Формирование учебной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:05, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности
1.1.Мотив и мотивация
1.2. Пути формирования учебной мотивации

Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
2.1. Методика проведения исследования
2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

     Заключение

    Как правило, учебная деятельность ребенка  побуждается не одним мотивом, а  целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

    Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди  разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

    В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.

    Для более полного изучения мотивации  учащихся начальной школы стоит  провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью  в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе  учащихся разных классов.

    В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 

     Библиография

  1. Апиш Ф.Н.Психолого  – дидактические основы развития учебной мотивации-Мю:МГОУ,2003 -180с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
  4. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994 .- №4 –С.45
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
  7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
  8. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
  9. Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование – 2002 -№9 –С123 -130
  10. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  11. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76
  12. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС –ПРЕСС,2003.- 400с.
  13. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология.- М.: изд- во «Академия» -2001.- 288с.
  14. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
  15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.

 

     Приложение 1

 

    Тест-опросник на выявление мотивации учащихся 

    
  1. Я учусь  потому, что на уроке интересно
  2. Я учусь, потому, что заставляют родители
  3. Я учусь потому, что хочу больше знать
  4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать
  5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям
  6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей
  7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс
  8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой
  9. Я учусь потому, что нравится учитель

 

     Приложение 2

 

    Результаты  ответов учащихся 

№ во-проса     Число ответов
          1-Б  класс     2-Б  класс     3-Б  класс
    1     хххххххх     8     хххххх     6     хххххххххх     10
    2     хх     2     хххх     4     хх     2
    3 ххххххххх     9 ххххххххххххххх     15 хххххххххххххххххххх     20
    4 ххххххх     7 хххххххххххххх     14 хххххххххххххххххххх     20
    5     ххххх     5     хххххххх     8     хххххх     6
    6     ххххх     5     ххх     3     ххххх     5
    7     ххххх     5     ххххххххх     9     х     1
    8     ххххх     5     ххх     3     хххххххх     8
    9     хххххххх     8     хххххххххх     10     ххх     3
 

    Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8

    Вопросы на выявление внешних положительных  мотивов: 1, 5, 9

    Вопросы на выявление внешних отрицательных  мотивов: 2, 6, 7

 

     Приложение 3

 

    Результаты  для обработки анкет по преобладанию мотивов 

    Преобла-дающие мотивы     Число ответов
    1-Б класс     2-Б  класс     3-Б  класс
внутренние  хх хх х     5     хх  хх хх хх хх 10     хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх     20
внешние по-ложительные хх хх     4     хх  хх 4     хх 2
внешние от-рицательные хх     2     хх 2     х 1
    не  доминирует хх хх хх х     7 хх хх хх хх 8     хх 2

Информация о работе Формирование учебной деятельности учащихся