раздумья и поиски ребят. Вся их жизнедеятельность
выстраивалась таким образом, чтобы она
побуждала их еще
активнее углубляться в свои мысли, в чтение,
была катализатором все большего
познания и осмысления явлений и процессов,
происходящих в мире их окружающем и их
самих, обогащения самосознания.
Трудно представить подлинное воспитание
без такой важной составляющей как
самовоспитание. Сухомлинский В.А. неоднократно
подчеркивал, что только «воспитание,
побуждающее к самовоспитанию» и есть
«настоящее воспитание» [3, т.5.- c.2].
Постоянно
познавая «себя в себе», «овладевая собой»,
говорил он, человек должен сам заниматься
воспитанием своих чувств, дисциплинировать
мысль и волю, вырабатывать уравновешенный
характер. Вместе с тем, прямое побуждение
ребенка к самовоспитанию, постоянные
призывы «работать над собой» не дадут
желаемого результата, если они не будут
опираться на собственную активность
ребят, на их потребность в «самоосуществлении».
Коллектив Павлышской школы, придавая
огромное значение самовоспитанию своих
учеников, разработал программы по многим
его аспектам. Исходным самовоспитания
было наущение ребенка самоорганизации,
то есть научение умению «заставить себя».
Оптимальным периодом для этого Сухомлинский
В.А. считал возраст с 7 до 10-11 лет, так как
в детстве и раннем отрочестве ребята
восприимчивы к советам старших и с интересом
следуют им. Решение проблемы «заставить
себя», «победить самого себя» Сухомлинский
В.А. начинал с самого простого: с дел, содержащих
элементы игры. Многолетняя педагогическая
практика убедила Сухомлинского В.А. в
том, что формирование положительных взглядов
немыслимо без выработки у воспитанников
определенной системы самовоспитания
и самообразования. Однако тяга к ним будет
проявляться в том случае если воспитанник
научится видеть себя, объективно оценивать
моральный аспект своего поведения и свое
«Я» в целом.
Чтобы побудить ребенка к самовоспитанию
в труде и учебе, Сухомлинский В.А.
создавал атмосферу самовыражения, в которой
ребенок, подросток, юноша или
девушка «с изумлением и восхищением»
видели «творение своих рук», находили
в нем «самого себя». И неслучайно, как
уже указывалось выше, гармоничность воспитания
Сухомлинский В.А. рассматривал как соотношение,
уравновешенность двух функций человеческой
деятельности: «познание, постижение объективного
мира» и «выражение самого себя», «своей
внутренней сущности». При этом он подчеркивал:
задача учителя состоит в том, чтобы содействовать
выражению ребенка не только в отметках
и баллах, ибо учение лишь частица его
духовной жизни. Это делать тем более необходимо,
если в сфере учения есть трудности.
Для их смягчения, постепенного преодоления
и, в конечном счете, для ощущения полноты
духовной жизни важно способствовать
самовыражению воспитанника в других,
подвластных его умственным силам и способностям,
сферах - тем самым утверждая нравственное
достоинство взрослеющей личности, помогая
ей пережить ни с чем несравнимое чувство
человеческой гордости и счастья от того,
что «я вижу себя в созданном мире», «я
воплощаю» в этом свои интеллектуальные,
физические, нравственные силы, «я могу
преодолевать трудности и выходить победителем
в борьбе за самого себя, за свою нравственную
красоту и совершенство».[4, c.172].
То есть нужно, чтобы
учение стало радостной,
Нравственное
самовоспитание, по мнению Сухомлинского
В.А., основывается на желании быть хорошим,
чутким и тонким своей душой, на желании
познания человека, человека в окружающем
мире. «Единство воспитания и самовоспитания
начинается там, где человек, познавая
человеческое (в окружающем мире), познает
тем самым себя, учится смотреть на себя
как бы со стороны...ему хочется быть лучшим»
[3, т.2.- с.651].
Мощным стимулом в практике Сухомлинского
В.А., побуждающим ребят по-настоящему
заниматься самовоспитанием, была забота
воспитанников о другом человеке, помощь
старших младшим и т.п. Сухомлинский В.А.
в этой связи стремился к тому, чтобы детскими,
техническими, сельскохозяйственными
и иными кружками руководили сами школьники.
К примеру, в кружке юных механизаторов,
объединяющих детей начальных классов,
ребята учились запускать маленький двигатель,
управляли игрушечным автомобилем, монтировали
модель электрифицированной железной
дороги и т.п. Здесь труд сочетался с игрой.
Руководитель кружка старшеклассник
чувствует себя хозяином положения. Малыши
с уважением относятся к нему, а тот посвящает
их в таинства науки и техники. В кружке
установились интересные отношения. Это
и дружба ребят разного возраста, и забота
старшего о младших, и взаимное обогащение.
Вместе с тем, это и незаменимый источник
самовоспитания ребят. Старшеклассник,
видя творческое взросление детей,
чувствовал удовлетворение, ибо в этом
и его
заслуга. А вместе с тем общение с малышами,
желание всякий раз открыть,
показать им что-то новое, увлекательное,
вопросы ребят и, порой не простые,
побуждали его овладевать все новыми и
новыми знаниями и умениями. В свою
очередь, наблюдая за своим старшим товарищем,
малыши также стремились быть похожими
на него. Вот это есть то состояние, когда
воспитание сливается с самовоспитанием
и которое Сухомлинский В.А, считал самым
продуктивным в развитии самосознания
человека.
Практика позволила
Сухомлинскому В.А. убедиться в том, что
лучшим средством самовоспитания ребят
является их забота о другом человеке.
«Настоящее воспитание, делает вывод педагог,
начинается там, где человек чувствует
себя уже не только воспитанником, но и
ответственным за судьбу других людей»
[3, т.3.- c.510] .
Важность самовоспитания определяется
тем, что шире и глубже познавая
окружающий мир, воспитанник вместе с
тем все больше познает и самого себя,
оценивает свой потенциал в разных аспектах
жизнедеятельности, проверяет
стойкость своих убеждений, сверяет поступки,
поведение, самоутверждается.
Стимулом же как самопознания, так и самоутверждения
является идеал, то есть
то, что восхищает, изумляет, воодушевляет
ребят. Это последнее рождает
стремление быть хорошим, что в свою очередь
побуждает к самовоспитанию.
Сухомлинский В.А. считал коллектив незаменимым
в вопросах разгадывания таинств «Я» своих
воспитанников. С этой целью он создавал
такие взаимоотношения в коллективе, при
которых тот или иной воспитанник чувствовал
бы большую ответственность за другого
человека, за коллектив, за какое-то дело.
Ибо, по его убеждению, только в ответственности,
деятельности наиболее рельефно проявляется
то, на что способен человек. Учитывал
Сухомлинский В.А. и тот факт, что с развитием
чуткости личности к собственному миру
мыслей и чувств, с возрастания уважения
к самому себе неминуемо ограничивается
и сфера влияния коллектива на личность,
так как «воспитание самоуважения закономерно
ведет к расширению сферы личного, интимного,
неприкосновенного» [6, c.59]. Среди источников,
стимулирующих интерес к самовоспитанию
Сухомлинский В.А. на одно из первых мест
ставил беседы с воспитанниками. При этом
он заметил, что та или иная беседа с ребенком
будет эффективной лишь в том случае, когда
у того самого созреет желание открыть
душу учителю. Такому же состоянию предшествует
ряд условий. Среди них самым важным, по
мнению Сухомлинского В.А., является уверенность
ребенка в том, что сказанное им во время
беседы не будет использовано против него
и что доверительный разговор останется
в тайне. Каждая беседа это прикосновение
к детскому сердцу. И такое прикосновение
«должно быть нежным, самым искренним»
[6, c.59]. Это еще одно условие проведения
индивидуальных бесед. Среди других условий
Сухомлинский В.А. называл: умение выслушать
жалобу, не усматривая в ее авторе плаксивого
ябедника. Следствием беседы никогда не
должно быть наказание ребенка, открывшего
душу учителю. Побуждающими к самовоспитанию
были также «уроки мышления», «уроки творчества»
и др.
Чтобы процесс самовоспитания не затормозился,
чтобы на его развитие мог
оказывать определенное влияние учитель,
Сухомлинский В.А. учитывал ряд определяющих
его обстоятельств. Среди них на первое
место Сухомлинский В.А. ставил откровенные
доверительные отношения между воспитанником
и учителем. Только такие отношения открывали
ему дорогу к сердцу воспитанника и надежду
на то, что его «поучения» воспринимаются
«как мудрость жизненного опыта». Откровение
воспитанника с учителем -«это, -утверждал
Сухомлинский, -процесс взаимного облагораживания
чувств и мысли». Следствием такого процесса
является вытеснение примитивных чувств
более тонкими, возвышенными. «Человек,
как говорят в таких случаях: «Берет себя
в руки». «Открыв свою душу, излив чувства
и мысли», он убеждается, что и сам теперь
«в состоянии изменить свое самочувствие,
повлиять на себя» [3, т.2.- c.65]. Именно такие
моменты являются толчком к самовоспитанию.
Второе обстоятельство находится в плоскости
собственного становления воспитанника:
зависимость определяется пониманием
и переживанием самим воспитанником того,
что «сегодня он стал лучше, чем вчера,
что в его душу входит человеческая красота,
и это вхождение красоты зависит в огромной
мере от него самого, от собственной его
воли» [3, т.2.- c.66]. Третье обстоятельство,
как и второе, обуславливается осознанием
учеником собственного становления, сливающегося
с чувством его гордости за первые успехи,
которые порождают у воспитанника уважение
к самому себе. Последнее подводит нас
еще к одному аспекту процесса самовоспитания
самоуважению, детской интеллигентности,
как его называл Сухомлинский В.А.
Решая проблему самовоспитания
ребят, Сухомлинский В.А. не менее пристальное
внимание уделял формированию и развитию
потребности в самообразовании. Опыт убедил
его в том, что в основе такой потребности
лежат интересы и увлечения ребят. Сухомлинский
В.А. определил наиболее продуктивный
путь воспитания и самовоспитания потребности
в самообразовании, который шел от увлечения
кружковой работой к книге, от книги к
углублению познаний по интересующему
вопросу, а затем к творческому труду.
Сухомлинского В.А. беспокоила
проблема образования и воспитания в школах.
Его целью было сделать свой вклад в образование.
Не смотря на преграды, стоящие перед ним,
у него это получилось. Сухомлинский В.А.
сыграл большую роль в истории развития
гуманистической педагогики, и сейчас
его труды и опыт, переданные из поколения
в поколение, приносят плоды.
Гуманизм играет
далеко не последнюю роль в жизни человека
и общества. Можно сказать, что гуманизм
возник с появлением человека и будет
существовать пока человек не исчезнет.
Он тесно связан с жизнью и деятельностью
людей. По мере развития общества изменялся
и гуманизм. Огромную роль гуманизм сыграл
в образовании и воспитании подрастающих
поколений. Многие педагоги в своих концепциях
брали за основу гуманистические идеи.
Гуманное отношение к детям- основной
принцип гуманистического воспитания.
Многие выдающиеся педагоги считали главной
в деле воспитания мысль о том, что мир
держится на любви к детям. Сухомлинский
В.А. был из их числа. Все его труды объединены
одной философией - «философией сердца»,
обращенной как к детям, так и к людям всех
возрастов и всех родов занятий.
И если воспитание — это прежде всего
постоянное духовное общение старшего
с младшим, то главное в нем — творчество
взаимных отношений, то есть сотворчество.
Сухомлинский В.А. не уставал повторять,
что в воспитуемом любого возрастного
уровня следует видеть и всячески поддерживать
самостоятельно мыслящее и инициативно
действующее существо и главное в воспитании
— становление и развитие самовоспитания.
Не формальные учительские усилия и не
«педагогическое» насилие, какими бы благими
намерениями оно ни мотивировалось, а
искусство подобрать ключик к внутреннему
миру воспитанника, чтобы этим ключиком
завести на всю дальнейшую перспективу
«механизм» интеллектуального и нравственного
саморазвития, — таков основополагающий
принцип. Дух самостоятельного поиска,
вкус к решению разнообразных задач, а
вместе с тем и нравственное сознание
— вот что необходимо заложить в умы и
сердца молодого поколения. Сухомлинский
В.А. говорил, что для этого следует учить
молодого человека познавать себя и воспитывать
себя. Самовоспитание культуры, дисциплины,
воли и мысли, повседневный самоконтроль,
выработка характера, управление эмоциями
— все это ребенок или подросток (а тем
более юноша) может и должен под руководством
старшего делать сам, все более познавая
себя и овладевая собой. Но подобное возможно
лишь при развитости души, чуткости к окружающим
человеческим воздействиям, прежде всего
к доброму слову, совету, ласковому или
укоризненному взгляду.
Таким образом, воспитание по Сухомлинскому
В.А. — это
управление самовоспитанием, в организации
которого вся суть педагогического искусства.
В воспитании положительной
личности Сухомлинский В.А. видел воспитание
такого стойкого, неодолимого морального
начала, благодаря которому человек сам
становится источником благотворного
влияния на других — он творит вокруг
себя доброе поле, распространяет здоровое
влияние и, заражая своим примером других,
одновременно утверждает еще больше и
в себе самом собственную нравственную
основу.
Разработанная Сухомлинским В.А. педагогическая
система не только обогатила педагогическую
науку новаторскими идеями и положениями,
внесла вклад как в теорию, так и в практику
образования и воспитания, но и составила
значительный, революционный этап в развитии
отечественной педагогической мысли.
Информация о работе Гуманистическая педагогика В.О. Сухомлинского