Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в структуре которой выделены три уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий компоненты.

Содержание

1. Введение………………………………………….……….3
2. Сущности и проблемы…………………………………...4
3. Формы и методы…………………………….…………....9
4. Цели и задачи…………………………………………....11
5. Принципы и педагогические требования……………...12
6. Выводы ……………………………………………..…...14
7. Опорный конспект……………………………………....15
8. Список литературы…………………………………..….16

Работа содержит 1 файл

Гендерное воспитание. Шестопал М..docx

— 50.73 Кб (Скачать)

      а) мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы;

      б) мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. При возникновении конфликтных ситуаций в отношениях мальчиков и девочек они рассматриваются не как конфликт между представителями пола, а как конфликт междуконкретными людьми.

          Принцип гуманизации:

      Равноправие не означает отрицание биологических  и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебном и вне учебной деятельности.

          Принцип природосообразности:

      Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.

          Принцип соответствия требованиям времени:

      Взаимодействие  с семьей учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и обучения и, как следствие этого, на основе единства действий, требований и уважения к ребенку как представителю своего пола. Подбор форм, методов воспитания и приоритетного содержания, востребованного современными школьниками требует от педагогов изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ученика, ребенка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

         В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей тендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть настоящий мужчина и какая должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов.

         Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, подростки усваивают определенные гендерные стереотипы, сложившиеся исторически.

      Гендерный подход исходит из того, что мальчики и девочки нуждаются в дифференцированном подходе к их воспитанию и образованию. Дело в том, что мальчики и девочки сталкиваются со сложным миром меняющихся стереотипов.

      Гендерное воспитание школьников направлено к тому, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является само идентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие, таким образом, определенной социальной роли. Традиционно считалось, будто реализация человеком специфических функций в обществе определена его мужским или женским природным началом. Это ошибочное мнение. А потому, актуальность проблемы гендерного воспитания подрастающего поколения очевидна [12, с.94].

       Школа должна давать ученикам возможность  развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода к процессу гендерного воспитания девочек и мальчиков [10, с.279].

       Осуществлять  гендерный подход в воспитании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхож-дения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола. 
 

     ВЫВОДЫ 

     Общепринятого определения термина «гендер» нет  ни в зарубежной, ни в отечественной  литературе. Попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия  предпринимались многими исследователями (Р.Ангер, В.В.Абраменкова). В психологической  науке существует ряд теорий, с  разных точек зрения, объясняющих  природу гендера: первая рассматривает  гендер как стратификационную категорию, вторая теория предполагает изучение гендера как культурной метафоры, и третья определяет гендер как результат  социального конструирования.

     Как известно, гендерные стереотипы являются одними из первых приобретаемых человеком. Осмысление и деконструкция этих стереотипов, выяснение культурных различий между ними и их "культурного  происхождения", с моей точки зрения, является важным шагом на пути выработки  критического мышления, переосмысления других форм стереотипного мировосприятия (этнической и религиозной нетерпимости, гомофобии и т.д.). Включение в  гендерные курсы категорий класс, раса, этничность и т.д., широко применяемое  сегодня во многих странах, поможет  как процессу формирования личности студентки/та, развитию критического мышления, так и изменению общества в  направлении большей толерантности  по отношению к "иному" в целом.

     Следует сказать, что сегодняшние требования к образовательным программам в  средней и высшей школах стимулируют  и гендерные исследования и введения результатов этих исследований в  практику образования и воспитания творческой, толерантной личности.

 

 

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Словарь гендерных  терминов. / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация  «Восток-Запад: Женские Инновационные  Проекты». М.: Информация — XXI век, 2002, 256с.
  2. Фромм Э. Мужчина и женщина. / Райгородский  Д. Я. Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. — Самара: Издательский Дом Бахрах-М.2002. — 688с.
  3. Исаев Д.Н., Каган  Б. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. 160с.
  4. Каган В. Е. Пси
  5. хогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. — № 4, — 1984. С 89-95.
  6. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. // Вопросы психологии. — №?, — 1987. С 54-61.
  7. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. 256с.
  8. Алешина Ю.Е., Волович  А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии, 1991, № 4. С. 74-82.
  9. Агеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, № 2. С. 152 -158.
  10. Тархова Л. П. Мальчик, мужчина, отец. М.: Знание, 1992, 128с
  11. Ерофеева Н.Ю. В классе мальчики и девочки учить.//Народное овразование, 2001 - № 22
  12. Сабиров Р. Наука в бесполой школе//Народное образование , 2002 - №26
  13. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира//_М. : ЛИНКА ПРЕСС, 1998

Информация о работе Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы