Голос, характеристика и методы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Содержание

1) Общая характеристика нарушений голоса
2) Причины, механизмы и классификации нарушений голоса
3) Методы исследования голосового аппарата
4) Методика коррекционной работы
5) Восстановление голоса при парезах и параличе гортани
6) Восстановление голоса при хронических ларингитах
7) Восстановление голоса после удаления гортани
8) Восстановления голоса у детей с органическими изменениями гортани
9) Восстановление функциональных нарушений голоса
10) Профилактика нарушений голоса
11) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Голос.docx

— 56.71 Кб (Скачать)

Процесс автоматизации  восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепление голосовой  функции вокальные упражнения, активизации  и координации голосового аппарата способствует пение. 
 
 
 

Восстановление  функциональных нарушений  голоса

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры уделяется постоянное внимание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной  охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с  минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации  легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звучащий соответственно высоте голоса, прикладывается к темени, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правильных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания при гипотонусных расстройствах голоса можно провести активизирующие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение  — сидя на стуле.

1) вдох через  нос, выдох через нос, имитация  стона;

2) вдох через  нос, выдох через рот со звуком  а;

3) вдох через  рот, выдох через нос, имитация  стона;

4) вдох через  нос, удлиненный выдох через  нос, имитация стона с усилением  в конце;

5) вдох через  нос, выдох через неплотно сжатые  губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;

6) вдох через  нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.

Параллельно с  этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для  уменьшения напряжения мышц. Такие  тренировки подготавливают голосовой  аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвучного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная тренировка, каждое упражнение требует более длительной отработки.

Восстановление  голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно  продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к  вызыванию звучного голоса. Легче  всего голос появляется от кашлевого  толчка и введением его в слоги  ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Для закрепления  полученного голоса в дальнейшем проводятся голосовые упражнения.

При различных  нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения на некоторых этапах применяются  технические средства — приборы  «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучшается контроль за тембром и силой голоса.

Профилактика  нарушений голоса

Для предупреждения различных голосовых расстройств  очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский  голосовой аппарат еще слаб и  форсирование голоса может нанести  непоправимый вред. Крикливое пение  в диапазоне, не соответствующем  детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции  на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение  голосовой функции снимают или  заметно ослабляют невротические  проявления.

Профилактические  мероприятия проводятся и после  завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача  и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие  курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает  рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

Выводы  и проблемы

Исходя из этиологии  и патогенеза заболеваний, основываясь  на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие  при патологии голоса предусматривает  активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. Эффективность применяемых приемов  поставили фонопедию наравне с лечением при большинстве хронических заболеваний гортани. В ряде случаев специальная постановка голоса — единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1) Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

2) Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

3) Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2.

4) Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

5) Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001

6) Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005

7) Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов. – М.: ВЛАДОС, 2001

8) Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985

9) Нищева Н. В.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004

10) Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

Информация о работе Голос, характеристика и методы коррекции