Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:46, реферат
Рассмотреть проблему гуманистической направленности
педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости
гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений ,
признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,
развитие и проявление всех способностей.
Введение. 3
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей
младшего школьного возраста. 3
Основные требования к педагогическому процессу для
придания ему личностно-гуманистической направленности. 5
Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение. 9
Литература. 10
Реферат:
Гуманистическая направленность педагогической
деятельности
Содержание.
Введение.
3
Влияние
личных качеств учителя в системе
обучения детей
младшего
школьного возраста. 3
Основные
требования к педагогическому процессу
для
придания
ему личностно-гуманистической направленности.
5
Единство
духовной жизни воспитателя и
ученика – основа
принципов
воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение.
9
Литература.
10
Введение.
Цель
реферата: Рассмотреть проблему гуманистической
направленности
педагогической
деятельности на примере трудов известных
педагогов новаторов.
Многие
учителя в своей практике сталкиваются
с проблемой необходимости
гуманизации
педагогического процесса. Гуманизм
– это система воззрений ,
признающая
ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье,
развитие
и проявление всех способностей. Это
система, считающая благо
человека
критерием оценки социальных явлений,
а принципы равенства,
справедливости,
человечности – желаемой нормой отношений
в обществе.
Бесценными
пособиями для них являются труды педагогов-новаторов
Ш. А.
Амонашвили
и В. А. Сухомлинского.
Влияние
личных качеств учителя в системе
обучения
детей младшего
школьного возраста.
Шалва Александрович
Амонашвили – учитель начальных
классов, видный грузинский
ученый,
доктор психологических наук, профессор.
В пособии для учителей
«Здравствуйте,
дети!» он обобщает результаты своей
педагогической
деятельности,
своих наблюдений над формированием
личности самых маленьких
школьников.
Книга написана в виде рассказа и
размышлений педагога, ставшего
организатором
увлекательной школьной жизни малышей.
В ней раскрываются
психологические
особенности этой возрастной группы,
специфика содержания,
форм
и методов обучения и воспитания
шестилеток.
«Моя
практика работы с детьми и научный поиск
организации их радостной и
увлекательной
жизни в школе, творческое и научное
содружество в течение
длительного
времени со многими учителями
экспериментальных классов
способствовали
тому, что у меня сложились некоторые
педагогические убеждения,
исходящие
из оптимистических, гуманистических
начал обучения и воспитания»
[1] - пишет
Ш. Амонашвили в предисловии.
Академик
АПН СССР А. В. Петровский назвал эту
книгу «педагогической
симфонией»,
лейтмотивом которой неизменно
остается любовь к детям, чуткое
отношение
к нежной душе ребенка. Эту характеристику
можно отнести и к книге
Ш. Амонашвили
« В школу – с шести лет».
Ш. Амонашвили считает, что
эффективное
осуществление системы
школьного
возраста всецело зависит от личности
учителя. Он обращает внимание
на следующие
личностные качества, которые представляются
ему самыми главными.
Во-первых,
любить детей такими, какие они
есть. Надо одинаково
любить
и шалуна, и послушного, и сообразительного,
и тугодума, и ленивого, и
прилежного.
Доброта и любовь к детям не
позволят грубо обращаться с ними,
ущемлять
и самолюбие и достоинство, не
радоваться успехам каждого.
Во-вторых,
уметь понимать детей, то есть стать
на их позицию,
принимать
их заботы и дела как серьезные и считаться
с ними. К этим заботам и
делам нужно
проявлять не снисхождение, а уважение.
Понимать детей – значит не
подчинять
их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю
жизнь, взращивать
ростки
их завтрашней жизни. Понимая движения
души и переживания сердца ребенка,
его чувства
и устремления, педагог сможет заняться
глубинным воспитанием, когда
сам ребенок
становится его соратником в своем
же воспитании.
В-третьих,
необходимо быть оптимистами, верить в
преобразующую
силу
воспитания. Речь идет не о филантропическом
оптимизме, когда, сложа руки,
педагог
с надеждой ожидает, когда ребенок
поумнеет, проявит способности
соображать,
чтобы потом заняться его воспитанием,
приступить к развитию его
сознания.
Речь идет о деятельном оптимизме, когда
педагог глубоко вникает во
внутренний
мир ребенка – и в зависимости
от этого ищет пути воспитания,
обучения
и развития.
В-четвертых,
учителю должно быть присуще все
лучшее, что людям
нравится
в человеке: и улыбка, и строгость,
и сдержанность, и скромность, и
чуткость,
и искренность, и интеллигентность,
и общительность, и любовь к жизни.
Стремится
быть таким учителю очень важно.
Он – посредник между ребенком
и
духовными
ценностями прошлых и современных
поколений. Эти ценности, знания,
морально-этические
нормы не доходят до детей в стерилизованном
виде, а несут
в себе
личностные черты учителя, его оценки.
Гуманный педагог, приобщая детей
к знаниям,
одновременно передает им свой характер,
предстает перед ними, как
образец
человечности. Для ребенка знания не существуют
без учителя, только
через любовь
к своему учителю ребенок входит
в мир знаний, осваивает
моральные
ценности общества. В младшем школьном
возрасте самый высокий
авторитет
для детей – учитель.
Амонашвили
в своих трудах размышляет над вопросом
«Что такое детство» и приходит
к выводу,
что нельзя ограничиться обыденным
пониманием слова «детство». Обычно
это период
связывают с беспечной жизнью
маленького человека, когда ребенку
ничего
не хочется, кроме игр, развлечений
и удовольствий. Такое представление
неверно.
В жизни детей, как и взрослых,
много проблем – сложных,
трудноразрешимых,
и они заставляют детей страдать,
переживать, бороться,
развиваться.
То, что нам может показаться пустяком,
для ребенка вовсе не
мелочь,
а скорее, смысл жизни. Настоящее детство
– это движение вперед, это
непрекращающийся
процесс взросления. Задача воспитания
заключается в том, чтобы
помогать
детям в их взрослении, поддерживать
даже малейшее продвижение на этом
пути. Поступая
в школу, ребенок хочет учиться, хочет
стать взрослым. Однако это
не означает,
что ему безразлично, какими способами,
в каком педагогическом
процессе
мы будем его воспитывать, развивать
и обучать. Педагогический процесс
в основном
направлен на выработку у детей
дисциплины и послушания, точного
выполнения
указаний взрослых. В этих условиях
школьники, слепо подчиняясь
инструкциям,
находятся в постоянном состоянии
напряжения, боязни ошибиться,
недоверия
к собственным мыслям. Каждый учитель,
проявляя строгость и
требовательность,
разумеется, руководствуется самыми высокими
целями, однако
нужно,
чтобы их реализация происходила
в доброй, гуманной атмосфере, чтобы
педагогический
процесс был наполнен чуткостью
и заботливостью, отзывчивостью
и
доброжелательностью,
переживанием успехов и утверждением
достоинства каждого
ребенка.[2]
Какие же
принципиальные требования нужно соблюдать,
по мнению Ш.А.
Амонашвили,
чтобы педагогический процесс приобрел
личностно-гуманную
направленность?
Прежде всего, следует учитывать
психологические особенности
детей той
или иной возрастной группы.
Так, шестилетки
еще не обладают достаточным социально-
познавательным
опытом, необходимым для воспитания
в ребенке чувства долга,
ответственности,
для осознания и понятия
непрерывно
возникают самые разные потребности,
которые постоянно сменяют друг
друга.
Особенность их в том, что они
переживают как неотложное, т.е.
актуальное
хотенье. Оно заставляет малыша действовать
немедленно, не подумав
предварительно
о том, что за этим может последовать.
В середине занятия
ребенок
может достать из-под парты
принесенное из дома яблоко и начать
его
есть, встать
и выйти из класса и т.п. Актуальные
потребности теснейшим
образом
переплетаются с импульсивной активностью,
т.е. с переходом к действию
с первого
же побуждения, без промедления. Педагог
еще не договорил вопроса, а
ребенок
уже порывается отвечать, задание
еще не разъяснено, а он уже
приступает
к выполнению. Импульсивная активность
бесконтрольна, ей не
предшествует
хотя бы мимолетное обдумывание. Дети
этого возраста не могут
быть
сдержанными и уступчивыми, разумными
и волевыми.
Шестилетний
ребенок (и, разумеется, не только шестилетний)
стремится к
игровой
деятельности, игра для него является
смыслом жизни. Игра превращается
в вид
деятельности. Управляющий развитием.
В ней формируются личностные
качества
ребенка, его отношение к
Информация о работе Гуманистическая направленность педагогической деятельности