Формирование основ толерантного поведения учащихся начальных классов во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Работа содержит 1 файл

Курсовая™.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     2.3 Анализ опытно-экспериментальной  работы по выявлению  уровня сформированности  толерантности у  младших школьников 

     Как уже говорилось, цель нашего эксперимента – выявить степень сформированности толерантности у младших школьников. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:

     1. Что такое «Я» и как ты  это понимаешь?

     2. У тебя есть друзья, как ты  можешь объяснить понятие «Я  и другие»?

     3. Ты живешь вместе с мамой  и папой, братом, сестрой, а  что по твоему означает слово «семья»?

     4. Ты не слушаешь взрослых, а  правильно ли такое поведение?

     5. Кто в твоей семье главный?

     6.  Как нужно себя вести в школе,  в общественных местах, среди  одноклассников?

     7. Кто-то обижает слабого, как  ты думаешь это злой, жестокий человек?

     8. Ты не ссоришься с одноклассниками,  значит боишься или проявляешь  терпение, терпимость?

     9. В твоем классе ученики разных  национальностей, как ты к ним  относишься, помогаешь им?

     10. К вам в класс пришел новый  ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

     Оценка  параметров знаний проводилась по прежним  параметрам.

     Процентное  соотношение данных опроса следующее:

     3 «А» класс

     100% - количество учащихся, принявших  участие в опросе;

     42% - количество учащихся, имеющих высокий  уровень знаний;

     50% - количество учащихся, имеющих средний  уровень знаний;

     8% - количество учащихся, имеющих низкий  уровень знаний;

     0% - количество учащихся, относящихся  к группе риска

     3 «В» класс

     100% - количество учащихся, принявших  участие в опросе;

     35% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

     45% - количество учащихся, имеющих средний  уровень знаний;

     17% - количество учащихся, имеющих низкий  уровень знаний;

     3% - количество учащихся, относящихся  к группе риска

     Графически  это выглядит так:

     Рисунок 2

     

     Сравним результаты контрольного опроса на стадии констатирующего эксперимента и  контрольного:

       

     

     Мы  видим, что процент качества ответов  заметно вырос как в одном, так и в другом классе. Разница  в  3 «А»   классе   составляет 10%, а     в 3 «В» - 3%. Но следует учитывать тот факт, что количество слабых учеников в экспериментальном классе уменьшилось на  30%, то в контрольном классе только на 25%. В 3 «А» классе Любокиевский Андрей смог ответить полным ответом на вопросы 1, 3, 6, 9. А Степанов Денис смог не полностью, но ответить на теже вопросы. В 3 «В» Ерушева Олеся и Урито Иван так и не смогли верно ответить на все вопросы, хотя Иван хорошо проявил себя в проведении внеклассных мероприятий.

     Таким образом, можно уверенно сказать, что  более расширенное и углубленное  освоение предмета, за счет занятий  в кружке «Я, ты, мы -  семья», дало вполне ощутимые результаты. Эти занятия  помогли детям ощутить себя частью общества, посредством усвоения элементарных этических навыков, которые стимулировали их познавательную деятельность, развили толерантность и дали возможность проявить себя с наилучшей стороны, не только при общении с одноклассниками, но и с детьми другого класса.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

     Воспитание  в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.

     Построение  толерантной среды в образовательном  пространстве любого учебного заведения  затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

     Построение  толерантной среды – поэтапный  процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к  формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений, что и доказало наше исследование.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Амонашвили  Ш.А. Созидая человека. – М.: Педагогика,1982
  2. Барднер Г.  Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка.- СПб.: Стройлеспечать,1996
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
  5. Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежлисости. – М.: Педагогика, 1990
  6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989
  7. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 1996
  8. Кононко Е.  Чтобы личность состоялась. – Киев: 1997
  9. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1997
  10. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
  11. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998
  12. Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
  13. Обухова Л.Ф. Возростная психология. – М.: Роспедагетство, 1997
  14. Свирская Л. Работа с семьей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
  15. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
  16. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
  17. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь…: Практическое пособие. – М.:Генесиз, 2003
  18. Шадриков В.Д. Способности человека.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
  19. Эльконин Д.Б. Возрастная психология.- М.: ИПП, 1997
  20. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998

Информация о работе Формирование основ толерантного поведения учащихся начальных классов во внеклассной работе