Гуманистическая направленность педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Рассмотреть проблему гуманистической направленности
педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости
гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений ,
признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,
развитие и проявление всех способностей.

Содержание

Введение. 3
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей
младшего школьного возраста. 3
Основные требования к педагогическому процессу для
придания ему личностно-гуманистической направленности. 5
Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение. 9
Литература. 10

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

направленности его педагогики: «Человек неповторим», «Чтобы души не ржавели», 

«Воспитание чувств», «Не бойтесь быть ласковыми», «Чистота и благородство» и 

др. 

Сухомлинский  глубоко верил, что каждый человек  может достичь высокого мастерства 

в той  или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках 

творческое  начало. «Нет детей одаренных и  неодаренных, талантливых и обычных. 

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать  в каждом ученике его 

неповторимо индивидуальный талант – значит поднять  личность на высокий уровень 

расцвета  человеческого достоинства»[9]. 

В одном  из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, 

считалось, нет способностей. А учитель –  биолог открыл в нем скрытую 

«пружинку»  с помощью которой был пробужден интерес и стало развиваться 

творческое  начало. Только труд пробуждает разум  и открывает неисчерпаемый 

источник  волевых усилий, направленных на преодоление  трудностей. Автор 

подчеркивает, что волевые мотивы, побуждающие  к преодолению трудностей, 

должны  быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного 

самолюбия, а с сознательным отношением к  труду, с подготовкой к будущей 

деятельности. 

Воспитание  интереса, потребности в самостоятельной  осмысленной деятельности 

закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность 

школьника – его собственный враг номер  один. Сухомлинский призывал 

докапываться  до самых корней этой опасности и  решительно ее устранять. Один 

из таких  корней – навязывание готовых  формулировок, лозунгов, назиданий, 

риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять 

их можно  только живым делом и примером. 

Огромную  роль в процессе формирования характера  и высоких нравственных 

качеств Сухомлинский отводит общению с  природой. Все то, что приходит в  ум и 

сердце  ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что 

рядом с  книгой окружающий мир, в котором  малыш делает свои нелегкие шаги от 

рождения  до того момента, когда он сам может  открыть и прочитать книгу. 

Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с 

природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной 

культуры. 

Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность  натуры, выражается 

в том, что  окружающий мир обостряет способность  к переживаниям. Человек с 

тонкой, эмоциональной натурой не может  забыть горе, страдания, несчастья 

другого человека; совесть заставляет его  прийти на помощь. Эмоциональную 

чуткость  нужно воспитывать с раннего  детства. Детские годы, тот возраст, 

который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки 

жизненного  идеала. Перед взором ребенка открывается  многогранный мир с его 

противоречиями  и сложностями. Чтобы заложить в  годы детства основы 

человечности, надо дать ребенку правильно видение добра и зла. Правильное 

видение добра и зла означает, по Сухомлинскому, что ребенок принимает близко 

к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, 

восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает 

негодование, непримиримость, прилив духовных сил  для борьбы за правду и 

справедливость. 

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям 

без особых усилий, – это душевная доброта  матери и отца, умение делать добро 

людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают 

близко  к сердцу радости и горести  людей, дети вырастают добрыми, чуткими, 

сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. 

Иногда  это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом 

отец  и мать не видят других людей, эта  гипертрофированная любовь, в конце 

концов, оборачивается несчастьем. 

Ребенок – зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и 

отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье 

многогранно. Оно и в том, чтобы человек  раскрыл свои способности, полюбил 

труд  и стал в нем творцом, и в  том, чтобы наслаждаться красотой окружающего 

мира  и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого  человека, 

быть  любимым, растить детей настоящими людьми». 

В Павлышской школе была разработана система  работы с родителями учащихся, 

которая помогала осуществить цели гуманизации  воспитания. Педагогические 

знания  родителей особенно важны в тот  период, когда мать и отец являются 

единственными воспитателями своего ребенка –  в дошкольные годы. В возрасте от 

2 до 6 лет  умственное развитие, духовная жизнь  детей в решающей мере зависят 

от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая 

выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося 

человека. 

Заключение. 

Таким образом, труды Сухомлинского охватывают очень широкий круг вопросов, их 

можно назвать  настоящей педагогической энциклопедией, но красной нитью сквозь 

них проходит одна мысль: любовь к детям – основа гуманистической 

направленности  педагогики. И эта мысль перекликается  с итоговым тезисом 

Амонашвили: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно 

учиться у них, как следует проявлять  эту любовь». 
 
 

Литература. 

1. Амонашвили  Ш. А. В школу – с шести  лет. М.: Педагогика, 1986 

2. Амонашвили  Ш. А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983 

3. Сухомлинский  В. А. Не только разумом, но  и сердцем. Сборник статей и 

фрагментов  из работ. М.: Молодая гвардия, 1986 

4. Сухомлинский  В. А. Сердце отдаю детям.  Киев.: Радянска школа, 1973 
 
 
 
 

[1]Ш.  А. Амонашвили. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983, с. 7 

[2]Ш.  А. Амонашвили. В школу – с  шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 40 

[3]Ш.  А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 51-52 

[4]Ш.  А. Амонашвили. В школу – с  шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 60 

[5]Ш.  А. Амонашвили. В школу – с  шести лет. М.: Педагогика, 1986, с  176 

[6]В.  А. Сухомлинский. Избранные 

произведения  в пяти томах. Киев.: Радянска школа, 1980, т.5, с. 102 

[7]В.  А. Сухомлинский. Избранные 

произведения  в пяти томах. Киев.: Радянска школа, 1980, т.5, с. 235 

[8]В.  А. Сухомлинский. Сердце отдаю  детям. Киев: Радянска школа, 1973, с. 10 

[9]В.  А. Сухомлинский. Избранные 

произведения  в пяти томах. Киев. «Радянска школа», 1980, т.5, с. 92

Информация о работе Гуманистическая направленность педагогической деятельности