Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные средства общения.
2. Рассмотреть средства общения.
3. Исследовать методы диагностики и развития социально-психологической компетентности.
4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5
1.1. Понятие социально-психологической компетенции………………………5
1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11
Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетенции.. ……………………………………………………………….....15
2.1. Методы диагностики и развития социально-психологической компетенции……………………………………………………………………..15
2.2. Активные методы группового обучения общению……………………….21
2.3.Разработка социально-психологического тренинга для развития социально-психологической компетенции..……………………………........26
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиография………………………………………………………………….33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тамбовское
областное государственное
среднего специального образования
«Педагогический
колледж»
Викторова Галина Николаевна
студентка
группы ПДО-41з
Формирование
социально-психологической
компетенции учащихся
в кружковой работе
Курсовая
работа по педагогике
Код специальности: 050710 | Научный руководитель: |
Специальность: |
Ефимова Татьяна Николаевна |
Тамбов
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5
1.1. Понятие
социально-психологической
1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11
Глава
II. Исследование методов повышения социально-психологической
компетенции.. ……………………………………………………………….....
2.1. Методы
диагностики и развития социально-психологической
компетенции…………………………………………………
2.2. Активные
методы группового обучения
2.3.Разработка
социально-психологического тренинга
для развития социально-психологической
компетенции..……………………………......
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [8]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].
В
самом общем плане
Таким
образом, формирование коммуникативной
компетенции человека является актуальной
проблемой социальной психологии, решение
которой имеет важное значение как
для каждого конкретного
Объект исследования:………………………..
Предмет исследования: ……………………………….
Целью курсовой работы является раскрытие сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
Методы научного исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение опыта ведущих специалистов в области исследования.
Структура
курсовой работы традиционна. Она включает
в себя введение, две главы, заключение,
библиографию.
Глава
I. Социально-психологическая
компетентность личности
и психологические пути
её повышения
1.1.
Понятие социально-психологической
компетенции
Единственная
настоящая роскошь – это
Социально-психологическая компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие
компетентного общения в
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].
При таком подходе к характеристике социально-психологической компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие [10].
Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.
Коммуникативно-
Эмоционально-
В
процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует
Эмоционально-
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [2].
Информация о работе Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе