Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные средства общения.
2. Рассмотреть средства общения.
3. Исследовать методы диагностики и развития социально-психологической компетентности.
4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5
1.1. Понятие социально-психологической компетенции………………………5
1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11
Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетенции.. ……………………………………………………………….....15
2.1. Методы диагностики и развития социально-психологической компетенции……………………………………………………………………..15
2.2. Активные методы группового обучения общению……………………….21
2.3.Разработка социально-психологического тренинга для развития социально-психологической компетенции..……………………………........26
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиография………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

викторова Г..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской  деятельности принято рассматривать  как систему умений, создающих  единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности.

     Связь эмоционально-психологической саморегуляции  с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости [1,3].

     В многообразных случаях общения  инвариантными составляющими оказываются  такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними. 

     Коммуникативная компетентность как знание норм и  правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности” [10].

       По мнению ряда психологов можно говорить о социально-психологической культуре личности как о системе качеств, включающей:

     Творческое  мышление;

     Культуру  речевого действия;

     Культуру  самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

     Культуру  жестов и пластики движений;

     Культуру  восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

     Культуру  эмоций.

     Социально-психологическая  культура личности как и  компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания [10].

     Опыт  общения занимает особое место в  структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства [10].

     Искусство воспроизводит самые разнообразные  модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает  основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

     Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [9,10]. 

     1.2. Вербальные и невербальные средства общения 

     Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Однако невербальная коммуникация требует более детального деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них имеет свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса [1]:

     Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

     При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена “коммуникативных ролей”, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1].

     Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс  взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи [1].

     Исследования  показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53% [12].

     Говорим голосом, беседуем всем телом: таким  образом коммуникативный процесс  оказывается неполным, если мы отвлекаемся  от невербальных его средств [14].

     Первым  среди них выделяется оптико-кинестическая  система знаков, что включает в  себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать  больше, чем произнесённые слова, мимические варажения несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

     Жесты при общении несут также много  информации, в языке жестов, как  и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно  разбить на 5 групп.

     I Жесты-иллюстраторы – это жесты  сообщения; указатели, пиктографы - образные картинки изображения;  кинетографы – движение телом,  идеографы – свободные движения  руками.

     II Жесты-регуляторы – это жесты,  выражающие отношение говорящего  к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

     III Жесты-эмблемы – это своеобразные  заместители слов или фраз  в общении, например, поднятая  над головой рука означает  – “до свидания”.

     IV Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.

     V Жесты-афоректоры – жесты, выражающие  через движение тела и мышцы  лица определённые эмоции.

     Значимость  оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика [12].

     Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая  система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а “околоречевыми” путями, приёмами.

     Пространство  и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

     Точно также некоторые нормативы, разработанные  в различных культурах, относительно временных характеристик общения  выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

     Проксемика  как специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Её основатель Э. Холл проксемику “Пространственной психологией” [1].

     Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, они получили название “хроиотопов” [1].

     Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе –  это “контакт глаз”, имеющий место  в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено. Английский исследователь М. Аргайл и его сотрудники разработали далее определённую “формулу интимности”, выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения [1]. 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетентности 

     2.1. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности  

     Исходя  из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки [8].

     На  роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются  как принципы диагностики:

-никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;

-никакой оценки без развития.

     Принятие  этих положений существенно сужает круг кандидатов в элементы системы психодиагностики. Свои системные характеристики диагностика приобретает в связи с содержарельным рассмотрением коммуникативной компетентности. Содержетельный же анализ немыслим без опоры на определённую теоретическую базу [8]. 

     В качестве теоретической основы содержательного  анализа коммуникативной компетентности принимаются представления о  структуре предметной деятельности. Особо важным является выделение  ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресурсов) средствах деятельности.

     Социально-психологическая компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

     Как и всякое действие, коммуникативный  акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава  действия, реализацию плана или его  коррекцию, оценку эффективности. Особо  важное значение для диагностики  компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [8].

Информация о работе Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе