Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:33, реферат
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, полоролевого поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [13].
Анализ изменений в системе полоролевых представлений у детей и взрослых, показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания и образования мальчиков и девочек.
Введение....................................................................................................
Глава 1. Индивидуальность детей подросткового возраста
1.1 Физиологическое развитие…………………………………………..
1.2 Изменения личности подростков с учетом гендерного воспитания………………………………………………………………..
1.3 Особенности сферы общения……………………………………..
Глава 2. Развитие гендерных особенностей в подростковом возрасте
2.1 Полоролевой аспект в физическом и психологическом развитии…….
2.2 Проявление гендерной идентичности у подростков……………………
2.3 Развитие межличностного общения юношей и девушек………………..
Глава 3.Практический аспект гендерного воспитания подростков в школах
3.1 Специфика полового воспитания………………………………………..
3.2 Анализ программ, содержащих компоненты полового воспитания…………………………………………………………………….
3.3 Трудности организации полового воспитания в социуме……………...
Министерство образования и науки РФ
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
доцент Веревкин И.А.
Введение......................
Глава 1. Индивидуальность детей подросткового возраста
1.1 Физиологическое развитие…………………………………………..
1.2 Изменения личности подростков с учетом гендерного воспитания……………………………………………………
1.3 Особенности сферы общения……………………………………..
Глава 2. Развитие гендерных особенностей в подростковом возрасте
2.1 Полоролевой аспект в физическом и психологическом развитии…….
2.2 Проявление гендерной идентичности у подростков……………………
2.3 Развитие межличностного общения юношей и девушек………………..
Глава 3.Практический аспект гендерного воспитания подростков в школах
3.1 Специфика полового воспитания………………………………………..
3.2 Анализ программ, содержащих компоненты полового воспитания……………………………………………………
3.3 Трудности организации полового воспитания в социуме……………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, полоролевого поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [13].
Анализ изменений в системе полоролевых представлений у детей и взрослых, показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания и образования мальчиков и девочек.
Необходимо разделять половое и сексуальное воспитание. Половое воспитание – все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, желание создать гармоническую семью. Оно должно начинаться с рождения ребенка и проводиться общественными институтами, ответственными за формирование личности молодого человека (семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации, здравоохранение). Сексуальное воспитание – это составная часть полового воспитания, ориентированная на формирование правильного сексуального поведения. Эту работу имеют право осуществлять только специалисты, знающие физиологию и патологию подростков.
Половое воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрика, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [14]. Задача полового воспитания – способствовать гармоническому развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи.
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению половых особенностей личности подростков. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности.
Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола, осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака [5, 10].
Сложность изучения особенностей различных компонентов гендерной идентичности личности, связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться [24]. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты, а также для взрослых, влияющих на формирование половой идентичности, прежде всего родителей и школьных педагогов [13].
Проблема: внедряются ли в современной школе программы гендерного воспитания подростков?
Цель: анализ особенностей гендерного воспитания в системе современного школьного обучения подростков.
Задачи:
выявить особенности детей подросткового возраста;
раскрыть сущность полового воспитания в подростковом возрасте;
изучить опыт гендерного воспитания подростков в современной школе.
Методы исследования:
- анализ педагогической, психологической, социальной, литературы по вопросам формирования гендерного воспитания подростков;
- формирующий (педагогический) эксперимент;
- тестирование учащихся;
- анализ результатов экспериментальной работы;
- статистическая обработка и обобщение результатов исследования.
Глава 1.Индивидуальность детей подросткового возраста
1.1 Физиологическое развитие
Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.
В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ – кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву – происходит мутация голоса [22], причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими и неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму "гормональную бурю". Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении) [12].
На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности [12].
На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития. Осознание физиологических сдвигов в собственном организме является критерием появления нового для подростка чувства – чувства взрослости, которое является основой развития личности подростка.
1.2 Изменения личности подростков с учетом гендерного воспитания
Самые существенные изменения у подростков происходят в личностной сфере. Наиболее значимая характеристика развития личности - это формирование чувства взрослости. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т. В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, равнение на психосексуальные образцы своего пола, социальная взрослость, интеллектуальная взрослость.
Формирующаяся позиция взрослого еще не соответствует объективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, и они составляют новое содержание его сознания; существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценок. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе — характерная особенность подростков. Эта потребность возникает из необходимости соответствовать внешним и внутренним требованиям, регулировать отношения с окружающими. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь [16].
Особо подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое "Я" в оценках, суждениях, поступках. "Кто Я?" - основной вопрос возраста. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свидетельствует о появлении самовоспитания (подросток более осознанно начинает формировать в себе волевые качества, начинает планировать и реализовать целые программы самоусовершенствования).
Рефлексия носит преднамеренный характер, становится самостоятельным внутренним процессом. Предметом размышлений становятся также отношения подростка со сверстниками, поиск близкого друга. Достоинства и недостатки других сопоставляются со своими собственными. Очень часто подросток хочет дружить с теми, кого считает лучше себя. Среди желаемых качеств доминирующее положение занимают две группы: нравственные (в первую очередь товарищеские) и мужественные (волевые).
Информация о работе Гендорное воспитание как основа развития личности подростка