Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Целью гендерного воспитания является понятие "гендерная воспитанность", в структуре которой выделены три уровня (низкий, средний, достаточный) и которая включает когнитивный, эмоционально-ценностные и поведенческий компоненты.

Содержание

1. Введение………………………………………….……….3
2. Сущности и проблемы…………………………………...4
3. Формы и методы…………………………….…………....9
4. Цели и задачи…………………………………………....11
5. Принципы и педагогические требования……………...12
6. Выводы ……………………………………………..…...14
7. Опорный конспект……………………………………....15
8. Список литературы…………………………………..….16

Работа содержит 1 файл

Гендерное воспитание. Шестопал М..docx

— 50.73 Кб (Скачать)

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Химический  факультет

     Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     На  тему

     "ГЕНДЕРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 
 
 
 
 

     Студентки группы 3- Б

     Шестопал  Марины 

     Научный руководитель: Плотников П.В.

     Доктор  педагогических наук,

     профессор кафедры педагогики,

     академик  МАНПО  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк-2011 г. 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. Введение………………………………………….……….3
  2. Сущности и проблемы…………………………………...4
  3. Формы и методы…………………………….…………....9
  4. Цели и задачи…………………………………………....11
  5. Принципы и педагогические требования……………...12
  6. Выводы ……………………………………………..…...14
  7. Опорный конспект……………………………………....15
  8. Список литературы…………………………………..….16
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Социальная  стратегия, направленная на создание условий  для развития Украины на основе использования  и совершенствования человеческого  потенциала, предполагает включение  гендерного компонента во все области  общественной жизни: в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным  принципом: «Мужчина и женщина имеют  равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Как известно, по определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) ныне выступают  как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

     Украина одна из тех стран, население которых отличается разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми. В последнее время всё больше отечественных и зарубежных учёных приходят к выводу, что полноценное формирование личности человека не может осуществляться без учёта гендерных особенностей. Из-за противоречивости экспериментальных данных на сегодняшний день в гендерном исследовании ещё остаётся очень много неисследованных спорных вопросов и противоположных взглядов.

     В настоящее время гендерных исследований значительно больше, чем раньше, однако распределены они не равномерно: в одних областях их больше, в других – меньше. В то же время они затронули практически все основные области наук: когнитивную сферу, эмоциональную, познавательную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений.

     В науке принято чётко разграничивать конституциональные и социокультурные  аспекты в различении мужского и  женского, связывая их понятиями пола и гендера.

     Разделение  людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике  и поведении человека [2, С10].

     Исследования  проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неоднозначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используются как понятие  «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идёт активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей [2, С11].

     В словарях можно найти следующие  определения: пол – а) биологический  – совокупность контрастирующих  генеративных признаков особей одного вида; б) социальный – комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и  поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду социальный, и правовой статус мужчины и женщины.

     В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие  «гендер».

     Очевидно, что понятие социального пола является более широким, чем понятие  пол биологический. Со временем, в  англоязычной литературе авторы стали  применять термин «гендер» (от латинского - род), под которым понималась вся  совокупность свойств, отличающих мужчину  от женщины.

     Общее значение - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

     Социологическое значение - социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним.

     Таким образом, социологическое использование  термина может отличаться от повседневного.

     В самом общем виде понятие «гендер» обозначает совокупность социальных и  культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в  зависимости от биологического пола.

     Современная же наука различает понятия пол  и гендер. Слово «пол» используется для обозначения тех анатомно–физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины.

     Пол человека считался фундаментом первопричиной  психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Но помимо биологических отличий  между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных  характеристиках.

     Итак, понятие гендер означает, в сущности, и сложный социокультурный процесс  формирования (конструирования) обществом  различий в мужских и женских  ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках [1, С143]. Важными элементами создания гендерных различий  являются противопоставления «мужского» и «женского». 

     СУЩНОСТИ  И ПРОБЛЕМЫ 

     Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений  имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем  у мужчин, социально перцептивных способностей:

     Женщины тоньше улавливают состояние другого  человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

     Лица  женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в исследовании А.И. Бодалева, А.И. Донцова  и Ш.В. Саркисяна. Девушки отмечали все качества личности чаще, чем юноши, при этом половые различия  в частоте фиксирования коммуникативных черт характера и интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время характеристику личности в целом юноши давали в два раза чаще, чем девушки.

     Лица  женского пола при оценке людей более  «добрые», чем лица мужского пола. Это  следует из данных Ж. Лендел: при  оценке любимого учителя почти в  каждом классе (с 8-го по 10-й) девочки  указали больше позитивных качеств, чем мальчики (на 15, 2%), при оценке нелюбимого учителя мальчики на 14,5% указали больше негативных качеств, чем девочки [2, С140].

     Женщины и мужчины могут быть внимательными  и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношении  с окружающими.

     Именно  в старшем школьном возрасте гендерные  различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется  тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и  принятие половой роли, формируется  позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются  важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

     Выделяют следующие характеристики гендерных особенностей старших школьников:

     Мальчики:

     У большинства мальчиков больше развито  правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному  характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных  и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет  мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

     Девочки:

     У большинства девочек более развито  левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. Девочки тоже соревновательные. Но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

     У детей в старшем школьном возрасте наступает период, когда сознание и самосознание достигают определённого  уровня, происходит овладение понятийным мышлением, накапливается моральный  опыт, осваиваются различные социальные роли, в рамках самоопределения формируется  идентичность.

     Таким образом, на основании приведённых  выше данных можно сделать следующие  выводы.

     Важным  направлением работы школы, задающим ориентиры  на дальнейшее вхождение ребенка  в мир человеческих отношений, является формирование гендерной культуры. «Бесполая» педагогика уходит в прошлое. Вопросы  гендерной идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время  все больший круг исследователей, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений  и содержание современной педагогики.

     В педагогике идет поиск альтернативных методик, обеспечивающих адекватное присвоение гендерной культуры школьникам. Значительное внимание уделяется изменениям, происходящим в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и феминности.

     Терминам  «феминность» и «маскулинность»  в русском языке существуют синонимы «женственность» и «мужественность», обозначающие, по сути, то же самое. Разница  заключается в том, что понятия  «женственности» и «мужественности» в славянской культурной традиции носят  поэтическую, художественную окраску. «Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик  поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что  добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли» [1, С143]. Здесь же отмечается, что при рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационностъ, что указывает на вариативность моделей маскулинности и их зависимости от изменений происходящих в обществе. Э. Фромм отмечает противоречивость ролей соответствующих представителю мужского пола в различных ситуациях: «Мужчина на работе, в деловой обстановке должен быть агрессивным, а дома — нежным. Он должен жить своей профессией, но вечером, придя домой, он не должен быть уставшим. В отношениях с клиентами и в конкуренции он должен быть бесцеремонным, но в отношениях с женой и детьми он должен быть абсолютно искренним. Он должен быть всеми любим и, конечно же, большую часть себя посвящать семье» [2, С11]. Это утверждение подчёркивает противоречивость модели маскулинности и необходимости помощи подрастающему поколению в самоопределении.

     «Феминность» — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине» [1, С 223]. Психолог  Ж. Миллер предположила, что такие черты фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция — это не слабость, а особая сила, которая может стать существенной для построения лучшего общества, и что эти черты мужчины могли бы развивать в себе.

     При организации воспитательного пространства современной школы остаётся открытым вопрос: «Для какого пола в подростковом возрасте самоопределение себя как  будущих мужчины или женщины  наиболее проблематично?». Д. Н. Исаев  и В.Е.Каган [3] в частности отмечают: «Требования к маскулинности  мальчиков в целом жестче, чем  к феминности девочек, и мальчики в ходе половой социализации испытывают большее средовое давление» [3, С 53]. В. Е. Каган связывает это с  полоролевыми особенностями развития и воспитания, так как «воспитательное  давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер, а  компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентации достигается легче; женский  — в основном или чаще — педагогический состав создает для девочек лучшие, чем для мальчиков условия» [4,с.90]. Хотя стоит отметить, что позднее  он несколько изменил свою точку  зрения. «Женскому полу присуща гораздо  большая, чем мужскому, онтогенетическая пластичность, в силу чего влияние  среды оказывается более сильным  для девочек. Если до недавнего времени  акцент делали на предотвращении феминизации  мальчиков, то сегодня, как это следует  из представленных данных, не меньшее  внимание должно быть уделено предотвращению психологической маскулинизации девочек, а решение проблемы оптимизации  полоролевого воспитания немыслимо  вне контекста воспитания отношений  между полами» [5, С 58]. Таким образом, можно сделать вывод, что в  подростковом возрасте представители  обоих полов сталкиваются с трудностями. Некоторые из этих трудностей характерны только для мальчиков или только для девочек, некоторые специфически проявляются в зависимости от пола. Вряд ли целесообразно пытаться взвешивать и определять, чей груз проблем тяжелее.

Информация о работе Гендерное воспитание учащихся старших классов средней школы