Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Содержание

Введение

Глава 1

Понятие формы

Актуальные цели и задачи воспитания учащихся

Разнообразие форм воспитательной работы

Упорядочение внеурочного времени

Коррекционное внеурочное воспитание

Глава 2

Система внеурочной работы и организация

Практическое применение форм внеурочного воспитания

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Усачёва.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

     Общественная  деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

     Эстетическая  деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

     Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

     Педагог должен многое знать и уметь для  методически правильной организации  всех этих форм работы. Прежде всего, в  педагогике воспитательной работы в  школе не очень ясно само понятие  «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя  важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.[3 с.76-78]

     Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

     Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.

     Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

     Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной  жизни, особенно молодежи: рок-концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и  характере этих представлений, шум  и внешние эффекты там часто  заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют  места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

     Трудовые  формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.

     Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или  праздника.

     Трудовое  воспитание является практической подготовкой  молодого поколения к участию  в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом  нравственного, интеллектуального  и эстетического воспитания.

     Трудовое  воспитание школьников – это:

    • воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
    • воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
    • развитие навыков самообслуживания;
    • формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

     В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый  навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге  своего труда. Применяются такие  формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного  двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

     Игровые (досуговые) формы  работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

     Особое  внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. [12 с. 231-231, 235]

     Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности  и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти  любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные  переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании  можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о  чем узнают ученики, участвуя в том  или ином деле. Переживания —  это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это  их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает  и развивает. Воспитателю следует  помнить об этом, организуя любое  дело с детьми. Дети, участвуя в различных  видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они  приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

     Формы внеурочных дел, их содержание очень  разнообразны и с трудом поддаются  учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что  многие из них проводятся как в  масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или  только со старшеклассниками. В современной  школе классные руководители, учителя  организуют вместе с детьми следующие  дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к  календарной дате или связанные  с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое. [4 с.49-50]

     Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц. [7 с.89]

     Заметим, что часто граница между разного  типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном  обсуждению проблем класса, могут  выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся  на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные» темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовы обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр. [6 с.62]

     Многие  учителя сегодня считают ненужными  коллективные, групповые беседы, которые  были обязательны для классного  руководителя в недалеком прошлом  и которые теперь относят, очевидно, к пережиткам социализма. Вероятно, это не совсем правильно прежде всего  потому, что ученики нуждаются  во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Опрос учеников VI—X классов двух обычных школ показал, что они хотели бы обсудить в классе среди прочих вопросов такие: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Согласитесь, что школьники разумно мыслят, они хотят знать о самом для них важном. Теперь спросите себя, где и кто им об этом скажет. Родители, книги, старшие товарищи, средства массовой информации, психологические и профориентационные центры, Интернет? Есть еще школа. Тогда на каких уроках можно обсудить актуальные для детей вопросы? Таких уроков почти нет, кроме граждановедения, этики и психологии семейной жизни, которые ведутся далеко не во всех школах. Значит, на эти темы должны говорить школьный психолог, классный руководитель, которые не всегда к этому подготовлены.

     Тем не менее, беседы на указанные и многие другие темы классный руководитель проводить  может. Для этого, во-первых, самому учителю надо освоить эти вопросы, достать книги, изучить, достичь  хоть минимальной компетенции. Во-вторых, следует знать методику проведения таких бесед. Уроки на актуальные, жизненные (не по «основам наук») темы — это своеобразные уроки воспитания, и проводить их надо, с одной  стороны, по правилам урока, но, с другой стороны, пусть это будет неформальная беседа, обмен мнениями без таких  последствий, как оценка, наказание, «оргвыводы», приведение всех к единому  мнению.

     Такие уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам по литературе, истории опыт описывает  американский психолог Уильям Глассер  в книге «Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить  классные собрания по социальной проблематике во всех классах: в младших — несколько  раз в неделю в течение 15—30 минут, в старших — один раз в неделю до 45 минут. Главные цели таких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не по академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном  школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать  и находить решения этих проблем; научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать  с ними. [ 3 с.173-176]

Информация о работе Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе