Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:23, дипломная работа
В нашем исследовании мы сделали анализ форм и методов работы учителя по формированию эмоционального отношения у первоклассников к школе, а именно: учителю необходимо заранее изучать уровень готовности каждого первоклассника к обучению в школе, знать особенность семейного воспитания каждого ребенка, уроки организовывать так, чтобы все виды учебной деятельности были динамичными и учитывали психологические особенности детей.
Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:
3) нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные дети иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у них уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.
Существует три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:
первое условие: как уже отмечалось, – доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Ребенок должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;
второе условие: учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;
третье условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.
Таким образом, осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
2.3. Работа учителя начальных классов по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к школе
Первый класс является чрезвычайно ответственным периодом ученика, но и учителя. Особенности организации работы на первых этапах обучения накладывают отпечаток на специфику учебно-познавательной деятельности школьника. Психологи отмечают слабый уровень развития внимательности, объема кратковременной памяти у поступающих в школы детей, что в свою очередь определяет многие проблемы в обучении (ребята плохо запоминают словарные слова, правила, часто переспрашивают учителя и т.п.). Сотрудничество в обучении – совместное, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижении осознаваемых, личностно-значимых целей, как учениками, так и учителями.
В период педагогической практики нами было проведено исследования уровня эмоционального отношения первоклассника к обучению в школе. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 1 класса в количестве 25 человек МОУ «Тут-Халтуйская средняя школа» с.Тут -Халтуй.
Мы решили с первого класса ввести такую форму работы, которая помогла бы предупредить появление вышеуказанных проблем. В связи с этим каждый первоклассник завел «Альбом моих успехов». Это обычный альбом для рисования, оформленный самим учащимся. С этим альбомом мы работаем на уроках риторики, обучения грамоте, литературы и русского языка. Одна из его страничек называется « Мое внимание».
В начале каждого урока с учащимися проводятся игры на диагностику и развитие внимания. Например, учитель чертит на одной стороне доски квадрат, состоящий из девяти «окошек», заполненных различными символами и иероглифами. Эта сторона доски открывается на 15 - 20 секунд, а затем дети воспроизводят увиденное по памяти. После этого ребята сравнивают результат своей работы с предложенным и рисуют рядом лицо человека (самооценка).
Возможны и другие формы работы: учитель помогает детям восстановить целостную фигуру по отдельно данным элементам или записать по памяти слова (предъявляются как на слух, так и в зрительном восприятии). В результате такого тренинга к концу второго класса дети способны запоминать до 8 слов и записывать их при дополнительно отвлекающих моментах (специально создается ситуация помех при восстановлении детьми слов или знаков – они пишут, а учитель, например, читает в этот момент сказку).
Проявится работа и по обучению детей способом запоминания – посредством иероглифической записи, составления рассказа, внутреннего рисования. Подобные виды работы развивают у детей интерес к заучиванию стихотворений, подготавливают их к написанию изложений, сочинений.
В работе с детьми можно использовать способы развития креативного мышления – например, написание объявлений (одновременно это служит развитию письменной связной речи). При этом работа организуется в парах или группах. Отметим особый дух соревновательности, который сопровождает данный вид работы. Предметом объявлений служат вещи, которые, казалось бы, не способны заинтересовать человека своей непригодностью. Дети могут продавать старую шляпу, попугая, который не умеет разговаривать, поломанный телевизор, плюшевого мишку без уха и т.п. Такая работа развивает у ребят нестандартные формы мышления, способствует выявлению у них творческой одарённости. «Продаю шляпу женскую. Очень красивая, хоть и старая. Носится 400 лет. Красиво смотрится. Тел. 4 – 11 – 96».
Кроме того, детям предлагается написать и необычные сочинения, например, о том, что чувствует ручка, лежащая в книжном шкафу, о чём любит рассказывать молоток, почему цветок опустил листочки и т.п. Предварительно можно проводить следующую работу: учитель берёт в руки расческу, включает воду в кране и помещает расческу под струю воды. За этим действием следует вопрос: «опишите, что сейчас чувствует расческа?». Подобная творческая деятельность оказалась поистине неоценимой с точки зрения подготовки к написанию сочинений.
В «Альбоме» можно проводить работу по развитию уровня самосознания учеников, рефлексии. Дети, разбившись на пары, выполняют задание: «подумайте и напишите, какие привычки необходимо иметь ученику, чтобы хорошо учиться в школе?»
Работа в «Альбоме моих успехов» предоставляет широкие возможности для обеих сторон, учебного процесса. «Альбом» можно использовать на любых уроках, а результаты работы предоставлять родителям. Кроме того, выполненные детьми, явно с ошибками, текстовые задания помогут в дальнейшем поводить работу по выявлению детьми собственных ошибок. Как это происходит? Альбомы раздаются детям во втором классе при прохождении темы, например, «Предлоги и приставки». Ученикам предлагается исправить собственные ошибки, допущенные год назад. Чем не работа над развитием самоконтроля и мотивации к учению? Дети анализируют свои знания с позиции новизны, удивляются тому, какими же «глупыми» они были в первом классе, если написали предлоги слитно. Всё это создаёт у детей положительный настрой в обучении.
Одной из задач педагога - психолога является отслеживание процесса адаптации первоклассников к школе. Психологу необходимо иметь представление об общей картине адаптационных процессов всего контингента первоклассников и одновременно удерживать в поле зрения каждого ученика. Сама процедура отслеживания этого процесса не должна отвлекать детей от учебной деятельности и не быть для детей чрезмерно нагрузочной. Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики эмоциональной составляющей школьной адаптации можно использовать методику экспресс - диагностики «Лица». Ее полное описание можно найти в Приложении 1.
Полученные усреднённые показатели экспресс-диагностики «Лица» дают информацию об эмоциональном отношении к школе учеников данного класса в целом. На основании их психолог может предоставить учителям информацию о привлекательности для первоклассников разных учебных предметов. У каждого учителя есть сильные и слабые стороны в педагогической деятельности, и оценки детей являются индикатором, позволяющим обратить внимание учителей на технологию преподавания отдельных учебных предметов. Очень информативной (для учителей и психолога) является оценка учениками объекта «класс», т.к. учителя склонны больше внимания уделять учебной деятельности, а не взаимоотношениям детей в классе.
Следовательно, только сотрудничество учителя, психолога, учеников и семьи в учебной деятельности с первоклассниками даст возможность сформировать положительное отношение у детей к школе.
Заключение
Итак, среди воспитательных задач, которые приходится решать на начальном этапе, самая главная - создать благоприятные психологические условия для вхождения в мир школы. Тот эмоциональный настрой, в котором находится ребёнок с первых дней в школе, будет иметь огромное значение, он определит его дальнейшее отношение к учёбе, к новой для него позиции школьника. Окружить детей заботой, вниманием, игровым общением необходимо с первой встречи с ними. От этого зависит будущее ребёнка как человека не только эрудированного, но и культурного, порядочного.
Младший возраст - это время, когда контакты взрослых с ребёнком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его забот, волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если его слушают, конечно). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности.
В нашем исследовании мы сделали анализ форм и методов работы учителя по формированию эмоционального отношения у первоклассников к школе, а именно: учителю необходимо заранее изучать уровень готовности каждого первоклассника к обучению в школе, знать особенность семейного воспитания каждого ребенка, уроки организовывать так, чтобы все виды учебной деятельности были динамичными и учитывали психологические особенности детей.
Поставленные цели и задачи в исследовании выполнены. Работа представляет интерес для учителей начальных классов воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Формирование положительных эмоций у младших школьников к обучению в школе