Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:11, контрольная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
(ГОУВПО «АГАО»)
Педагогический факультет
Кафедра
дошкольных методик и педагогики
Контрольная
работа по формированию элементарных
математических представлений
Тема:
Формирование геометрических представлений
у детей дошкольного возраста
Группа ZДПП - 071
Космынина
Елена Анатольевна
Научный руководитель
Исаева
Марина Борисовна
Бийск – 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Введение
Невозможно переоценить
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6 – 7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению
формы предметов и ее обобщению
способствует знание детьми эталонов
– геометрических фигур. Поэтому
задачей педагога является формирование
у ребенка умений узнавать в соответствии
с эталоном (той или иной геометрической
фигурой) форму разных предметов, уметь,
абстрагируя форму от вещи, видеть ее и
в других предметах, проводить интеллектуальную
переработку, выделение в предмете наиболее
существенных признаков.
Как известно, особую умственную активность
ребенок проявляет в ходе достижения игровой
цели, как на занятии, так и в повседневной
жизни. Игровые занимательные задачи содержатся
в разного рода увлекательном математическом
материале. В истории развития методики
обучения детей математике накоплено
довольно много подобного материала, часть
его доступна и дошкольникам.
Задачи
на смекалку, головоломки, занимательные
игры, вызывают у дошкольников большой
интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу
упражняться в преобразовании фигур,
перекладывая палочки или другие предметы
по заданному образцу, по собственному
замыслу.
Одним из ведущих
познавательных процессов детей дошкольного
возраста является восприятие. Оно выполняет
ряд функций: объединяет свойства предметов
в целостный образ; объединяет все познавательные
процессы в совместной согласованной
работе по переработке и получению информации;
объединяет весь полученный опыт от окружающего
мира в форме представлений и образов
предметов, и формирует целостную картину
мира в соответствии с уровнем развития
ребенка. Значительный вклад в понимание
природы восприятия внесли психологи
и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко,
А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
Б.Г. Ананьев и др.
Восприятие помогает отличить один предмет
от другого, выделить какие-то предметы
или явления из других похожих на него.
Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.
В психологии
одним из свойств восприятия выделяют
целостность: воспринимая предмет,
мы осмысливаем его как единое
целое, имеющее определенную структуру.
Именно целостное восприятие обеспечивает
накопление жизненного опыта, т.к. образы
воспринимаемых предметов сохраняются
в памяти и руководят дальнейшем восприятием
окружающего мира. Образы предметов подготавливают
руку, глаз и другие органы чувств воспринимать
похожие предметы ускоренно, в соответствии
с жизненными задачами. Дети не умеют управлять
своим восприятием, не могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет, не
умеют разлагать целое на части и снова
объединять части в целое. Им характерно
смешивать части и целое. Восприятие вещей
остается глобальным, без различения деталей.
Дети воспринимают детали как самостоятельный
объект, а не как части целого, и именно
поэтому они оказываются чувствительны
к ним. При восприятии предметов существенное
значение играет то, какая часть рассматривается,
какую роль она играет в целом предмете.
Осмысленному восприятию ребенка учит
взрослый на материале явлений природы,
предметов обихода и искусства. Важно
у детей развивать наблюдательность, умение
смотреть и видеть, а это, как правило,
происходит посредством игры. В играх
для развития целостных представлений
дошкольники выполняют различные действия
с предметами: конструируют предмет и
составные элементы; узнают предмет по
нескольким элементам или его назначению
и т.д. Основная цель таких игр – это научить
ребенка узнавать предмет по его отдельным
признакам или частям.[4; с.109].
Споры о том, какой признак предмета является
основным для его восприятия, продолжаются
среди психологов и при обсуждении особенностей
чувственного познания предметов детьми
дошкольного возраста.
В противоположность
заявлениям Г. Фолькельта и других ученых
о том, что ребенок до 7 лет «удивительно
слеп к форме», советские исследователи
не только показали ведущую роль формы
предмета даже в восприятии преддошкольника,
но и вскрыли некоторые условия, которые
позволяют понять сложность соотношения
формы и цвета предмета. Так, при изучении
восприятия детей-дошкольников удалось
установить, что цвет предмета является
для ребенка опознавательным признаком
лишь тогда, когда другой, обычно более
сильный признак (форма), почему-либо не
получил сигнального значения (например,
при составлении коврика из цветной мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены
при восприятии ребенком незнакомых предметов.
По мнению, психолога З.М. Богуславской
огромную роль играет и задача, стоящая
перед детьми. Если надо выложить из одноцветных
фигур узор, дети ориентируются на форму;
если надо «спрятать» цветную фигуру на
аналогичном фоне, решающее значение приобретает
цвет. Иногда дети ориентируются на оба
признака одновременно.
Исключив «конфликтность» в предложенном
детям-дошкольникам задании (или форма,
или цвет), психолог С. Н. Шабалин показал,
что уже дети младшего дошкольного возраста
совершенно правильно ориентируются на
форму предмета, данного в виде силуэта
или даже контурно.
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так, трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз,- воронку, в прямоугольнике - окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик - как кусок мыла, а цилиндр - как будто стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.
Спорным
в детской психологии является и
вопрос о том, на что опирается
ребенок в своем восприятии предмета:
на его целостное отражение или на узнавание
отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд,
Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что
и здесь нет однозначного и единственно
правильного ответа. С одной стороны, в
восприятии целого незнакомого предмета
ребенок, по утверждению Г. Фолькельта,
передает лишь свое общее «впечатление
от целого»: «нечто дырявое» (решетка)
или «нечто колющее» (конус). Находясь
«во власти целого» (Зейферт), дети якобы
не умеют выделять составляющие его части.
На эту же «власть целого» указывают и
многие авторы, изучавшие детские рисунки.
Они объясняют такие факты якобы неспособностью
ребенка-дошкольника к познавательной
аналитической деятельности из-за его
слишком ярко выраженной эмоциональности.
Однако факты, полученные другими исследователями
(В. Штерн, С.Н. Шабалин, О.И. Галкина, Ф.С.
Розенфельд, Г.Л. Розенгарт-Пупко), убеждают
в том, что даже дети преддошкольного возраста
не только умеют вычленять какой-либо
характерный признак, но и опираются на
него при опознании целого предмета.
Экспериментальные данные Л.А. Венгера
показали, что возможностью различать
геометрические фигуры обладают дети
3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на
новой фигуре - свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:
-цилиндр – стаканом, столбиком;
-овал – яичком;
-треугольник – парусом или крышей;
-прямоугольник – окошечком и т.п.
Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т.д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты», «У бруса – прямоугольники, у цилиндра – круги» и т.д.).
Информация о работе Формирование представления о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста