Гуманистическая направленность педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Рассмотреть проблему гуманистической направленности
педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости
гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений ,
признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,
развитие и проявление всех способностей.

Содержание

Введение. 3
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей
младшего школьного возраста. 3
Основные требования к педагогическому процессу для
придания ему личностно-гуманистической направленности. 5
Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение. 9
Литература. 10

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Основные  требования к педагогическому процессу для 

придания  ему личностно-гуманистической направленности. 

Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения 

развития  личности ребенка, Амонашвили делает вывод  о необходимости соблюдать 

следующие педагогические требованПервое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно 

сопровождать  чувство свободного выбора. Это вовсе  не означает 

свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). 

Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе 

означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же 

свободно  из нее выходит, без принуждения  со стороны взрослого. Игра – это  метод 

познания  действительности. Роль учителя заключается  в том, чтобы направить 

познавательную  деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и 

заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный 

период  педагогического процесса сделать  личностно значимым, т.е. 

чтобы ребенок  педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как 

свободно  выбранную, принимал ее на основе хотения» 

[3]. Учиться  с увлечением и охотой ребенок  будет в том случае, если педагог 

вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, 

проводя опыты, свободно высказывая свои мысли  или впечатления. Педагогический 

процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную 

учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к  сотворчеству, 

сотрудничеству  с учителем. 

Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться  ярко 

выраженной  развивающей тенденцией. Необходимое условие и 

источник  развития – трудности. Если эти трудности  выходят за пределы 

возможностей  ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел  их, то они могут 

породить  лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, 

построенном на личностно-гуманных началах, трудности  в познании и обретении 

жизненного  опыта, навыков нравственного поведения  приобретают для ребенка 

совершенно  иной психологический смысл: посильная  трудность создает условие для 

переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. 

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку 

радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. 

Нужно выбрать  время, чтобы поговорить о вчерашней  детской телепередаче; 

подбодрить  ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они 

хотят сделать  урок или же каким он получился  и т.д. Суть этих минут заключается 

в том, чтобы  создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный 

эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли 

прийти  в школу. Радость жизни ребенок  ощутит только в том случае, если на уроке 

царит духовная общность между учителем и детьми. 

«Ребенок  – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс 

увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В 

этом  процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, 

удовлетворения  своих растущих и все более  разнообразных познавательных и 

духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно 

управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, 

самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению» 

[4]. 

Обращаясь к учителям начальной школы, Шалва  Александрович призывает их быть 

понимающими и гуманными в общении с  детьми. «И самое главное – проявлять  мудрое 

терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в 

наших требованиях  к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним 

исключительную  чуткость, постоянную заботу, оказывать  незамедлительную помощь, 

сопереживать  в неудачах, вселять уверенность  в успехе» 

[5]. 

Единство  духовной жизни воспитателя и  ученика – 

основа принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 

К числу  единомышленников Амонашвили, разделяющих  его взгляды на необходимость 

гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. 

Сухомлинского. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника» 

[6]. Эти  слова одного из замечательных  педагогических деятелей – Василия 

Александровича  Сухомлинского (1918-1970) – можно было бы поставить эпиграфом ко 

всему, что было им написано. Многочисленные статьи и книги созданы им в  период 

работы директором Павлышской средней школы (Кировоградская область СССР), они 

представляют  собой итог его практической педагогической деятельности и 

теоретического  ее осмысления. Он удостоен звания члена-корреспондента Академии 

педагогических  наук и Героя Социалистического труда. 

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на 

другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная 

обстановка  для воспитания личности. Чувство  собственного достоинства, чести, 

гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих 

духовных  сил в другую личность, стремится  сделать ее лучше. Воспитатель сам 

должен  быть высоконравственной личностью, чтобы  достичь успехов в воспитании 

детей. Этой цели Сухомлинский неустанно добивался в работе с педагогическим 

коллективом Павлышской средней школы. Воспитание, согласно Сухомлинскому, 

представляет  собой единство духовной жизни воспитателя  и воспитанников. Он 

советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной 

творческой  атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая 

направленность  педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. 

Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как 

он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно 

организовать  так, чтобы надобности в наказании  вообще не было. Это 

действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками 

устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития 

обоюдных  отношений становятся единомышленниками  в утверждении высоких 

нравственных  ценностей. 

Сухомлинский  учит, что педагог, воспитатель призван  чувствовать в каждом своем 

воспитаннике  активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный 

мир, но при этом – беречь, щадить его  неприкосновенность, уязвимость, ранимость 

его. Он предостерегал от нанесения нечаянных  ран и обид, тревог и беспокойства 

и настаивал  на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность 

наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, 

человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих 

отношениях, чем повышенное внимание к своей  персоне и равнодушие (или –  еще 

хуже  – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать 

душевное  состояние товарища, распознавать чужое  горе, переживать его, как свое 

личное»[7]. Детство, школьные годы должны 

быть  годами воспитания сердечности. Она  не наследуется генетически, она 

приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом 

воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как 

прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в  его разум и 

сердце  из окружающего мира, – от этого  в решающей степени зависит, каким 

человеком станет сегодняшний малыш. 

«Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом 

тридцати  трех лет безвыездной работы в  сельской школе. В предисловии он 

рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. 

Корчак  был воспитателем сиротского дома в  варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли 

несчастных  детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили 

выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений 

выбрал  смерть. Он пошел на смерть вместе с  ребятами, успокаивал их, заботясь, 

чтобы в  сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. «Жизнь Януша Корчака, 

его подвиг изумительной нравственной чистоты  – пишет Сухомлинский, - явились 

для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо 

отдать  им сердце»[8]. 

Названия  лишь некоторых статей Сухомлинского, опубликованных в различных 

журналах  и газетах, - свидетельство ярко выраженной гуманистической 

Информация о работе Гуманистическая направленность педагогической деятельности