Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:11, контрольная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
Можно
использовать следующие варианты упражнений
на группировку четырехугольников:
- отобрать все красные четырехугольники,
назвать фигуры данной группы;
-отобрать четырехугольники с равными
сторонами, назвать их;
-отобрать все большие четырехугольники,
назвать их форму, цвет;
-слева от карточки положить все четырехугольники,
а справа не четырехугольники; назвать
их форму, цвет, величину.
Полезно
применять и такой прием: детям
раздаются карточки с контурным изображением
фигур разного размера и формулируется
задание подобрать соответствующие фигуры
по форме и размеру и наложить их на контурное
изображение. Равными фигурами будут те,
у которых все точки совпадут по контуру.
Важной задачей является обучение детей
сравнению формы предметов с геометрическими
фигурами как эталонами предметной
формы. У ребенка необходимо развивать
умение видеть, какой геометрической фигуры
или какому их сочетанию соответствует
форма того или иного предмета. Это способствует
более полному, целенаправленному распознаванию
предметов окружающего мира и воспроизведению
их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо
усвоив геометрические фигуры, ребенок
всегда успешно справляется с обследованием
предметов, выделяя в каждом из них общую,
основную форму и форму деталей.
Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа.
На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.
Таким
образом, удается отделить модели геометрических
фигур от реальных предметов и
придать им значение образцов. Для игр
и упражнений подбираются предметы с четко
выраженной основной формой без каких-либо
деталей (блюдце, обруч, тарелка – круглые;
платок, лист бумаги, коробка – квадратные
и т.п.). На последующих занятиях могут
быть использованы картинки, изображающие
предметы определенной формы. Занятия
следует проводить в форме дидактических
игр или игровых упражнений: «Подбери
по форме», «На что похоже?», «Найди предмет
такой же формы», «Магазин» и т.п. Далее
выбирают предметы указанной формы (из
4-5 штук), группируют их и обобщают по единому
признаку формы (все круглые, все квадратные
и т.д.). Постепенно детей учат более точному
различению: круглые и шаровидные, похожие
на квадрат и куб и т.п. Позднее им предлагают
найти предметы указанной формы в групповой
комнате. При этом дается лишь название
формы предметов: «Посмотрите, есть ли
на полке предметы, похожие на круг» и
т.п. Хорошо провести игры «Путешествие
по групповой комнате», «Найдите, что спрятано».
При сопоставлении предметов с геометрическими
фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного
обследования предметов. Можно проверить
знания детьми особенностей геометрических
фигур, задать с этой целью такие вопросы:
«Почему вы думаете, что тарелка круглая,
а платок квадратный?», «Почему вы положили
эти предметы на полку, где стоит цилиндр?»
(игра «Магазин») и т.п. Дети описывают
форму предметов, выделяя основные признаки
геометрической фигуры. В этих упражнениях
можно подвести детей к логической операции
– классификации предметов.
На втором этапе детей учат определять
не только основную форму предметов, но
и форму деталей (домик, машина, снеговик,
петрушка и т.д.). Игровые упражнения проводят
с целью обучения детей зрительно расчленять
предметы на части определенной формы
и воссоздавать предмет из частей. Такие
упражнения с разрезными картинками, кубиками,
мозаикой лучше проводить вне занятия.
Упражнения на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы разных предметов можно проводить вне занятий, как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры «Домино», «Геометрическое лото» и др.
Следующая задача - научить детей составлять
плоские геометрические фигуры путем
преобразования разных фигур. Например,
из двух треугольников сложить квадрат,
а из других треугольников – прямоугольник.
Затем из двух-трех квадратов, сгибая их
разными способами, получать новые фигуры
(треугольники, прямоугольники, маленькие
квадраты).
Эти задания
целесообразно связывать с
Можно и дальше усложнять задание. Разделив
по-разному на две и четыре части квадрат
и прямоугольник, например квадрат – на
два прямоугольника и два треугольника
или на четыре прямоугольника и четыре
треугольника (по диагонали), а прямоугольник
– на два прямоугольника и два треугольника
или на четыре прямоугольника, а из них
два маленьких прямоугольника – на четыре
треугольника. Количество частей увеличивается,
и это усложняет задание.
Очень
важно упражнять детей в
Вариантами
конструктивных заданий будет построение
фигур из палочек и преобразование одной
фигуры в другую путем удаления нескольких
палочек:
- сложить два квадрата из семи палочек;
- сложить три треугольника из семи палочек;
- сложить прямоугольник из шести палочек;
- из пяти палочек сложить два разных треугольника;
- из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
- из десяти палочек составить три равных квадрата;
- можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
- можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти упражнения
способствуют развитию сообразительности,
памяти, мышления детей.
Знания о геометрических фигурах и форме
предметов в подготовительной группе
расширяются, углубляются и систематизируются.
Одна
из задач подготовительной к школе группы
- познакомить детей
с многоугольником, его признаками:
вершины, стороны, углы. Решение этой задачи
позволит подвести детей к обобщению:
все фигуры, имеющие по три и более угла,
вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
Детям показывают модель круга и новую
фигуру – пятиугольник. Предлагают сравнить
их и выяснить, чем отличаются эти
фигуры. Фигура справа отличается от круга
тем, что имеет углы, много углов. Детям
предлагается прокатить круг и попытаться
прокатить многоугольник. Он не катится
по столу. Этому мешают углы. Считают углы,
стороны, вершины и устанавливают, почему
эта фигура называется многоугольником.
Затем демонстрируется плакат, на котором
изображены различные многоугольники.
У отдельных фигур определяются характерные
для них признаки. У всех фигур много сторон,
вершин, углов. Как можно назвать все эти
фигуры, одним словом? И если дети не догадываются,
воспитатель помогает им.
Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.
Упражнения детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят в опознавании их по цвету, размерам в – разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырем клеткам, а у другого – на две клетки больше.
После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).
Согласно программе в подготовительной группе следует продолжать учить детей преобразованию фигур.
Эта работа способствует:
-познанию фигур и их признаков;
-развивает
конструктивное и
Приемы этой работы многообразны:
-одни
из них направлены на знакомство с новыми
фигурами при их делении на части;
- другие – на создание новых фигур при
их объединении.
Детям
предлагают сложить квадрат пополам двумя
способами: совмещая противолежащие стороны
или противолежащие углы – и сказать,
какие фигуры получились после сгибаний
(два прямоугольника или два треугольника).
Можно предложить узнать, какие получились
фигуры, когда прямоугольник разделили
на части, и сколько теперь всего фигур
(один прямоугольник, а в нем три треугольника).
Особый интерес для детей представляют
занимательные упражнения на преобразование
фигур.
Таким образом, для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.
После
освоения практических действий ребенок
может узнать любую фигуру, выполняя эти
же действия в уме. За весь дошкольный
период ребенок осваивает шесть основных
форм: треугольник, круг, овал, квадрат,
прямоугольник и трапеция. Можно обследовать
предмет более подробно, не только общую
форму, но и ее отличительные детали (углы,
длину сторон), наклон фигуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аналитическое восприятие геометрических
фигур развивает у детей
Анализируя разные качества структурных
элементов геометрических фигур, дети
усваивают то общее, что объединяет фигуры.
Ребята узнают, что:
- одни фигуры оказываются в соподчиненном
отношении к другим;
-понятие
четырехугольника является
-в понятие
«многоугольник» входят все
Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне
доступные детям, поднимают их умственное
развитие на новый уровень. У детей развивается
познавательная деятельность, формируются
новые интересы, развиваются внимание,
наблюдательность, речь и мышление и его
компоненты (анализ, синтез, обобщение
и конкретизация в их единстве). Все это
готовит детей к усвоению научных понятий
в школе.
Познание
геометрических фигур, их свойств и
отношений расширяет кругозор детей,
позволяет им более точно и разносторонне
воспринимать форму окружающих предметов,
что положительно отражается на их продуктивной
деятельности (например, рисовании, лепке).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.:
Просвещение, 1990.- 241с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие
математических способностей дошкольников.
- М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
3. Гербова В. Методические
рекомендации к программе воспитания
и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез,
2005.-344с.
4. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова
З.А. и др. Обучение математике в детском
саду. - М.: Академия, 1997. – 160 с.
5. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие
и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.
6. Математика от трех до семи: Учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов.
/Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.:
Детство-Пресс, 1999. - 176 с.
7. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных
математических представлений у дошкольников.
- М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
Информация о работе Формирование представления о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста