Голос, характеристика и методы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Содержание

1) Общая характеристика нарушений голоса
2) Причины, механизмы и классификации нарушений голоса
3) Методы исследования голосового аппарата
4) Методика коррекционной работы
5) Восстановление голоса при парезах и параличе гортани
6) Восстановление голоса при хронических ларингитах
7) Восстановление голоса после удаления гортани
8) Восстановления голоса у детей с органическими изменениями гортани
9) Восстановление функциональных нарушений голоса
10) Профилактика нарушений голоса
11) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Голос.docx

— 56.71 Кб (Скачать)
 
 
 

  

                                    « Дети, молодое поколение,

                                   безусловно, самое великое и              

                            ценное, что есть в нашей жизни!!» 

                                                                 И. А. Каримов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  
 

                                        Оглавление

1) Общая характеристика нарушений голоса

2) Причины, механизмы  и классификации нарушений голоса

3) Методы исследования голосового аппарата

4) Методика коррекционной  работы

5) Восстановление  голоса при парезах и параличе  гортани

6) Восстановление  голоса при хронических ларингитах

7) Восстановление  голоса после удаления гортани

8) Восстановления  голоса у детей с органическими  изменениями гортани

9) Восстановление  функциональных нарушений голоса

10) Профилактика  нарушений голоса

11) Список литературы

 

Общая характеристика нарушений  голоса

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения  патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов — гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями  голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей  за последние два десятилетия  возросла, что связано с расширением  мероприятий по реаниматологии. В  ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда осложнения, которые влияют на голосообразование.

Данные исследователей свидетельствуют и об увеличении у детей хронических ларингитов. Активное вовлечение школьников в самостоятельное  творчество, голосовые нагрузки при  несоблюдении гигиенических требований также увеличивают патологию  голоса. Дети, не получившие своевременную  помощь, приобретают стойкую неполноценность  голосового аппарата. В дальнейшем это влияет на их выбор профессии, увеличивает контингент лиц с  различными нарушениями голосовой  функции.

Частота хронических  заболеваний голосового аппарата, по данным Ю. С. Василенко (1983), составляет около 60 на 10 тысяч городских жителей, а для лиц голосоречевых профессий достигает 30—40%. Особенно часто недостатки голоса выявляются у учителей и воспитателей детских учреждений.

Логопед не только сам должен владеть хорошим, звучным  голосом, выразительной интонацией, но и быть профессионально подготовленным к профилактической работе по развитию, охране детского голоса и его коррекции  в случаях нарушений.

Изучение патологии  голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического  воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

Причины, механизмы и классификации  нарушений голоса

Нарушения голоса разделяются на центральные и  периферические, каждое из них может  быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений  голоса зависит от характера изменений  нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и  тонуса голосовых складок, который  проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические  нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических  изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается  органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты  весьма разнообразны. Это проявляется  в характерных изменениях слизистой  оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного  аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания.

Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным  парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко  охриплый, жалобы на сильное утомление  при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются  при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после  их удаления. Доброкачественные опухоли  встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология  при локализации опухоли на голосовых  складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы  чаще наблюдаются у детей, они  могут распространяться по всей гортани  и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после  самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной  опухоли лишает человека голоса и  резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с  глоткой.

Все вышеописанные  нарушения голоса относятся к  хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая  патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это  иногда наблюдается у детей с  множественными папилломами и Рубцовыми  стенозами гортани, если заболевание  началось до формирования речи.

Многократные  операции, нарушение дыхания через  естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту  этих переживаний. Одна из них —  особенности личности. У лиц с  лабильной нервной системой более  подавленное настроение, неверие  в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия  удаления опухоли необратимы. Третьей  психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и  многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение  голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой  предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Функциональные  нарушения голоса. Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие  функциональные изменения могут  вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся  фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет  единой точки зрения на причину возникновения  фонастении. Одни исследователи считают  причиной психические травмы и эмоциональные  перегрузки. Другие видят причину  в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 17). Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Информация о работе Голос, характеристика и методы коррекции