Голос, характеристика и методы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Содержание

1) Общая характеристика нарушений голоса
2) Причины, механизмы и классификации нарушений голоса
3) Методы исследования голосового аппарата
4) Методика коррекционной работы
5) Восстановление голоса при парезах и параличе гортани
6) Восстановление голоса при хронических ларингитах
7) Восстановление голоса после удаления гортани
8) Восстановления голоса у детей с органическими изменениями гортани
9) Восстановление функциональных нарушений голоса
10) Профилактика нарушений голоса
11) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Голос.docx

— 56.71 Кб (Скачать)

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием

тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Методы  исследования голосового аппарата

Для изучения голоса большое значение имеет исследование голосового аппарата, в первую очередь  функции голосовых складок. Существует несколько медицинских методов  исследования. Первое представление  о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Более детальную картину функции голосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помощи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок.

Рентгенография  и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Применяются преимущественно для диагностики опухолей.

Электромиография  дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Для исследования игольчатый электрод вводится в толщу мышцы, что малоприменимо в повседневной практике.

В последнее  время находит все большее  применение новый метод исследования голосового аппарата — глоттография. Глоттограф был сконструирован французским физиологом Ф. Фабром в 1957 г. Принцип работы прибора основан на изменении сопротивления токов ультравысокой частоты, подаваемых на гортань. Проходя через гортань, ток изменяет свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Смыкание понижает сопротивление, размыкание — усиливает. Изменения силы тока фиксируются на экране осциллографа в виде кривой (глоттограммы). Таким образом, на глоттограмме наблюдаются фазы колебаний голосовых складок в форме их электрического аналога. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому. Метод Ф. Фабра применяют физиологи, врачи, вокальные педагоги, лингвисты, логопеды. Глоттография объективно оценивает динамические изменения голосового аппарата в процессе коррекционно-восстановительного обучения и по завершении его.

Логопед, приступая  к восстановительному обучению, должен иметь заключение оториноларинголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения.

Следует тщательно  собрать анамнез, выяснить, когда  впервые появились жалобы на изменения  голоса, причину. Сведения об условиях работы, режима труда и отдыха дают дополнительное представление о  характере нарушения. Поскольку  речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно иметь данные о состоянии центральной и  периферической нервной системы. В  ходе беседы выясняется, как ребенок  или взрослый относится к своему дефекту, оценивает свое состояние. Логопед изучает качество звучания измененного голоса — охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного  кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный  логопед может определить этиологию  и механизмы нарушения.

Методика  коррекционной работы

Восстановление  голоса необходимо начинать как можно  раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения  и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости  от этиологии и механизма нарушения  голоса при его восстановлении выдвигаются  две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения  компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать  только с включением значительного  числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей  периферии, «однако всегда функционально  объединенных на основе получения конечного  приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

Второй задачей  является ликвидация патологического  способа голосования, т. е. нужно  создать «такую разветвленную систему  возбуждений или побуждающих  мотивов, которые по силе своих возбуждений  значительно превосходили бы силу возбуждения  нежелательной деятельности». Для  реализации этих задач требуется:

1) активизация  функции нервно-мышечного аппарата  гортани;

2) предотвращение  развития вторичных дефектов  голосового аппарата, т. е. появление  псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное  воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление  утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

5) восстановление  координации дыхания и фонации.

В зависимости  от задачи восстановления применяются  дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы  коррекционной работы:

• рациональная психотерапия;

• коррекция  физиологического и фонационного дыхания;

• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

• автоматизация  восстановленной фонации.

Перед началом  занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что  является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как  он относится к своему дефекту. Это  позволяет правильно выбрать  тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме  раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной  работы.

Обучающегося  необходимо убедить в обратимости  нарушения, вселить бодрость, надежду  на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие  активного включения в восстановительный  процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего  обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует  заранее предупредить, что в некоторых  случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а  голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Восстановление  голоса при парезах  и параличе гортани

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая  складка на пораженной стороне может  быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое  и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции  голосовой складки. Восстановить двигательную функцию гортани при параличах  невозможно. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность  здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой  складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет  смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию  и сближения ее с неподвижной  половиной гортани. В этом случае при организованном дыхании и  даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится  или значительно улучшится. Тренировки для активизации двигательной функции  гортани сочетаются с нормализацией  дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует  медленно, протяжно, втягивая и выдувая  воздух на одной ноте. Физически  здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45—60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8—10 раз в день по 45—60 секунд. В  дальнейшем число тренировок может  быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается  до 15—20 секунд. Продолжительность каждого  вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно  укорочена далее тогда, когда  упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха  и длительность выдоха достигаются  постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гармошку» отводится  значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно  удлиняет выдох, необходимый для  правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно  с «дутьем в губную гармошку»  предлагается комплекс дыхательных  упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс  А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох  через нос (вдох быстрый, не  очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через  нос, выдох через рот;

3) вдох через  рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох  через одну половину носа, затем  через другую (попеременно);

5) вдох через  одну половину носа, выдох через  другую (попеременно);

6) вдох через  нос, замедленный выдох через  нос с усилением в конце;

7) вдох через  нос, выдох через неплотно сжатые  губы;

8) вдох через  нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание,  выталкивать воздух маленькими  порциями).

Через 7—10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются  упражнения для активизации мускулатуры  шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс  Б. Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение  — руки в замок на затылке.  Отклонение головы назад с  легким сопротивлением рук;

2) исходное положение  — сжатые в кулак кисти упираются  в подбородок. Наклоны головы  вперед с легким сопротивлением  рук;

3) исходное положение  — ладони рук прикрывают уши.  Наклоны головы в стороны к  плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней  челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание  щек;

6) доставание  кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого  нёба при зевке.

Оба комплекса  упражнений легко выполнимы. Их можно  рекомендовать для самостоятельных  тренировок 6 раз в течение дня  по 4—5 раз каждое упражнение.

На данном этапе  логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями  для установления диафрагмального  типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа  подготавливают голосовой аппарат  к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно  удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого  можно переходить к следующему этапу  работы — голосовым упражнениям  для тренировки кинестезии и координации  голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется  продолжать до завершения коррекционного обучения.

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных  звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные  звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса. В  момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе  возникает различное противодавление  за счет меняющихся объемов полостей и сужений в рото-глоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция  голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Дальнейшее закрепление  кинестезии голосоведения происходит при произнесении пар слогов с  ударением на втором слоге.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-ма на-на

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных  слоговых сочетаний переходят к  упражнению 5.

Информация о работе Голос, характеристика и методы коррекции