Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:33, реферат
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, полоролевого поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [13].
Анализ изменений в системе полоролевых представлений у детей и взрослых, показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания и образования мальчиков и девочек.
Введение....................................................................................................
Глава 1. Индивидуальность детей подросткового возраста
1.1 Физиологическое развитие…………………………………………..
1.2 Изменения личности подростков с учетом гендерного воспитания………………………………………………………………..
1.3 Особенности сферы общения……………………………………..
Глава 2. Развитие гендерных особенностей в подростковом возрасте
2.1 Полоролевой аспект в физическом и психологическом развитии…….
2.2 Проявление гендерной идентичности у подростков……………………
2.3 Развитие межличностного общения юношей и девушек………………..
Глава 3.Практический аспект гендерного воспитания подростков в школах
3.1 Специфика полового воспитания………………………………………..
3.2 Анализ программ, содержащих компоненты полового воспитания…………………………………………………………………….
3.3 Трудности организации полового воспитания в социуме……………...
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных [28].
Гормоны и строение головного мозга у детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Многочисленные исследования показывают, что у мальчиков более развиты способности к точным наукам, лучше развит зрительно-пространственный интеллект. У девочек лучше развиты речевые навыки, более гибкое мышление, в детстве они по сравнению с мальчиками развиваются быстрее.
У большинства мальчиков более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. У большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.
У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. У девочек доминируют диады и триады, которые "закрыты" для посторонних. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом [19].
Около половины девушек и треть юношей в период взросления озабочены своими внешними данными. Почти по всем показателям самовосприятия наблюдаются различия между юношами и девушками. Общественное мнение относит к признакам мужественности – физическую силу, спортивные успех и мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей, тогда как для девушек второстепенны или даже нежелательны в связи с иным представлением собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее, впрочем, объясняется одинаково частым появлением юношеских угрей у представителей обоих полов. Не меньшие опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И юношей, и девушек беспокоит "торчащий" нос, юношам собственные руки кажутся слишком длинными по сравнению с ногами, скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими. Типично для данного возраста нежелание признаться в подобных переживаниях, из страха быть высмеянным взрослыми. У юношей часто возникают психические проблемы, связанные с первичными половыми признаками. В отличие от девушек они обращают на рост гениталий больше внимания уже потому, что те расположены снаружи. Кроме того, их размеры часто связывают с мужественностью и мужской потенцией.
У девушек подобные различия не играют роли, поскольку половые органы расположены внутри тела, однако большое внимание уделяется менструациям. Если девочки не предупреждены об их наступлении, они пугаются, хотя беспокойство вызывает также кажущееся запаздывание менархе. Обычно оно считается показателем половой зрелости. У большинства девушек менархе вызывает отрицательную, в лучшем случае, скорее нейтральную реакцию. Драматизм наступления менструаций для девушек связан, во-первых, с новыми физическими ощущениями, а во-вторых, с сознанием возникшей сексуальной зрелости, превращения в женщину, появления способности к деторождению. Отношение к менархе как и к новому сексуальному статусу, двойственно или даже негативно, поскольку влечет за собой необходимость ограничений в повседневной жизни и. боязнь беременности [17]. Девушки реагируют нейтрально или даже отрицательно (изумление, смятение, смущение) на вопросы о сексуальной жизни вплоть до отказа от ее обсуждения.
На вторичные половые признаки обращают большое внимание представители обоих полов. Их своевременное появление и типичное для данного возраста состояние позволяет юношам и девушкам ощутить себя полноценными мужчинами и женщинами. В то же время они испытывают неуверенность относительно связанных с этим статусом ролей и функций. При сходной у представителей обоих полов неуверенности; физические изменения у девушек чаще сопровождаются стыдом, а у юношей — гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией.
К психическим расстройствам могут приводить как действительная или мнимая задержка развития, так и преждевременное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацией поведения. Ранний сексуальный опыт не всегда следует считать преимуществом, поскольку нередко отсутствует необходимая эмоциональная зрелость. Кроме того, рано созревшие в половом: отношении юноши и девушки сильнее возбуждают сексуальные притязания окружающих, часто непроизвольно, преждевременно втягиваются в сексуальные отношения или сексуально эксплуатируются взрослыми [17].
Сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек с повышенным уровнем агрессивности показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам агрессивности и враждебности значимые различия наблюдаются в раздражительности. Степень враждебности, обиды у девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Также степень выраженности подозрительности у девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности у мальчиков [20].
В ряду социально-психологических характеристик гендерными различиями обусловлены особенности личностной тревожности. У девочек – высоко развиты эмпатические способности; более высокий, чем у мальчиков, уровень выраженности потребностей во включении и в аффекте; у мальчиков – сочетание низкого самоуважения и самообвинения; склонность к зависимости и колебание в принятии решений, социальная селективность в установлении близких эмоциональных отношений [1].
Воронко Е. В. исследовала гендерные различия в коммуникативной сфере, и установила, что в подростковом возрасте у мальчиков больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительные, дополнения; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов. Девочки-подростки настроены на сопереживание, а мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, практические советы. Девочки - подростки превосходят мальчиков-подростков в расшифровке и "чтении" невербальных сигналов, в чтении выражений лица, распознавании лиц. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации, а мальчики – вербальной. В итоге автор приходит к выводу, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. В большей степени они обусловлены социальными факторами и потому могут поддаваться воспитательным воздействиям и социально-педагогической коррекции [6].
Таким образом, на физиологическое и психологическое развитие подростка существенно влияет активное проявление пола, что способствует формированию сензитивного периода для становления гендерной идентичности.
2.2 Проявление гендерной идентичности у подростков
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [10].
Гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.
Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах, изданных после 1980г., в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.
Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы [2].
В предпубертатный период закрепляются поло-ролевые установки. Важен не только пример родителей и окружающих взрослых, но и детские игры, совместные занятия. В обществе со сверстниками дети самонастраиваются на подобающую психологическую ориентацию и половое распределение ролей.
У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности – это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.
Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней.
У мальчиков идентификация с образами мужской области субъективного пространства возникает параллельно со сближением образов девочек и женщин. Мальчик начинает чувствовать свою мужественность тогда, когда он чувствует в окружающих его девочках женщин. У девочек же переживание женственности прямо не связано с интеграцией "мужских " образов.
У мальчиков чувство взрослости связано с идентификацией с половозрастным эталоном взрослого мужчины, у девочек же - с присоединением к миру взрослых в целом.
У девочек мы наблюдаем выраженное противоречие между структурой эмоционального и когнитивного компонентов половой идентичности. Эмоциональный компонент связан с четкой дифференциацией идентичности по полу, что служит основой глубинного эмоционального благополучия. Самооценка же девочки в рамках когнитивного компонента связана преимущественно с идентификацией с недифференцированным по полу миром взрослых. В результате с VI по VII класс в рамках эмоционального компонента у девочек отмечается слияние женской и мужской областей.
С VIII по IX класс эта тенденция сменяется на противоположную. В какой-то степени это может объясняться тем, что для девочки актуальной становится область сексуальных отношений и это вновь обусловливает необходимость дифференциации мужской и женской областей субъективного пространства. Кроме того, девочка вступает в новую систему социальных отношений, где "быть взрослой " отнюдь не значит быть "синим чулком " и где женственность и привлекательность для мужского пола становятся одними из важнейших атрибутов социального статуса.
Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков и "реабилитации" категории пола в отечественной психологии.
2.3 Развитие межличностного общения юношей и девушек
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, так же, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.
На основе модели процесса формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей были выделены следующие характеристики мальчиков и девочек на различных этапах данного процесса.
1. Ценностный этап. Для мальчиков – ориентация на значимость учебного предмета в социуме. Для девочек – ориентация на практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях.
2. Когнитивный этап. Для мальчиков – принятие смысла "что и для чего я должен знать", смещение на мотив учения "мотива избегания плохих отметок". Для девочек – стремление к коллективному поиску решения учебной задачи, смещение на мотив учения "мотива недовольных оценок со стороны учителей и родителей".
3. Рефлексивный этап. Для мальчиков – развитие способности к организации самостоятельной познавательной деятельности, стремление к поисковой деятельности, самопобуждение к деятельности. Для девочек – развитие способности к творческому поиску в познавательной деятельности, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.
Во избежание противодействия требованиям педагогов, требуется гармоничное сочетание требовательности и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения.
Можно установить некоторые механизмы воздействия родительского отношения на самооценку ребенка. При симметричном стиле общения арсенал средств общения, используемый родителями и педагогами направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному "Мы". Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным.
Информация о работе Гендорное воспитание как основа развития личности подростка