Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в структуре которой выделены три уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий компоненты.

Содержание

1. Введение………………………………………….……….3
2. Сущности и проблемы…………………………………...4
3. Формы и методы…………………………….…………....9
4. Цели и задачи…………………………………………....11
5. Принципы и педагогические требования……………...12
6. Выводы ……………………………………………..…...14
7. Опорный конспект……………………………………....15
8. Список литературы…………………………………..….16

Работа содержит 1 файл

Гендерное воспитание. Шестопал М..docx

— 50.73 Кб (Скачать)

     Следующим возникает вопрос о влиянии школы  на становление мальчика — будущего мужчины и девочки — будущей  женщины. Ряд исследователей указывает  на фемининное влияние школы на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. Фемининнный характер влияния общества на мальчиков отмечает и В.Е.Каган: «Мальчик в ходе феминизированного  воспитания переходит из одних женских  рук в другие (мать — воспитательница  — учительница — женщина-начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как „удобный в обращении“ для женщин.

     Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами  на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым  ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, а диапазон их полоролевых  ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими  трудностями отношения мужчин и  женщин проецируются не просто на отношения  мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности» [6, С 71]. Односторонность влияния  школы, которая поощряет, прежде всего, фемининные качества, отмечают и Ю.Е.Алешина, А. С. Волович [7, С 77]. Это осложняется  ещё тем, что, как отмечает Д. Хартли [8, С 155-156], роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По его мнению, быть «хорошей»  школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но быть хорошим (прилежным) школьником и в тоже время чувствовать  себя «настоящим» мужчиной — это  вещи в определенном смысле противоположные. Как компенсация, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых  мальчишеских компаний, которые служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской  роли.

       Однако одностороннее влияние  сверстников плюс внутренняя  неуверенность мальчика-подростка  в том, насколько он соответствует  завышенным критериям «маскулинности»,  часто порождают компенсаторное  «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая  агрессивность, грубость, пренебрежение  к «женским» чертам характера). Сложившееся положение весьма  образно выразила Л. П. Тархова:  «Заколдованный круг: если в характере  мальчишки явно выражены маскулинные  черты — он рискует угодить  явно в дурную компанию; если  по девичьи покладист и покорен  — ему обеспечено как минимум  ироническое неодобрение, чтобы  не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть  парнем» [9, С 58].

     В результате собственного наблюдения и  анализа психолого-педагогической литературы мы выделили ряд проблем, указывающих на необходимость пристального внимания к проблеме формирования гендерной  культуры подростков: отсутствие идеальных  образцов поведения; отсутствие возможностей для проявления маскулинных/фемининных качеств в повседневной жизни; конфликт между проявлениями половой роли в различных условиях; построение ролевой модели на основе отрицания  и отвержения модели противоположного пола, что приводит к развитию негативизма  к противоположному полу; резкий разрыв в нормативных предписаниях подросткового и последующего этапов полоролевой социализации, т.е. характер требований и ожидаемого поведения от мальчика или девочки не соответствует требованиям и ожиданиям, предъявляемым к мужчине и женщине; рассогласование идеальных представлений о мужском и женском поведении и реального поведения подростков. 

     ФОРМЫ И МЕТОДЫ 

      Занятия по гендерным вопросам призваны помочь учащимся старших классов «открывать» свои личностные качества, свои способности к межличностным контактам, получить социальный опыт других, развивать гендерную индивидуальность [10, с.340].

      Учитывая  особенности интерактивной учебы, можно выбрать разные формы гендерного воспитания:

  • проведение просветительской работы во время воспитательных часов;
  • проведение ролевих или деловых игр;
  • дискуссия;
  • урок-размышление;
  • турнир; 68
  • психологический этюд по вопросам формирования гендерной культуры
 

      Методы  гендерного воспитания:

  • «Мозговой штурм».

        Цель «мозгового штурма» - собрать как можно больше идей относительно специфических проблем от всех участников и участниц занятий в течение установленного преподавателем промежуточного времени.

  • Обсуждение в группе/классе.

      Целью обсуждения в зависимости от упражнения может быть любой учебный процесс: подведение итогов, анализ опыта учеников, подготовка их, к восприятию новой информации. Достижение любой учебной цели сопровождается формированием у учеников навыков общения, демократической коммуникации.

      Ключом  к эффективности обсуждения большой  группой является то, как преподаватель ставит вопрос.

      Не  следует забывать, что избыточное количество дискуссий в больших группах утомляет. Злоупотребление этой методикой приводит к усталости и скуке в группе.

      Обсуждение  малой группой: небольшие группы (четыре - шесть лиц) предоставляют  больше возможности для работы, чем  большие. Эта методики предоставляет каждому человеку выбирать собственный ритм, активнее принимать участие в обсуждении.

  • Ролевая игра.

      Цель  ролевой игры - приобрести опыт действий путем игры, помочь научиться через опыт и чувство. Ролевая игра может также использоваться для получения конкретных навыков, например постановки гендерных проблем. Иногда собравшиеся могут разыгрывать ситуации, в которые они уже попадали.

      Ролевая игра - это относительно «открытая» техника, которая может развиваться в зависимости от навыков, личного опыта и конкретной ситуации, в группе. Очень важно по завершении дать группе «выйти из роли» предложить «актерам» выразить свое чувство, впечатление или мысли. Если учащиеся не выйдут из роли, это может негативно повлиять на их эмоциональное состояние на протяжении дня.

  • «Стоп-кадр».

      Цель  метода - способствовать более четкому  выяснению учениками вопросов процедуры, которую они должны потом воспроизвести (например, переговоры). Он дает возможность глубоко анализировать правовое содержание ролевой игры.

      Сущность  метода «Стоп-кадр» заключается  в том, что несколько учеников разыгрывают определенную ролевую ситуацию, периодически останавливаясь, чтобы их действия могли прокомментировать другие ученики или учитель.

  • Учась учусь.

      Цель - метод развивает навыки речи и  общения, дает возможность ученикам и ученицам усваивать значительное количество небольших по объёму единиц знаний.

     Эта техника дает возможность вместе с презентацией темы выучить ее достаточно детально. Она проводится по такой процедуре: Приготовить карточки с фактами или информацией, раздать по одной карточке каждой участнице и участнику; выучив в течение нескольких минут информацию на карточке, участники начинают двигаться по комнате, по очереди рассказывая то, что выучили из своей карточки, другим участникам и выслушивая соответствующую информацию от них. В то же время между собой общаются лишь два человека. По окончании попросите рассказать о том, что было изучено.

  • Анкетирование.

      Цель - проверка знаний и оценка процесса учебы. Анкеты могут использоваться для входного и итогового контроля, выявления интересов группы, оценки эффективности процесса учебы, и тому подобное.

  • «Управляемые фантазии».

     Цель - развитие воображения учеников.

     Преподаватель читает предварительно подготовленную фантазию, или же ее развивает группа.

     Целесообразно использовать для индивидуальной и групповой работы с целью выявление мнений и чувств.

Примерами управляемой фантазии могут быть «Мир, где отсутствует гендерное  неравенство» или «Мир, в котором  все имеют высокую гендерную  культуру» и тому подобное.

  • Творческий труд.

      Цель - применение гендерных знаний, развитие навыков творческого труда, у учащихся.

     В тренинге применяют изготовление коллажей, чертежа, рисования, моделирования, составления песен, поэм, историй или игр. Может осуществляться индивидуально и в группе. Важно помнить, что такая форма имеет целью активизацию аудитории для продуцирования идей, а не проверку умения к рисованию или пению.

  • Переговоры.

      Цель - научить конструктивно обсуждать  проблемы с учетом гендерной идеологии, не давать конфликту разгореться.

      Переговоры - это официальное обсуждение проблемы двумя лицами, которые находятся в конфликте. Для того, чтобы обсуждение было успешным, необходимо установить определенные правила [11, с. 172]. 

     ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ 

     Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в  структуре которой выделены три  уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий  компоненты.

     Требуются определенные педагогические условия для повышения эффективности этого процесса. Решение этой задачи предполагает реализацию воспитательной деятельности путем внедрения в практику школы педагогических условий: реализации гендерного подхода в организации личностно ориентированного воспитания; формирования гендерной чувствительности учителей, учащихся, родителей; использования в практике образования гендерного анализа учебно-методической литературы с целью ослабления влияния гендерных стереотипов на субъектов учебно-воспитательного процесса; реализации содержания гендерного воспитания в процессе изучения факультативного спецкурса "Гендерные стереотипы". Подтверждена необходимость ослабления давления гендерных стереотипов путем влияния вербальных методов воздействия на сознание учащихся в сочетании с интерактивными методами воспитания и использованием средств этнопедагогики.

     Необходимо  решить следующие задачи:

  • Анализ имеющихся традиций раздельного образования в Украине и современных тенденций его развития, разработка на их основе концепции гендерного образования;
  • Выявление ожиданий родителей (претензии относительно общекультурного и интеллектуального развития девочек и мальчиков), прогнозы относительно их жизненной судьбы;
  • Формирование модели выпускницы и выпускника школы на трёх ступенях обучения в виде совокупности свойств, качеств, показателей, соотвецтвующих родительским ожиданиям и социально-региональному заказу относительно подготовки женщин и мужчин для их оптимальной самореализации;
  • Формирование содержания обучения, адекватного традициям отечественной культуры, на основе гендерного подхода с учетом половозрастной и психофизиологической специфики освоения мира девочками (преобладание эмоционального и художественно-предметного отражения мира) и мальчиками ( преобладание рационального и логико-понятийного отражения мира);
  • Поиск адекватных целям и задачам обучения девочек и мальчиков форм обучения (в первую очередь, имитационно-моделирующих игр) для освоения информационно-знаниевой базы и овладения рефлективным уровнем культуры, ценностными установками;
  • Разработка программы воспитательной работы на основе пространственного подхода и формирование гражданского самосознания, направленные на формирование культуры здорового образа жизни и культуры пола.
 

     ПРИНЦИПЫ  И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 

      На  основе психолого-педагогических наблюдений и их анализа, многие исследователи пришли к убеждению, что воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учета их природных физиологических потребностей и различий ошибочно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности [10, с.273].

      Была  поставлена задача разработать такую  модель воспитательной системы, которая обеспечит целостность развития личности как мальчики, так и девочки (своеобразную тендерную школу). В ходе исследований в данном направлении был определен набор принципов, которые необходимо учитывать при построении гендерной модели воспитательной системы:

          Принцип демократизации:

Информация о работе Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы