Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:53, курсовая работа
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава1. Основные принципы гуманистического образования……………………5
Глава2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе……………………………………………………..10
2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А…………………..10
2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А……………………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………….......31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
им. адм. С.О.МАКАРОВА
Кафедра прикладной лингвистики
«Гуманистическая педагогика В.О. Сухомлинского»
Курсовая работа
студента 1 курса
специальности 6.020203 "Прикладная лингвистика"
Акатова Бегендика
к.п.н., в.о. доц.
Николаев 2012
Введение…………………………………………………………
Глава1. Основные принципы гуманистического
образования……………………5
Глава2. Сухомлинский В.А.- основоположник
гуманистического направления воспитания
в советской школе……………………………………………………..10
2.1. Жизнь и педагогическое творчество
Сухомлинского В.А…………………..10
2.2. Концептуальные положения и основополагающие
принципы педагогической системы Сухомлинского
В.А……………………………………16
Выводы………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….....
Идеи гуманизации
воспитания и обучения школьников русского
государства волновали российских педагогов.
Они стремились реализовать их в практике
работы воспитательно-образовательных
учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский,
Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев,
одни из первых в российской педагогике
своего времени стали разрабатывать гуманистические
традиции отечественной и мировой педагогической
мысли. В их число входит и Сухомлинский
В.А.
Проблема воспитания
и обучения всегда являлась актуальной
темой для обсуждения, она и сейчас находится
в центре внимания педагогов-новаторов.
С изменением общества, с достижением
каждого нового этапа развития педагогические
методы, средства и формы воспитания и
обучения меняются, трансформируются.
С каждым днем появляются новые открытия,
уточняются положения, понятия, на смену
старым педагогическим теориям приходят
новые. Процесс обновления педагогики
- это процесс неизменный, как и само общество.
Однако наследие педагогической науки,
накопленное на протяжении многовековой
истории развития человечества, было и
остается ядром современной педагогической
мысли.
Педагогика как и
всякая наука преследует свой идеал - идеал
человеческой личности, отраженный в гуманизме.
В трудах педагогов-гуманистов четко прослеживается
линия гуманного отношения к детям. Отличительной
особенностью педагогической системы
и практической педагогической деятельности
у Сухомлинского В.А. явилось создание
самоуправляемых воспитательных коллективов,
жизнь которых открывала широкие возможности
для самореализации и саморазвития личности,
проявления ее способностей и дарований.
Тема исследования – значение гуманизма
в воспитании подрастающего поколения.
Объект исследования – научное и творческое
наследие Сухомлинского В.А.
Предмет исследования - гуманистическая
направленность в педагогике Сухомлинского
В.А.
Цель исследования – проанализировать
основные положения концепций педагогики
Сухомлинского В.А., как основы гуманистического
воспитания.
Задачи исследования:
- Проанализировать возникновение и развитие
гуманизма в истории.
- Выявить значение гуманистического
воспитания в образовании.
- Раскрыть сущность гуманистических принципов
воспитания в
творчестве Сухомлинского В.А.
Методологическую основу исследования
составляют положения о воспитании как
общечеловеческой ценности, о присущей
мировому педагогическому процессу тенденции
развития в гуманистическом направлении,
о человеке как субъекте деятельности,
познания, общения, саморазвития и самореализации.
Методы исследования: теоретический
анализ педагогической и психологической
литературы, систематизация, классификация,
обобщение фактов и явлений.
1. Основные принципы
гуманистического образования
Еще с середины XVIII века, в первую очередь,
под влиянием западноевропейской культуры
в России начинает формироваться теоретическое
педагогическое сознание. Его становление
связано с именами М.В. Ломоносова, И.И.
Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С
середины XIX века в период рассвета русского
Просвещения этот тип педагогического
сознания представлен в трудах В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова,
Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого,
К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой
плеяды последователей. Российская педагогика
этого периода — одно из ярчайших явлений
в истории мировой педагогической мысли.
Деятели России не только освоили все
формы теоретического педагогического
сознания, но и создали труды, не уступающие
по своему содержанию лучшим произведениям
мировой педагогики. Ими разработаны и
обоснованы гуманистический принцип воспитания,
приоритет воспитания в образовании, личностный
подход в воспитании, ответственность
учителя перед народом за свою деятельность
и т.д.
Гуманистический
подход к образованию - прежде всего комплекс
мероприятий, интегрирующий богатство
лучших методик, накопленных «поведенческой»
и «когнитивной» педагогическими школами,
однако он отличается концентрацией на
личностном развитии обучаемого, что в
свете нарастающей информатизации современного
общества приобретает особую важность.
Комплексность данного подхода предполагает
свободное варьирование методов. Можно
выделить принципиальные требования гуманистического
подхода к образованию:
-Наполненность содержания обучения жизненными
проблемами обучаемого, создания ситуации
учения, в которой бы студенту разрешалось
взаимодействовать с важными для него
проблемами и вопросами, которые он стремится
разрешить в принципе;
-"Реальность личности" преподавателя,
который должен вести себя адекватно переживаемым
чувствам и состояниям, проявлять свои
человеческие качества во взаимодействии
со студентами;
-Принятие преподавателем обучаемого
таким, какой он есть, и понимание его чувств.
Подчеркивается необходимость теплого
принятия, безусловного позитивного отношения
преподавателя к студенту;
-Преподаватель должен стремиться к тому,
чтобы студенты узнали о его знаниях и
опыте и о том, что им разрешено обращаться
к этим знаниям, но он не должен навязывать
их. Обучение не должно быть директивным,
напротив, обучаемый должен чувствовать
себя свободно в мире источников знаний
и информации и всегда иметь возможность
вступить в диалог с преподавателем, выбрать
альтернативное решение проблемы.
Среди закономерностей функционирования
и развития воспитания в целостном педагогическом
процессе необходимо выделить главную
- ориентацию на развитие личности. При
этом, чем гармоничнее будет общекультурное,
социально-нравственное и профессиональное
развитие личности, тем более свободным
и творческим человек становится в реализации
культурно-гуманистической функции. Данная
закономерность, в свою очередь, позволяет
сформулировать ведущий принцип в системе
гуманистических принципов воспитания
- принцип непрерывного общего и профессионального
развития личности. Все остальные принципы,
имея в своей основе эту закономерность,
подчинены ему и обеспечивают внутренние
и внешние условия его осуществления.
Именно в этом смысле гуманизация образования
и рассматривается как фактор гармоничного
развития личности. Данная ориентация
требует выдвижения целей образования,
которые обеспечивали бы не обязательно
универсальные, но обязательно объективно
необходимые базисные качества для развития
личности в том или ином возрастном периоде.
Личностный подход как принцип
воспитания требует отношения к учащемуся
как к уникальному явлению независимо
от его индивидуальных особенностей. Он
предполагает, что и педагоги, и учащиеся
относятся к каждому человеку как к самостоятельной
ценности, а не как к средству для достижения
своих целей.
Личностный
подход органично связан с принципом
персонализации педагогического взаимодействия,
который требует отказа от ролевых масок,
адекватного включения в этот процесс
личностного опыта (чувств, переживаний,
эмоций, действий и поступков) [1, С.79].
Гуманистический принцип полисубъектного
(диалогического) подхода обусловлен тем,
что гармоничное развитие личности возможно
только в условиях субъект-субъектных
отношений, равноправного учебного сотрудничества
и взаимодействия. Он преобразует суперпозицию
педагога и подчиненность учащегося в
личностно-равноправные позиции сотрудничающих
людей. Такое преобразование связано с
изменением ролей и функций участников
педагогического процесса. Педагог не
воспитывает, а актуализирует, стимулирует
стремление учащегося к саморазвитию,
изучает его активность, создает условия
для самодвижения.
Принцип индивидуально-творческого подхода
к воспитанию включает в себя непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Индивидуально-творческий
подход предполагает создание условий
для самореализации личности, выявления
(диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает
и личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.
Принцип профессионально-этической
взаимоответственности обусловлен закономерностью,
согласно которой готовность участников
педагогического процесса принять на
себя заботы о судьбах людей, о будущем
нашего общества предполагает их гуманистический
образ жизни, соблюдение норм педагогической
этики. Данный принцип требует того, чтобы
и педагоги, и учащиеся не шли на поводу
обстоятельств, складывающихся в педагогическом
процессе, а могли вырабатывать свою стратегию
развития, сознательно и планомерно совершенствовать
себя.
В реальной педагогической
практике, важно учитывать частные принципы
организации воспитательной работы:
Принцип обучения и воспитания детей в
коллективе предполагает оптимальное
сочетание коллективных, групповых и индивидуальных
форм организации педагогического процесса.
В коллективе усваиваются правила общения,
поведения, вырабатываются организаторские
навыки. Коллектив не поглощает, а раскрепощает
личность, открывает широкий простор для
ее всестороннего и гармонического развития.
Принцип связи
воспитания с жизнью и производственной
практикой, который требует систематического
ознакомления школьников с текущими событиями,
формирования опыта их анализа для последующей
деятельности.
Принцип эстетизации
детской жизни позволяет развить у них
высокий художественно-эстетический вкус,
дать им возможность познать подлинную
красоту общественных эстетических идеалов.
Принцип организации детской
деятельности - уважение к личности ребенка
в сочетании с разумной требовательностью
к нему. Разумная требовательность всегда
себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает, если
она объективно целесообразна, продиктована
потребностями воспитательного процесса,
задачами всестороннего развития личности.
Принцип опоры на
положительное в человеке, на сильные
стороны его личности. В школьной практике
приходится иметь дело с учащимися, находящимися
на разных уровнях воспитанности. Даже
у самых трудных ребят есть стремление
к нравственному самосовершенствованию,
которое легко погасить, если обращаться
к ним только с помощью упреков и нотаций.
Но это стремление можно поддержать, если
учитель вовремя заметит и поощрит малейшие
порывы школьника к тому, чтобы разрушить
привычные формы поведения.
Принцип согласованности
требований школы, семьи и общественности
указывает на то, что случайность и неупорядоченность
педагогических воздействий, несогласованность
в требованиях, предъявляемых к учащимся
школой, педагогами, семьей и общественностью
наносит вред делу воспитания.
Принцип сочетания прямых
и параллельных педагогических действий.
Сущность параллельного действия в том,
что, воздействуя не на отдельную личность,
а на группу (коллектив), педагог превращает
его из объекта в субъект воспитания. При
этом формально воспитателя интересует
только коллектив, а в действительности
он использует его как инструмент для
работы с каждой отдельной личностью.
Каждое воздействие в соответствии с этим
принципом должно быть воздействием на
коллектив, и наоборот [1, С.265].
Воспитание должно основываться
на научном понимании естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими законами
развития природы и человека. Содержание,
методы и формы воспитания должны учитывать
необходимость возрастной и половой дифференциации,
организации социального опыта человека.
Так же воспитание должно основываться
на общечеловеческих ценностях и строиться
с учетом особенностей этнической и региональной
культур: решать задачи приобщения человека
к различным пластам культуры.
В целом, можно отметить общие
принципы конструирования
2 Сухомлинский
В.А.- основоположник гуманистического
направления
воспитания в советской школе
2.1 Жизнь и педагогическое творчество
Сухомлинского В.А.
Василия Александровича
Сухомлинского — крупнейший отечественный
педагог нашего времени.
Он — автор более 40 книг, свыше 600 статей,
1200 сказок и рассказов для детей. Его труды
переиздавались огромными тиражами, а
его главная книга «Сердце отдаю детям»
издана на 30 языках мира.
Биография Василия Александровича Сухомлинского
типична для советских людей, молодость
которых выпала на годы Великой Отечественной
войны. Время лишений, разрухи, людской
вражды и ненависти. Едва отгремела война,
началась коллективизация. Особенно тяжело
протекала она на Украине. Обезлюдели,
вымерли многие села. В стране царили голод
и болезни. Далее годы террора государства
против собственного народа. Затем Отечественная
война с фашизмом, война жестокая и кровавая.
Сухомлинский В.А. вынес ее, как говорят,
«на своих плечах».
Родился он 28 сентября 1918 года в селе Васильевка
на Херсонщине (теперь Кировоградская
область). Здесь прошли его детство и юность.
Отец Сухомлинского В.А. был крестьянин.
Четверо его детей стали учителями. Преподавали
украинский язык и литературу. В 1933 г. отправился
в Кременчуг. Думал о медицинском образовании,
но поступил на рабфак. Закончил его и
поступил в педагогический институт. После
двух лет учёбы, в 1935 г., стал преподавателем
заочной школы недалеко от родного села.
Ему было всего 17 лет. Он перевёлся на заочное
отделение в Полтавский педагогический
институт и окончил его в 1939 г. После окончания
института работал учителем в Онуфриевской
средней школе. В 1941-м добровольцем ушёл
на фронт. В январе 1942-го тяжело ранен под
Москвой. В его груди навсегда остался
осколок. Долгое лечение в госпитале на
Урале, после которого он по состоянию
здоровья в армию уже не вернулся. Его
назначили директором школы в Уфе. Потом
возвращается в родные места, недолго
работает заведующим района, а с 1948 до
последнего дня руководит Павлышской
средней школой.
Деятельность Сухомлинского В.А. протекала
не в самых благоприятных для творчества
условиях. Он видел много горя, много ненависти,
много человеческого зла. Но тяжелая жизнь
не ожесточила душу Сухомлинского В.А.
Он всегда и во всем был доброжелателен
и отзывчив, любил людей, старался пробуждать
добрые чувства. Вокруг него было лицемерие,
ханжество, моральное разложение руководящих
структур, всесильной власти идеологии,
опутавшей и культуру, и науку. Сухомлинскому
В.А. приходилось учитывать идеологические
руководящие установки, отвечать на нападки
ретроградов от педагогики, малообразованных,
но активных защитников «чистоты» советской
педагогики, теории коммунистического
воспитания, в рамки которой не всегда
укладывались его мысли и дела. Все это
дополнялось бесконечными изнуряющими
разговорами с издателями и редакторами,
объяснениями, убеждениями и т.д. Это сейчас
мы читаем только хвалебные оды в адрес
Сухомлинского В.А. А тогда все было иначе.
Педагогическое и творческое наследие
Сухомлинского В.А. огромно, разносторонне,
многопланово, но оно до сих пор пополняется
ранее не публиковавшимися работами. Его
творчество постоянно обогащалось, углублялось,
оттачивалось. Особая заслуга Сухомлинского
В.А. состоит в том, что он одним из первых
отечественных педагогов удачно объединил
идею всестороннего развития личности
с идеей гармоничного развития общества.
Он постоянно акцентировал внимание на
том, что учебно-воспитательный процесс
призван сохранить функциональное единство,
которым природа наделила каждого из нас,
— единство души, духа и тела.
Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского
В.А. была любовь
к ребенку. Этот вывод наводит на мысль
о глубоких христианских истоках творчества
Сухомлинского В.А., о его внутренней вере
в истинно христианскую любовь к ближнему,
истинно христианское всепрощение. «Что
самое главное было в моей жизни?» — спрашивал
Сухомлинский В.А. себя в предисловии к
книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий
отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь
и книга названа «Сердце отдаю детям».
Именно величайшая гуманистичность педагогики
Сухомлинского В.А. привлекла к нему не
слабеющий интерес во всем мире. Его работы
изданы на английском, немецком, французском,
польском, испанском, японском и многих
других языках.
Вся деятельность Сухомлинского В.А. протекала
в педагогическом пространстве, состоящем
как бы из двух миров — из мира социалистической
педагогической обыденщины (сильных мира
сего, в том числе деятелей в области образования,
педагогики, издательского дела) и собственно
мира образования — школы, детей. И если
с первым миром поневоле приходилось сотрудничать,
если в первом мире, где процветали не
самые человечные отношения, не грех было
и слукавить, чтобы выстоять для продолжения
работы, развития своих идей или просто
выжить, то во втором мире кривить душой,
а тем более лукавить было нельзя. В этом
втором мире Сухомлинский В.А. по-настоящему
жил, этому второму миру он был открыт
полностью, ему он был беспредельно предан.
Этому второму миру он без остатка отдал
свое сердце. И он добился признания и
небывалого для педагога почета — Звезда
Героя Социалистического Труда, два ордена
Ленина, медали К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко,
Государственная премия УССР и др. Власть
стремилась кнутом и пряником вогнать
Сухомлинского В.А. в привычный ряд пропагандистов
идей марксизма-ленинизма. Вот как характеризуется
деятельность Сухомлинского В.А. в 25-м
томе третьего издания БСЭ (1976): «Разрабатывал
вопросы теории и методики коммунистического
воспитания в школьном и семейном коллективах,
всестороннего развития личности учащихся,
педагогического мастерства, а также пропагандировал
идеи советской гуманистической педагогики».
В предисловии редакционной коллегии
к наиболее полному пятитомному собранию
его избранных произведений эта мысль
ужесточается. На поставленный самими
авторами предисловия вопрос:
«Что же было главным в теоретической
и практической деятельности выдающегося
педагога?» — дается такой ответ: «Основное,
самое важное заключение в том, что Сухомлинский
В.А. был талантливым пропагандистом идей
марксистско-ленинской педагогики». [3,
т.1 - с.20].
Ему из далекого
украинского села только за это было позволено
иногда высказывать крамольные мысли,
заботиться о духовном мире детей, сеять
в их душах вечное, доброе, человечное,
осуществлять глубокий индивидуальный
подход в условиях всеобщего единства
(а на самом деле одинаковости) школы, однообразия
содержания, средств и методов обучения.
Осознавал ли сам Сухомлинский В.А. двойственность
своего состояния, поведения и творчества.
Возможно, длительная практика нелегкой
борьбы и жизни, проб и ошибок выработала
в нем неосознаваемые защитные механизмы
мышления и деятельности. Но на каком-то
этапе своей жизни Сухомлинский В.А. не
только почувствовал эту двойственность,
но и сознательно действовал определенным
образом во имя недопущения постороннего,
чиновничьего вмешательства в мир,
в котором он жил, во имя которого творил.
И он победил.
Он, один из немногих теоретиков и практиков
образования, не только сохранил, уберег,
но и развил гуманистическую традицию
в педагогике, передал ее педагогам новых
поколений.
С какой надеждой ожидал Сухомлинский
В.А. социальных и политических
перемен в нашей стране, надеясь, что можно
будет открыто «во всеуслышание» сказать
правду о системе образования, педагогической
науке, о тех, кто руководит ею, о школе
будущего. К сожалению, Сухомлинский В.А.
не дожил до этого времени. Только сейчас
в России создаются предпосылки для расцвета
истинно прогрессивной гуманистической
педагогики, истинно гуманного образования.
И именно сейчас мы снова и снова обращаемся
к наследию Сухомлинского В.А. В России
всегда были борцы разного типа. Одни активно
и открыто выступали против правящей государственной
идеологии и ее влияния на общество. Они
становились диссидентами. Таких людей
отлучали от дел, высылали, заключали в
тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы.
О них писали в подпольной печати, сообщали
«голоса». Однако влияние их на умы и души
людей было ограниченным.Но были борцы
и другого рода. Найдя приемлемую для себя
и, главное, для системы форму изложения,
они проповедовали идеи, пробуждающие
человеческое в человеке, низвергающие
принципы тоталитарной идеологии.
Влияние этих деятелей культуры и науки
на людей было огромно, их вклад в
борьбу с тоталитаризмом был не менее
весом и существенно более эффективен.
Думаю, что к борцам второго типа можно
отнести и Сухомлинского В.А.Гражданская
позиция Сухомлинского В.А., как, впрочем,
и все его педагогические взгляды и творчество,
не оставались неизменными.
Они существенным образом
менялись по мере проникновения в сущность
гуманистических идей, по мере роста его
популярности и авторитета в научно-педагогическом
обществе по мере расширения его известности
в обществе.
Постепенно Сухомлинский
В.А. отказывается от камуфляжа с помощью
искусственно притянутых цитат, ссылок
на авторитет политических деятелей и
все более открыто и последовательно исповедует
идеи гуманистической
педагогики. Это особенно проявляется
в работе последних лет его жизни «Как
воспитать настоящего человека», «Рождение
гражданина», последних статьях, письмах
коллегам и друзьям. По своей сути Сухомлинский
В.А. всегда был последовательным борцом
против тоталитарной педагогики, стремящейся
воспитывать послушных бессловесных «винтиков»
тоталитарного государства. Он постоянно
подчеркивал, что попытки руководить «приказом,
требованием беспрекословного подчинения,
организованной зависимостью не только
обречены
на провал, но и представляют собой источник
лицемерия и двоедушия». «Там, где на таком
фундаменте, — писал Сухомлинский В.А.,
— пытаются строить коллектив, процветает
ябедничество, наушничанье, обман» [7,c.
42].
В сказках, новеллах, рассказах Сухомлинского
В.А. ощущается внутренняя
напряженная борьба за человеческое в
человеке, противостояние угрозе
дегуманизации человека. Все его педагогическое
и художественное творчество как бы
противостоит технократическому вызову,
формирующему своеобразное мировоззрение,
существенной чертой которого является
приаритет средств над целью, цели
над смыслом и общечеловеческими интересами,
смысла над бытием и реальностями современного
мира, техники над человеком и его ценностями.
Он всем своим творчеством как бы противопоставляет
технократическому вызову гуманистическую
ориентацию, объявляющую человека высшей
ценностью на земле.
Средствами педагогики он пытался решать
глобальные проблемы: Человек и мир, Человек
и природа, Человек и общество, Человек
и человек. Все его книги объединяют
вера в общечеловеческие ценности и неповторимость
человеческой жизни, талантливость и самобытность
каждого.
Анализируя многогранное творчество Сухомлинского
В.А., следует рассматривать различные
грани его таланта — вдумчивого педагога-практика,
творчески мыслящего воспитателя; глубокого,
основательного ученого в области педагогики,
высокообразованного человека, непревзойденного
мечтателя и архитектора школы будущего.
И удивительно, в его педагогические построения,
теоретические модели веришь больше, чем
в иные «научно обоснованные» и «экспериментально
проверенные» педагогические диссертации,
потоком проходящие через диссертационные
советы и высшие аттестационные комиссии
и комитеты. Еще более удивительно то,
что многие педагогические воззрения
Сухомлинского В.А. сбываются в условиях
демократизации образования. Гуманистические
идеи Сухомлинского В.А. неотвратимо проникают
в школу.
2.2 Концептуальные
положения и основополагающие
принципы педагогической
Как
подлинный гуманист Сухомлинский В.А.
прекрасно понимал и постоянно отстаивал
значимость всесторонности и гармоничности
в развитии личности как целостном и системном
образовании.
Основой гуманистической педагогики Сухомлинского
В.А. является любовь и уважение, доброта
и чуткость, доверие и бережное отношение,
неподдельная человечность и разумная
требовательность к ребенку. На этих основах,
по его убеждению, должна строиться жизнь
школы, основываться отношения учителя
и ученика.
Определяющее значение
придает Сухомлинский В.А. система образующему
фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной
работы на формирование у школьников высоких
нравственных качеств. Центральный стержень,
без которого немыслима гармоничная, всесторонне
развитая личность, по его убеждению, —
это человечность в человеке. Именно к
этому стержню привязывает он все, что
приобретается ребенком в жизни вообще
и в школе в частности. «Без нравственной
чистоты теряет смысл все — образование,
духовное богатство, трудовое мастерство,
физическое совершенство» [6, c. 39]. При этом
Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал,
что средоточием нравственности является
долг. Поэтому одним из оснований его педагогики
является идея нравственного долга: человека
перед человеком, обществом, Отечеством;
отца и матери перед своими детьми и детей
перед родителями; отдельной личности
перед коллективом и перед высшими нравственными
принципами. Ведущую роль в воспитании
всесторонне развитой личности Сухомлинский
В.А. придает необходимости превращения
образования в важнейшую жизненную ценность.
Его постоянно тревожили социальная деформированность
общества, недооценка роли интеллигенции
в общественном развитии, снижение уровня
образования при переходе к всеобщему
обязательному среднему образованию,
слабость кадрового и методического обеспечения
школы, недостаточность материальных
вложений в образование. В связи с этим
Сухомлинский В.А. в своей системе воспитания
всесторонне развитой личности постоянно
работал над формированием у школьников
неутолимой любознательности, стремления
к практической готовности к образованию
и самообразованию. Неоднократно в своих
работах он обсуждает проблему воспитания
у детей правильного гармоничного взаимоотношения
материальных и духовных потребностей,
культуры желаний, раскрывает пути формирования
психологической готовности к труду. Важное
значение имеет актуальная мысль о том,
что «истинная... связь труда и знаний заключается
в том, что культура мысли воспитывает
культуру взаимодействия человека с природой»
[3, т.1.- c.87].
Сухомлинский В.А. рассматривал один из
наиболее актуальных вопросов культуры
самосознания личности. Это вопрос об
условиях, путях и методах его формирования
у взрослеющей личности. При каких условиях
и с помощью каких средств она, используя
свои познавательные и другие возможности,
постепенно приходит к осознанию своих
действий и поступков, своих физических
и духовных сил, своего отношения к внешнему
миру, к окружающим и самой себе. Научить
взрослеющую личность относится к себе
как к человеку значит раскрыть одно из
таинств мастерства воспитания. Постигая
это таинство, Сухомлинский В.А. опирался
на весьма удачное положение К. Маркса.
Силой способной побудить школьника взглянуть
на самого себя, а затем и управлять самим
собой с чего собственно и начинается
настоящее воспитание - является учитель
(в самом широком смысле). Ибо не секрет,
что ребенок еще до того, как сделает первый
шаг по земле, начинает сравнивать себя
с теми, кто его окружает, предъявляя к
нему свои требования. Исходя из этого,
подчеркивал Сухомлинский В.А., учитель
должен быть для своих воспитанников,
по выражению Тараса Шевченко, «апостолом
правды и науки», в нем должно быть «гармоническое
единство идеалов, ...убеждений, взглядов,
увлечений, вкусов, симпатий и антипатий,
морально-этических принципов в словах
и поступках» [3, т.1.- c.620].
Самосознание является продуктом развития, воспитания и обучения в определенных условиях и временных рамках. Сухомлинский В.А. подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда» [3, т.3.- c.437].
Это в свою очередь достижимо
при условии исключительного
внимания и заботливого отношения
к человеческой индивидуальности. В
данной связи следует учитывать
и тот факт, что не каждый воспитанник
обладает теоретическим мышлением
и может стать математиком
или физиком, филологом или историком.
Но каждый воспитанник -это Человек.
И в нем, как в тысячегранном
алмазе, обязательно есть та грань,
в которой «прячется источник
счастья творения». Задача учителя
своевременно заметить ее и, гармонизировав
свои усилия с усилиями ученика, тонкими
и умелыми действиями помочь ей засверкать.
Замечено, что дети по природе своей -оптимисты.
Характерным для них является мировосприятие
светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм
для детей то же самое, что игра красок
для радуги. Как без игры красок нет радуги,
так и нет детства без оптимизма. И это
постоянно учитывал Сухомлинский В.А.,
решая проблему развития самосознания
детей. Он в своих изысканиях исходил также
из того, что самосознание как процесс
проходит ряд этапов: от самопознания
к оценке и самооценке, а от последней
к самовоспитанию, самовыражению, и далее
к регуляции собственного поведения, поступков,
действий. При этом педагог заметил, что
результативность указанного процесса
во многом предопределяет его первый этап
-развитие самопознания детей. Богатый
опыт убедил Сухомлинского В.А., что настоящим
человек становится лишь «когда он научается
пристально всматриваться не только в
окружающий мир, но и в самого себя, когда
он стремиться познать не только вещи
и явления вокруг себя, но и свой внутренний
мир, когда силы его души направлены на
то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее»
[3, т.5.- c.22].
В то же время повседневная школьная практика показывает, что, несмотря на то, что ученик многое познает и знает, он вместе с тем практически не познает и не знает себя. Решая проблему развития самосознания школьников, Сухомлинский В.А. исходил из важнейшего концептуального положения: «настоящее воспитание образованных людей невозможно без познания человека» [3, т.1.- c.511].
Информация о работе Гуманистическая педагогика В.О. Сухомлинского