Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").
1. Время и его особенности
2. Особенности восприятия времени детьми
3. Содержание и объем ориентировок во времени
4. Формирование временных представлений в разных возрастных группах:
4.1. Ознакомление с частями суток
4.2. Ознакомление с календарем
После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событий поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный, театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и наконец, что его показывали вчера. Провести дидактические игры: "Вчера, сегодня, завтра", "Что было, есть и будет", упражнение "Домик дней" и другие. Почитать стихи, рассказы: "Как осленок Ляпа в футбол играл", В. Житомирский; "Сказка про вчерашний день", Е.Я. Ильина; "Наташа", А. Дрозд; "Завтра", Б.М. Федоров; "Хороший день", С.Я. Маршак и другие. В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
4.2. Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную'характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематические знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Листки календаря размером 9хб см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить ("прочитать") каждый день недели на календаре. Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отдельными по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей, недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительных групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить и в повседневной жизни и
активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению с календарем проводят в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать.
Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: "Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?"
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дети действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные: "Незнайкина неделя"; "Найди пару"; "Какой день недели спрятался?"; "Чья неделька быстрее соберется"; "А ну-ка, угадай"; "Отправь поезд"; "Помоги Винни - Пуху попасть в гости"; "Дни недели"; "Лови, бросай, дни недели называй". Можно почитать стихи: "Емелина неделя"; "Муха - чистюха" Я. Бжехва; "Неделя" (считалка); "Объявление" В. Орлова; "Новая столовая" 3. Александровой; "Дни недели" П Башмакова; "Как пятница долго тянется" И. Токмакова; "Лежебока" Дж. Родари и другие. Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.
В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев; как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: Сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? Какой праздник на днях все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? и т.д. В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания.
Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчает задачу обучения. Потребуется всего четыре занятия и несколько обобщающих игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста