Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").
1. Время и его особенности
2. Особенности восприятия времени детьми
3. Содержание и объем ориентировок во времени
4. Формирование временных представлений в разных возрастных группах:
4.1. Ознакомление с частями суток
4.2. Ознакомление с календарем
Сообщение из опыта работы на Совете
педагогов
«Формирование временных представлений
у детей дошкольного возраста»
4.1. Ознакомление с частями суток
4.2. Ознакомление с календарем
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").
Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.
Последовательность временных отрезков характеризуется теми изменениями, которые происходят в природе, в труде, в быту, в отношениях между людьми.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно
измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас или сегодня-вчера-завтра т др.
И хотя малыши с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо или знакомыми и эмоционально привлекательными: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.
Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по математике.
Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня. Дети 3-4 лет часто задают вопросы: "Завтра уже не завтра, а сегодня?" - "Как это было сегодня, а стало вчера?" Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять прежде всего сменяемость суток. Дети при условии правильного руководства со стороны взрослых уже могут уяснить значение слова сутки, их состав (утро, день, вечер, ночь), длительность.
Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)
В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности -занятия, игры, свободная деятельность.
При целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.
В "Программе воспитания в детском саду" для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:
во второй младшей группе учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;
в средней группе - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";
в старшей группе - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
в подготовительной к школе - группе закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца.
Чтобы успешнее реализовать требования "Программы...", следует использовать различные виды занятий, прежде всего по математике, а также свободное от занятий время.
Задачу по ориентировке во времени необходимо планировать как составную часть занятий во всех возрастных группах.
В течение дня воспитатель имеет возможность неоднократно определять различные временные отрезки и характер занятий детей в данный период. Например: "Утром, вы умылись и позавтракали. Сейчас уже день. Днем папы и мамы работают, а мы будем заниматься: сначала рисовать, а затем играть."
Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие "время".
У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно. Воспитатель настойчиво и последовательно учит детей замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневную жизнь.
Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей. Практическое понимание мудрой пословицы "Делу время - потехе час" должно быть постепенно усвоено и стать для самих детей правилом их жизни.
Чувство времени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни.
Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.
В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.
В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.
Большое воспитательно - развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых. составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.
Формируя представление о времени, воспитатель учит детей выражать мысли точным, содержательным и образным словом, предложением.
4.1. Ознакомление детей с частями суток согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду" начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначить словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Ознакомление с частями суток начинала с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавала такие вопросы: "Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро? Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?" В конце беседы обобщала: "В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся
занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся". Такие беседы проводила на занятиях по математике, особое внимание уделяла упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражняла детей в использовании названий частей суток.
Закрепление умений определять части суток осуществляла и на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: "Когда это бывает?" На последующих занятиях задание усложняла, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)
Для закрепления знаний детей читала рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: "Утренние лучи", К. Уминского; "Негритенок Бимбо", Н. Васильева; "С добрым утром", Н. Пикулева; "Добрый вечер", И. Мазнин; "Ночь", С. Есенин; "Про маленького Мишку - упрямого сынишку", В. Орлов.
Использовала словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток: "Назови пропущенное слово", "Что мы делали?", "Назови соседей" и т. д.
В средней группе продолжаю закреплять у детей умения называть части суток, углубляю и расширяю их представления об этих отрезках
времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовала картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города и др. Рассматривали и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят домой из детского сада, играют дома, бабушка читает книжку ребенку.) Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляла и посредством игр. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки", "Назови соседей утра" и т.д. В играх использовала цветные квадратики: для утра - голубой, для дня -желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер или ночь. По цветным знакам закрепить с детьми названия времен суток. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывала картинки или читала стихи, а дети определяли в какую часть суток это бывает и поднимали соответствующий знак.
Когда дети усвоят названия частей суток, цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.
В конце года, когда уже у детей сформируются знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Слово сутки должно выступить как обобщение, т.е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро - это части целого -суток. Проводятся дидактические игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: "Сутки", "Назови соседей", "Назови все части суток" и др. Прочитать художественные произведения, стихи: "Приглашение в лес", И. Антонов; "Верхом на облаке", М. Газиев; "Трусливый огурчик", Н. Подлесова и другие.
Информация о работе Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста