Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:46, реферат
Рассмотреть проблему гуманистической направленности
педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости
гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений ,
признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,
развитие и проявление всех способностей.
Введение. 3
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей
младшего школьного возраста. 3
Основные требования к педагогическому процессу для
придания ему личностно-гуманистической направленности. 5
Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение. 9
Литература. 10
Основные
требования к педагогическому процессу
для
придания
ему личностно-гуманистической направленности.
Из всех
упомянутых выше психологических особенностей,
ведущих с точки зрения
развития
личности ребенка, Амонашвили делает вывод
о необходимости соблюдать
следующие
педагогические требованПервое. В педагогическом
процессе ребенка постоянно должно
сопровождать
чувство свободного выбора. Это вовсе
не означает
свободы
действий (пусть, делает, что хочет,
пусть учится, когда ему захочется).
Положение
о предоставлении ребенку свободного
выбора в педагогическом процессе
означает,
что ребенок свободно выбирает игру,
сам в нее включается и так же
свободно
из нее выходит, без принуждения
со стороны взрослого. Игра – это
метод
познания
действительности. Роль учителя заключается
в том, чтобы направить
познавательную
деятельность ребенка. «Личностно-гуманный
подход в том и
заключается,
чтобы необходимое для усвоения
в определенный
период
педагогического процесса сделать
личностно значимым, т.е.
чтобы ребенок
педагогически и социально-
свободно
выбранную, принимал ее на основе хотения»
[3]. Учиться
с увлечением и охотой ребенок
будет в том случае, если педагог
вовлекает
его в разнообразную
проводя
опыты, свободно высказывая свои мысли
или впечатления. Педагогический
процесс
должен постоянно поощрять сознательную
самостоятельную
учебно-познавательную
деятельность, побуждать детей к
сотворчеству,
сотрудничеству
с учителем.
Второе.
Педагогический процесс должен характеризоваться
ярко
выраженной
развивающей тенденцией. Необходимое
условие и
источник
развития – трудности. Если эти трудности
выходят за пределы
возможностей
ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел
их, то они могут
породить
лень, недисциплинированность, грубость.
В педагогическом процессе,
построенном
на личностно-гуманных началах, трудности
в познании и обретении
жизненного
опыта, навыков нравственного
совершенно
иной психологический смысл: посильная
трудность создает условие для
переживания
чувства удовлетворения, дарит радость
познания, веры в свои силы.
Третье.
Педагогический процесс должен предоставить
ребенку
радость
жизни. Урок должен обогатиться всей
гаммой интересов детей.
Нужно выбрать
время, чтобы поговорить о вчерашней
детской телепередаче;
подбодрить
ребенка, у которого заболела мама;
посоветоваться о том, каким они
хотят сделать
урок или же каким он получился
и т.д. Суть этих минут заключается
в том, чтобы
создать непринужденную обстановку,
дать ребятам положительный
эмоциональный
заряд, освободить от отрицательных эмоций,
с которыми они могли
прийти
в школу. Радость жизни ребенок
ощутит только в том случае, если
на уроке
царит духовная
общность между учителем и детьми.
«Ребенок
– целостная личность, и прежде
всего надо, чтобы педагогический
процесс
увлекал
его полностью, со всеми его жизненными
стремлениями и потребностями. В
этом
процессе ребенок должен испытывать
чувство постоянного обогащения
жизни,
удовлетворения
своих растущих и все более
разнообразных познавательных и
духовных
потребностей. Учение станет смыслом жизни
для ребенка, если оно
управляется
с его же позиции, реализуя внутреннюю
готовность к развитию,
самостоятельности,
самоутверждению, нравственному становлению»
[4].
Обращаясь
к учителям начальной школы, Шалва
Александрович призывает их быть
понимающими
и гуманными в общении с
детьми. «И самое главное – проявлять
мудрое
терпение.
Принцип терпения не означает благодушия
или неразумного упорства в
наших требованиях
к детям. Он ставит нас перед необходимостью
проявлять к ним
исключительную
чуткость, постоянную заботу, оказывать
незамедлительную помощь,
сопереживать
в неудачах, вселять уверенность
в успехе»
[5].
Единство
духовной жизни воспитателя и
ученика –
основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского.
К числу
единомышленников Амонашвили, разделяющих
его взгляды на необходимость
гуманистической
направленности деятельности педагога,
следует отнести В. А.
Сухомлинского.
«Верьте в талант и творческие
силы каждого воспитанника»
[6]. Эти
слова одного из замечательных
педагогических деятелей –
Александровича
Сухомлинского (1918-1970) – можно было
бы поставить эпиграфом ко
всему,
что было им написано. Многочисленные
статьи и книги созданы им в
период
работы
директором Павлышской средней школы
(Кировоградская область СССР), они
представляют
собой итог его практической педагогической
деятельности и
теоретического
ее осмысления. Он удостоен звания члена-корреспондента
Академии
педагогических
наук и Героя Социалистического
труда.
Многолетний
опыт убедил Сухомлинского в том,
что влияние одного человека на
другого
при раскрытии лучших человеческих
черт – самая благоприятная
обстановка
для воспитания личности. Чувство
собственного достоинства, чести,
гордости
пробуждается при условии, когда можно
вкладывать частицу своих
духовных
сил в другую личность, стремится
сделать ее лучше. Воспитатель сам
должен
быть высоконравственной личностью, чтобы
достичь успехов в воспитании
детей.
Этой цели Сухомлинский неустанно добивался
в работе с педагогическим
коллективом
Павлышской средней школы. Воспитание,
согласно Сухомлинскому,
представляет
собой единство духовной жизни воспитателя
и воспитанников. Он
советовал
молодым директорам школ в первую
очередь добиваться дружной
творческой
атмосферы в педагогическом коллективе.
Гуманистическая
направленность
педагогики Сухомлинского объединяла
учеников и учителей.
Василий
Александрович не верил в спасительную
силу наказаний, был против, как
он говорил,
«педагогического экстремизма», убежден
был, что воспитание можно
организовать
так, чтобы надобности в наказании
вообще не было. Это
действительно
возможно, если между воспитателем
и воспитанниками
устанавливается
духовное единство, если они на какой-то
ступени развития
обоюдных
отношений становятся единомышленниками
в утверждении высоких
нравственных
ценностей.
Сухомлинский
учит, что педагог, воспитатель призван
чувствовать в каждом своем
воспитаннике
активное существо, читать его душу,
угадывать его сложный духовный
мир, но
при этом – беречь, щадить его
неприкосновенность, уязвимость, ранимость
его. Он
предостерегал от нанесения нечаянных
ран и обид, тревог и беспокойства
и настаивал
на уважении личности воспитанника. Но
эту свою способность
наставник
должен передать и своему ученику. Только
уважая достоинство другого,
человек
может снискать уважение и к себе.
Нет большего зла в человеческих
отношениях,
чем повышенное внимание к своей
персоне и равнодушие (или –
еще
хуже
– высокомерие) к окружающим. «Как
важно, чтобы дети научились чувствовать
душевное
состояние товарища, распознавать чужое
горе, переживать его, как свое
личное»[7].
Детство, школьные годы должны
быть
годами воспитания сердечности. Она
не наследуется генетически, она
приобретается
вместе с другими чертами характера,
формируется процессом
воспитания.
Детство – важнейший период человеческой
жизни. И от того, как
прошло
детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в
его разум и
сердце
из окружающего мира, – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком
станет сегодняшний малыш.
«Сердце
отдаю детям» – так назвал Сухомлинский
книгу, которая стала итогом
тридцати
трех лет безвыездной работы в
сельской школе. В предисловии он
рассказал,
какое огромное влияние на него оказали
жизнь и подвиг Януша Корчака.
Корчак
был воспитателем сиротского дома в
варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли
несчастных
детей на гибель в печах Треблинки.
Когда Янушу Корчаку предложили
выбрать
жизнь без детей или смерть
вместе с детьми, он без колебаний
и сомнений
выбрал
смерть. Он пошел на смерть вместе с
ребятами, успокаивал их, заботясь,
чтобы в
сердца малышей не проник ужас ожидания
смерти. «Жизнь Януша Корчака,
его подвиг
изумительной нравственной чистоты
– пишет Сухомлинский, - явились
для меня
вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим
воспитателем детей, надо
отдать
им сердце»[8].
Названия
лишь некоторых статей Сухомлинского,
опубликованных в различных
журналах
и газетах, - свидетельство ярко выраженной
гуманистической
Информация о работе Гуманистическая направленность педагогической деятельности