Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа
Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.
1) Общая характеристика нарушений голоса
2) Причины, механизмы и классификации нарушений голоса
3) Методы исследования голосового аппарата
4) Методика коррекционной работы
5) Восстановление голоса при парезах и параличе гортани
6) Восстановление голоса при хронических ларингитах
7) Восстановление голоса после удаления гортани
8) Восстановления голоса у детей с органическими изменениями гортани
9) Восстановление функциональных нарушений голоса
10) Профилактика нарушений голоса
11) Список литературы
Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием
тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.
Методы исследования голосового аппарата
Для изучения голоса большое значение имеет исследование голосового аппарата, в первую очередь функции голосовых складок. Существует несколько медицинских методов исследования. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Более детальную картину функции голосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помощи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок.
Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Применяются преимущественно для диагностики опухолей.
Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Для исследования игольчатый электрод вводится в толщу мышцы, что малоприменимо в повседневной практике.
В последнее
время находит все большее
применение новый метод исследования
голосового аппарата — глоттография.
Глоттограф был сконструирован французским
физиологом Ф. Фабром в 1957 г. Принцип работы
прибора основан на изменении сопротивления
токов ультравысокой частоты, подаваемых
на гортань. Проходя через гортань, ток
изменяет свою силу в соответствии с колебаниями
голосовых складок. Смыкание понижает
сопротивление, размыкание — усиливает.
Изменения силы тока фиксируются на экране
осциллографа в виде кривой (глоттограммы).
Таким образом, на глоттограмме наблюдаются
фазы колебаний голосовых складок в форме
их электрического аналога. Данный метод
позволяет наблюдать колебания голосовых
складок в процессе естественной фонации,
не причиняя болезненных или неприятных
ощущений испытуемому. Метод Ф. Фабра применяют
физиологи, врачи, вокальные педагоги,
лингвисты, логопеды. Глоттография объективно
оценивает динамические изменения голосового
аппарата в процессе коррекционно-
Логопед, приступая к восстановительному обучению, должен иметь заключение оториноларинголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения.
Следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Сведения об условиях работы, режима труда и отдыха дают дополнительное представление о характере нарушения. Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе беседы выясняется, как ребенок или взрослый относится к своему дефекту, оценивает свое состояние. Логопед изучает качество звучания измененного голоса — охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.
Методика коррекционной работы
Восстановление
голоса необходимо начинать как можно
раньше. Это предупреждает фиксацию
навыка патологического голосоведения
и появление невротических
В зависимости
от этиологии и механизма
Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Для реализации этих задач требуется:
1) активизация
функции нервно-мышечного
2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
3) положительное
воздействие на личность
4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;
5) восстановление координации дыхания и фонации.
В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:
• рациональная психотерапия;
• коррекция физиологического и фонационного дыхания;
• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
• автоматизация восстановленной фонации.
Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.
Обучающегося
необходимо убедить в обратимости
нарушения, вселить бодрость, надежду
на успех восстановления и одновременно
поставить перед ним условие
активного включения в
Восстановление голоса при парезах и параличе гортани
После психотерапевтической
подготовки начинается работа над дыханием.
При поражениях нижнего гортанного
нерва резко ограничена двигательная
функция самой гортани, а голосовая
складка на пораженной стороне может
быть полностью неподвижна. Одновременно
с фонацией страдает физиологическое
и фонационное дыхание. Особенно
это выражено при медиальной позиции
голосовой складки. Восстановить двигательную
функцию гортани при параличах
невозможно. Для восстановления голоса
выбираются такие функциональные тренировки
голосового аппарата, которые включают
его компенсаторные механизмы. Тренировки
должны максимально увеличить
Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.
Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
7) вдох через
нос, выдох через неплотно
8) вдох через
нос, выдох через нос толчками
(кратковременно задерживая
Через 7—10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.
Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:
1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
2) исходное положение
— сжатые в кулак кисти
3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
5) надувание щек;
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7) поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса
упражнений легко выполнимы. Их можно
рекомендовать для
На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы — голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.
Голосовые упражнения
строятся с учетом воздействия различных
звуков на сам механизм голосообразования.
Звонкие согласные и гласные
звуки влияют на функцию голосового
аппарата посредством импеданса. В
момент фонации при формировании
различных звуков в надставной трубе
возникает различное
Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.
Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.
Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.
Дальнейшее закрепление кинестезии голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.
Упражнение 3. Произнести слоги:
ма-ма на-на
ма-мо на-но
ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.
Упражнение 4. Произнести:
мама-мама-мамама;
нана-нана-нанана и т. д.
По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.
Информация о работе Голос, характеристика и методы коррекции