Формирование познавательного интереса на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути ее решения связывают с:
1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы резу

Работа содержит 1 файл

на вторник 2.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Формирование  познавательного интереса на уроках иностранного языка

Как сохранить интерес  учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Сложность  и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути ее решения связывают с:

1) созданием специально  разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали  бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной  сферы в процесс обучения;

3) характером педагогических  воздействий учителя, в частности  наличием стимулов и подкреплений;

4) использованием на уроках  аудиовизуальных средств;

5) использованием личностной  индивидуализации;

6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Также благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение  мотивации идет через:

1) вовлечение учащихся  в самостоятельную работу на  уроке;

2) проблемность заданий  и ситуаций;

3) контроль знаний, умений  и навыков;

4) использование познавательных  игр;

5) страноведческий материал  и, конечно, доброжелательное  отношение учителя.

Становление познавательного  интереса положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по его формированию у современных школьников. В данном параграфе рассмотрим технологии в обучении иностранному языку, способствующие развитию познавательного интереса.

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на уроках английского языка являются обучающие игры. Игра - уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Использование на уроках и  во внеклассной работе игровых моментов способствует повышению интереса к  предмету, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает  инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значений. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его  более интересным и продуктивным. Учебную игру можно рассматривать  и как особым образом организованное упражнение, представляющее возможность  более глубокого и детального изучения конкретного иноязычного материала. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и т.п. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Большую роль в развитии познавательного интереса, а также  поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения.

В практике преподавания иностранного языка всё более ощущается необходимость обучать не только языковым структурам, но и тому, что «лежит за языком», т.е. культуре страны изучаемого языка.

 Тексты страноведческого  характера занимают сегодня всё  большее место в процессе обучения  иностранным языкам. Благодаря таким  текстам, учащиеся знакомятся  с реалиями страны изучаемого  языка, получают дополнительные  знания в области географии,  образования, культуры и т.д. содержание страноведческих текстов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. Практика показывает, что школьники с интересом относятся к культуре, традициям и обычаям стран изучаемого языка. И именно лингвострановедение должно служить одной из важнейших опор для поддержания мотивации и интереса, т.к. включает в себя два аспекта 1) идет обучение иностранному языку; 2) дает сведения о стране изучаемого языка.

 С самого начала  целесообразно предлагать ученикам  разнообразные опросники, кроссворды. Это даст представление о том,  что уже знают учащиеся, что  вызывает у них наибольший  интерес. Интерес у обучающихся  вызывает работа с географическими  картами. Можно разложить перед ними географические карты пяти стран ( Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии) и попросить найти одинаковые названия, названия-переносы, приобретшие в одной из стран слово New. Можно попросить учащихся рассказать, какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географического названия.

 Весьма благоприятным  для более широкого использования  игр на уроках иностранного  языка является компьютер. Использование  новых информационных технологий  в преподавании иностранного  языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень.

Мультимедийные учебные  программы позволяют без участия  преподавателя ставить и отрабатывать произношение, осваивать грамматику, а также слушать «носителей языка». Школьные педагоги, овладевшие компьютером, имеют возможность получения полезных материалов из учебных центров через Интернет. Да и сам по себе компьютер будет мощным средством мотивации, поскольку учащиеся сами, осознанно, захотят улучшить свои знания. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются довольно-таки многими учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Кроме текста она может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Таким образом, использование  игровых технологий, введение в уроки  элементы странноведения, активное применение компьютеров в процессе обучения иностранным языкам способствует развитию познавательного интереса учащихся, обеспечивая устойчивую мотивацию общения и несомненно повышения качества знаний.


Информация о работе Формирование познавательного интереса на уроках иностранного языка