Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:33, реферат
Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в структуре которой выделены три уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий компоненты.
1. Введение………………………………………….……….3
2. Сущности и проблемы…………………………………...4
3. Формы и методы…………………………….…………....9
4. Цели и задачи…………………………………………....11
5. Принципы и педагогические требования……………...12
6. Выводы ……………………………………………..…...14
7. Опорный конспект……………………………………....15
8. Список литературы…………………………………..….16
Следующим
возникает вопрос о влиянии школы
на становление мальчика — будущего
мужчины и девочки — будущей
женщины. Ряд исследователей указывает
на фемининное влияние школы на мальчиков,
которое во многом обусловлено, по их
мнению, половым составом педагогических
коллективов. Фемининнный характер
влияния общества на мальчиков отмечает
и В.Е.Каган: «Мальчик в ходе феминизированного
воспитания переходит из одних женских
рук в другие (мать — воспитательница
— учительница — женщина-
Жесткость
требований к маскулинности растет
параллельно с социальными
Однако одностороннее влияние
сверстников плюс внутренняя
неуверенность мальчика-
В
результате собственного наблюдения и
анализа психолого-
ФОРМЫ
И МЕТОДЫ
Занятия по гендерным вопросам призваны помочь учащимся старших классов «открывать» свои личностные качества, свои способности к межличностным контактам, получить социальный опыт других, развивать гендерную индивидуальность [10, с.340].
Учитывая
особенности интерактивной
Методы гендерного воспитания:
Цель «мозгового штурма» - собрать как можно больше идей относительно специфических проблем от всех участников и участниц занятий в течение установленного преподавателем промежуточного времени.
Целью обсуждения в зависимости от упражнения может быть любой учебный процесс: подведение итогов, анализ опыта учеников, подготовка их, к восприятию новой информации. Достижение любой учебной цели сопровождается формированием у учеников навыков общения, демократической коммуникации.
Ключом к эффективности обсуждения большой группой является то, как преподаватель ставит вопрос.
Не следует забывать, что избыточное количество дискуссий в больших группах утомляет. Злоупотребление этой методикой приводит к усталости и скуке в группе.
Обсуждение малой группой: небольшие группы (четыре - шесть лиц) предоставляют больше возможности для работы, чем большие. Эта методики предоставляет каждому человеку выбирать собственный ритм, активнее принимать участие в обсуждении.
Цель ролевой игры - приобрести опыт действий путем игры, помочь научиться через опыт и чувство. Ролевая игра может также использоваться для получения конкретных навыков, например постановки гендерных проблем. Иногда собравшиеся могут разыгрывать ситуации, в которые они уже попадали.
Ролевая игра - это относительно «открытая» техника, которая может развиваться в зависимости от навыков, личного опыта и конкретной ситуации, в группе. Очень важно по завершении дать группе «выйти из роли» предложить «актерам» выразить свое чувство, впечатление или мысли. Если учащиеся не выйдут из роли, это может негативно повлиять на их эмоциональное состояние на протяжении дня.
Цель метода - способствовать более четкому выяснению учениками вопросов процедуры, которую они должны потом воспроизвести (например, переговоры). Он дает возможность глубоко анализировать правовое содержание ролевой игры.
Сущность метода «Стоп-кадр» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают определенную ролевую ситуацию, периодически останавливаясь, чтобы их действия могли прокомментировать другие ученики или учитель.
Цель - метод развивает навыки речи и общения, дает возможность ученикам и ученицам усваивать значительное количество небольших по объёму единиц знаний.
Эта техника дает возможность вместе с презентацией темы выучить ее достаточно детально. Она проводится по такой процедуре: Приготовить карточки с фактами или информацией, раздать по одной карточке каждой участнице и участнику; выучив в течение нескольких минут информацию на карточке, участники начинают двигаться по комнате, по очереди рассказывая то, что выучили из своей карточки, другим участникам и выслушивая соответствующую информацию от них. В то же время между собой общаются лишь два человека. По окончании попросите рассказать о том, что было изучено.
Цель - проверка знаний и оценка процесса учебы. Анкеты могут использоваться для входного и итогового контроля, выявления интересов группы, оценки эффективности процесса учебы, и тому подобное.
Цель - развитие воображения учеников.
Преподаватель читает предварительно подготовленную фантазию, или же ее развивает группа.
Целесообразно использовать для индивидуальной и групповой работы с целью выявление мнений и чувств.
Примерами управляемой фантазии могут быть «Мир, где отсутствует гендерное неравенство» или «Мир, в котором все имеют высокую гендерную культуру» и тому подобное.
Цель - применение гендерных знаний, развитие навыков творческого труда, у учащихся.
В тренинге применяют изготовление коллажей, чертежа, рисования, моделирования, составления песен, поэм, историй или игр. Может осуществляться индивидуально и в группе. Важно помнить, что такая форма имеет целью активизацию аудитории для продуцирования идей, а не проверку умения к рисованию или пению.
Цель
- научить конструктивно
Переговоры
- это официальное обсуждение проблемы
двумя лицами, которые находятся в конфликте.
Для того, чтобы обсуждение было успешным,
необходимо установить определенные правила
[11, с. 172].
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ
Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в структуре которой выделены три уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий компоненты.
Требуются определенные педагогические условия для повышения эффективности этого процесса. Решение этой задачи предполагает реализацию воспитательной деятельности путем внедрения в практику школы педагогических условий: реализации гендерного подхода в организации личностно ориентированного воспитания; формирования гендерной чувствительности учителей, учащихся, родителей; использования в практике образования гендерного анализа учебно-методической литературы с целью ослабления влияния гендерных стереотипов на субъектов учебно-воспитательного процесса; реализации содержания гендерного воспитания в процессе изучения факультативного спецкурса "Гендерные стереотипы". Подтверждена необходимость ослабления давления гендерных стереотипов путем влияния вербальных методов воздействия на сознание учащихся в сочетании с интерактивными методами воспитания и использованием средств этнопедагогики.
Необходимо решить следующие задачи:
ПРИНЦИПЫ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
На основе психолого-педагогических наблюдений и их анализа, многие исследователи пришли к убеждению, что воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учета их природных физиологических потребностей и различий ошибочно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности [10, с.273].
Была поставлена задача разработать такую модель воспитательной системы, которая обеспечит целостность развития личности как мальчики, так и девочки (своеобразную тендерную школу). В ходе исследований в данном направлении был определен набор принципов, которые необходимо учитывать при построении гендерной модели воспитательной системы:
Принцип демократизации:
Информация о работе Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы