Формирование положительных эмоций у младших школьников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

В нашем исследовании мы сделали анализ форм и методов работы учителя по формированию эмоционального отношения у первоклассников к школе, а именно: учителю необходимо заранее изучать уровень готовности каждого первоклассника к обучению в школе, знать особенность семейного воспитания каждого ребенка, уроки организовывать так, чтобы все виды учебной деятельности были динамичными и учитывали психологические особенности детей.

Работа содержит 1 файл

Диплом педагогика.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событием, нравственным категориям и ценностям. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

      К понятию стресса близко и понятие фрустрации (в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание).

      Простейшая форма эмоции – эмоциональный тон ощущений –врождённые гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные, болевые).

      Таким образом, сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

      1.2. Психологические особенности младших школьников

      Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

      В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

      Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.

      Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо». В целом за время обучения в начальном звене школы у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

      Развитие интеллектуальных чувств связано со становление познавательной деятельности. Формирование эстетических чувств связано со становлением общественной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

      Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребёнок 
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, 
искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «... нельзя научить ребёнка 
правде, добру без формирования у него понятий «красивая» и «некрасивая», 
«истинная» и «ложная», нельзя научить его стремиться к защите правды, 
добра не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, 
умение ценить прекрасное и доброе в людях».

      Ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняем им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. Таким образом, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

      С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития качеств личности. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стоны. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

      Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).

      Обобщая выше сказанное, следует отметить, что к концу дошкольного возраста ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

 

Глава 2. Содержание работы учителя по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к школе.

      У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьёзную, общественно значимую деятельность.

      Формируя положительное отношение у первоклассников к обучению в школе, необходимо устранить некоторые противоречия, встречающиеся в деятельности учителя:

  1. Следует научиться признавать приоритет личности ученика перед коллективом.
  2. Создавать в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которое каждый ребёнок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других.
  3. Ученический коллектив и педагог должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого.
  4. Признание того, что ученик обладает определёнными правами, которые связаны для учителя.
  5. Отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других, минимум отметок максимум оценок.
  6. Признание, что учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с «направляющими» функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих.
  7. Переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…?».
  8. Понимание учителем того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать.
  9. Понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем своё достойное место в жизни общества.

      Младший школьник должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечёт за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а так же те или иные реакции класса домашних. И всё это рождает у ребёнка определённые переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т.д.

      Неудачи при выполнении задачи могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательства, зависть к товарищам, заслужившим похвалу, могут даже породить побуждения досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребёнок не нуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успехе

      Именно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет именно то состояние волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при контрольной письменной работе или устном опросе.

 

2.1. Содержание работы учителя по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к школе.

      Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. В исследованиях Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Солминой, Н. И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребёнка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательные потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.

      Система ожиданий (экспектации), как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребёнка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду. Готовность ребёнка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребёнка, владение достаточные объёмом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью;  предпосылки овладения письмом  (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества, желание учиться. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребёнка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

Информация о работе Формирование положительных эмоций у младших школьников к обучению в школе