Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:11, контрольная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
1. Введение…………………………………………………………………
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур………………………………………………………………………..
3. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………..
4. Заключение………………………………………………………………..
5. Список литературы………………………………………………………..
Сравнение
фигуры с формой того или иного
предмета помогает детям понять, что
с геометрическими фигурами можно
сравнивать разные предметы или их части.
Так, постепенно геометрическая фигура
становится эталоном определения формы
предметов.
Этапы обучения:
Задача первого этапа обучения детей 3-4 лет – это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
«Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый
уровень характеризуется тем, что фигура
воспринимается детьми как целое, ребенок
еще не умеет выделять в ней отдельные
элементы, не замечает сходства и различия
между фигурами, каждую из них воспринимает
обособленно.
На втором уровне ребенок уже выделяет
элементы в фигуре и устанавливает отношения
как между ними, так и между отдельными
фигурами, однако еще не осознает общности
между фигурами.
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое
значение в развитии геометрического
мышления и пространственных представлений
имеют действия по преобразованию фигур
(из двух треугольников составить
квадрат или из пяти палочек сложить
два треугольника).
Все эти разновидности упражнений развивают
пространственные представления и начатки
геометрического мышления детей, формируют
у них умения наблюдать, анализировать,
обобщать, выделять главное, существенное
и одновременно с этим воспитывают такие
качества личности, как целенаправленность,
настойчивость.
Итак, в
дошкольном возрасте происходит овладение
перцептивной и интеллектуальной систематизацией
форм геометрических фигур. Перцептивная
деятельность в познании фигур опережает
развитие интеллектуальной систематизации.
2. Методика формирования
представлений о форме
предметов у дошкольников
Для реализации программных задач
в качестве дидактического материала
для детей 3-4 лет группе используются
модели простейших плоских геометрических
фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.
Еще
до проведения систематических занятий
педагог организует игры детей со строительным
материалом, наборами геометрических
фигур, геометрической мозаикой. В этот
период важно обогатить восприятие детей,
накопить у них представления о разнообразных
геометрических фигурах, дать их правильное
название.
На занятиях детей учат различать и правильно
называть геометрические фигуры круг
и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении
с другой.
На первом занятии первостепенная
роль отводится обучению детей приемам
обследования фигур осязательно-двигательным
путем под контролем зрения и усвоению
их названий.
Воспитатель
показывает фигуру, называет ее, просит
детей взять в руки такую же.
Затем педагог организует действия
детей с данными фигурами: прокатить круг,
поставить, положить квадрат, проверить,
будет ли он катиться. Аналогичные действия
дети выполняют с фигурами другого цвета
и размера.
В заключение проводятся два-три упражнения
на распознавание и обозначение словами
фигур («Что я держу в правой руке, а что
в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке
квадрат»; «На верхнюю полоску положите
один квадрат, а на нижнюю много кругов»
и т.п.).
На
последующих занятиях организуется
система упражнений с целью закрепления
у детей умений различать и правильно
называть геометрические фигуры:
а) упражнения на выбор по образцу: «Дай
(принеси, покажи, положи) такую же». Применение
образца может быть вариативным: акцентируется
только форма фигуры, не обращается внимание
на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры
определенного цвета, определенного размера
и фигура определенного цвета и размера;
б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;
в) упражнения
в форме дидактических и
У детей пятого года жизни нужно, прежде
всего, закрепить умение различать и правильно
называть круг и квадрат, а затем и треугольник.
С этой целью проводятся игровые упражнения,
в которых дети группируют фигуры разного
цвета и размера. Меняется цвет, размер,
а признаки формы остаются неизменными.
Это способствует формированию обобщенных
знаний о фигурах.
Чтобы уточнить представления детей о
том, что геометрические фигуры бывают
разного размера, им показывают (на таблице,
фланелеграфе или наборном полотне) известные
геометрические фигуры. К каждой из них
дети подбирают аналогичную фигуру, как
большего, так и меньшего размера. Сравнив
величину фигур (визуально или приемом
наложения), дети устанавливают, что фигуры
одинаковы по форме, но различны по размеру.
В следующем упражнении дети раскладывают
по три фигуры разного размера в возрастающем
или убывающем порядке.
Затем можно предложить детям рассмотреть фигуры, лежащие в индивидуальных конвертах, разложить одинаковой формы рядами и предложить рассказать, у кого каких сколько.
На следующем занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур: «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т.п. В зависимости от того, как скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между их количеством может быть установлено равенство или неравенство.
Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие. Приемы при этом могут быть разные: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.
Подобным же образом организуются упражнения на группировку и сравнение фигур по цвету, а затем по цвету и размеру одновременно. Таким образом, постоянно меняя наглядный материал, получаем возможность упражнять детей в выделении существенных и несущественных для данного объекта признаков. Аналогичные занятия можно повторить по мере того, как дети будут узнавать новые фигуры.
С новыми
геометрическими фигурами детей знакомят
путем сравнения с уже известными:
- прямоугольник с квадратом,
- шар с кругом, а затем с кубом,
- куб с квадратом, а затем с шаром,
- цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.
Рассматривание
и сравнение фигур проводят в
определенной последовательности:
а) взаимное наложение или приложение
фигур; этот прием позволяет четче воспринять
особенности фигур, сходство и различие,
выделить их элементы;
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным
путем и выделение некоторых элементов
и признаков фигуры; эффект обследования
фигуры в значительной мере зависит от
того, направляет ли воспитатель своим
словом наблюдения детей, указывает ли,
на что следует смотреть, что узнать (направление
линий, их связь, пропорции отдельных частей,
наличие углов, вершин, их количество,
цвет, размер фигуры одной и той же формы
и др.); дети должны научиться словесно
описывать ту или иную фигуру;
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится»;
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).
Таким
образом, обнаруживают характерные
свойства геометрических тел и фигур.
Как уже отмечалось, основной задачей
обучения детей 5-6 лет является формирование
системы знаний о геометрических фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются
представления о некоторых признаках
геометрических фигур, умение обобщать
их на основе общих признаков.
Детям даются известные им фигуры, и предлагают
руками обследовать границы квадрата
и круга, прямоугольника и овала и подумать,
чем эти фигуры отличаются друг от друга
и что в них одинаковое. Они устанавливают,
что у квадрата и прямоугольника есть
«уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель,
обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает
на прямоугольнике и квадрате углы, вершины,
стороны фигуры.
Вершина – это та точка, в которой соединяются
стороны фигуры.
Стороны и вершины образуют границу фигуры,
а граница вместе с ее внутренней областью
– саму фигуру.
На
разных фигурах дети показывают ее внутреннюю
область и ее границу – стороны, вершины
и углы как часть внутренней области фигуры.
Угол (плоский) – геометрическая фигура,
образованная двумя лучами (сторонами),
выходящими из одной точки (вершины).
Можно
предложить детям заштриховать красным
карандашом внутреннюю область фигуры,
а синим карандашом обвести ее границу,
стороны. Дети не только показывают отдельные
элементы фигуры, но и считают вершины,
стороны, углы у разных фигур. Сравнивая
квадрат с кругом, они выясняют, что у круга
нет вершин и углов, есть лишь граница
круга – окружность.
В дальнейшем дети приучаются различать
внутреннюю область любой фигуры и ее
границу, считать число сторон, вершин,
углов. Обследуя треугольник, они приходят
к выводу, что у него три вершины, три угла
и три стороны. Очень часто дети сами говорят,
почему эта фигура в отличие от прямоугольника
и квадрата называется треугольником.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у всех треугольников ровно три вершины, три угла и три стороны.
В подобных занятиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, а не ограничиваться сообщением готовых знаний. Необходимо приучать ребят делать свои заключения, уточнять и обобщать их ответы.
Такая подача знаний ставит детей перед вопросами, на которые им, может быть, не всегда легко найти нужный ответ, но вопросы заставляют ребят думать и более внимательно слушать воспитателя. Итак, не следует спешить давать детям готовые приемы нахождения ответа.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.
Предложения
детей «четырехсторонние», «четырехугольные»
нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры
называются четырехугольниками. Такой
путь знакомства детей с четырехугольником
способствует формированию обобщения.
Группировка фигур по признаку количества
углов, вершин, сторон абстрагирует мысль
детей от других, несущественных признаков.
Дети подводятся к выводу, что одно понятие
включается в другое, более общее. Такой
путь усвоения наиболее целесообразен
для умственного развития дошкольников.
В дальнейшем закрепление представлений
детей о четырехугольниках может идти
путем организации упражнений по классификации
фигур разного размера и цвета, зарисовке
четырехугольников разного вида на бумаге,
разлинованной в клетку, и др.
Информация о работе Формирование представления о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста