Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:05, реферат
Актуальность темы. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Введение
Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности
1.1.Мотив и мотивация
1.2. Пути формирования учебной мотивации
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
2.1. Методика проведения исследования
2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации
Заключение
Литература
Приложение
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.
Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Тест-опросник
на выявление мотивации учащихся
Результаты
ответов учащихся
№ во-проса | Число ответов | |||||
1-Б класс | 2-Б класс | 3-Б класс | ||||
1 | хххххххх | 8 | хххххх | 6 | хххххххххх | 10 |
2 | хх | 2 | хххх | 4 | хх | 2 |
3 | ххххххххх | 9 | ххххххххххххххх | 15 | хххххххххххххххххххх | 20 |
4 | ххххххх | 7 | хххххххххххххх | 14 | хххххххххххххххххххх | 20 |
5 | ххххх | 5 | хххххххх | 8 | хххххх | 6 |
6 | ххххх | 5 | ххх | 3 | ххххх | 5 |
7 | ххххх | 5 | ххххххххх | 9 | х | 1 |
8 | ххххх | 5 | ххх | 3 | хххххххх | 8 |
9 | хххххххх | 8 | хххххххххх | 10 | ххх | 3 |
Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8
Вопросы
на выявление внешних
Вопросы
на выявление внешних
Результаты
для обработки анкет по преобладанию
мотивов
Преобла-дающие мотивы | Число ответов | |||||
1-Б класс | 2-Б класс | 3-Б класс | ||||
внутренние | хх хх х | 5 | хх хх хх хх хх | 10 | хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх | 20 |
внешние по-ложительные | хх хх | 4 | хх хх | 4 | хх | 2 |
внешние от-рицательные | хх | 2 | хх | 2 | х | 1 |
не доминирует | хх хх хх х | 7 | хх хх хх хх | 8 | хх | 2 |
Информация о работе Формирование учебной деятельности учащихся