Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные средства общения.
2. Рассмотреть средства общения.
3. Исследовать методы диагностики и развития социально-психологической компетентности.
4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5
1.1. Понятие социально-психологической компетенции………………………5
1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11
Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетенции.. ……………………………………………………………….....15
2.1. Методы диагностики и развития социально-психологической компетенции……………………………………………………………………..15
2.2. Активные методы группового обучения общению……………………….21
2.3.Разработка социально-психологического тренинга для развития социально-психологической компетенции..……………………………........26
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиография………………………………………………………………….33
Экспрессивные
навыки коммуникативно-
Связь
эмоционально-психологической
В
многообразных случаях общения
инвариантными составляющими
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности” [10].
По мнению ряда психологов можно говорить о социально-психологической культуре личности как о системе качеств, включающей:
Творческое мышление;
Культуру речевого действия;
Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
Культуру жестов и пластики движений;
Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
Культуру эмоций.
Социально-
Опыт
общения занимает особое место в
структуре коммуникативной
Искусство
воспроизводит самые
Таким
образом, коммуникативная компетентность
является необходимым условием успешной
реализации личности [9,10].
1.2.
Вербальные и невербальные
средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Однако невербальная коммуникация требует более детального деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них имеет свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса [1]:
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена “коммуникативных ролей”, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1].
Речь,
как средство общения, одновременно
выступает и как источник информации,
и как способ взаимодействия на собеседника.
Чтобы полностью описать
Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53% [12].
Говорим
голосом, беседуем всем телом: таким
образом коммуникативный
Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические варажения несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.
I
Жесты-иллюстраторы – это
II
Жесты-регуляторы – это жесты,
выражающие отношение
III
Жесты-эмблемы – это
IV
Жесты адаптаторы – это
V
Жесты-афоректоры – жесты,
Значимость
оптико-кинестической системы
Паралингвистическая
система – это система
Пространство
и время организации
Точно
также некоторые нормативы, разработанные
в различных культурах, относительно
временных характеристик
Проксемика как специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Её основатель Э. Холл проксемику “Пространственной психологией” [1].
Ряд
исследований в этой области связан
с изучением специфических
Следующая
специфическая знаковая система, используемая
в коммуникативном процессе –
это “контакт глаз”, имеющий место
в визуальном общении. Контакт глазами
на первый взгляд кажется такой знаковой
системой, значение которой весьма ограничено.
Английский исследователь М. Аргайл и
его сотрудники разработали далее определённую
“формулу интимности”, выяснив зависимость
степени интимности в том числе и от такого
параметра, как дистанция общения, в разной
мере позволяющая использовать контакт
глаз. Однако сейчас спектр таких исследований
стал значительно шире: знаки, представляемые
движением глаз, включаются в более широкий
диапазон ситуаций общения [1].
Глава
II. Исследование методов
повышения социально-психологической
компетентности
2.1.
Методы диагностики
и развития коммуникативной
компетентности
Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки [8].
На роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:
-никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
-никакой оценки без развития.
Принятие
этих положений существенно сужает круг
кандидатов в элементы системы психодиагностики.
Свои системные характеристики диагностика
приобретает в связи с содержарельным
рассмотрением коммуникативной компетентности.
Содержетельный же анализ немыслим без
опоры на определённую теоретическую
базу [8].
В
качестве теоретической основы содержательного
анализа коммуникативной
Социально-психологическая компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [8].
Информация о работе Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе