Формирование основ толерантного поведения учащихся начальных классов во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Работа содержит 1 файл

Курсовая™.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     К субъективным факторам мы относим индивидуальные особенности человека: его психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные и личностные характеристики, степень образованности и квалификации, практический жизненный опыт, профессиональное мастерство, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.

     Исследование  влияния этих факторов на процесс  развития толерантности показало, что  осознание и учет их способствуют повышению его эффективности. Умелое использование этих факторов зависит  от знания условий, влияющих на становление толерантной личности, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается студент. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, которая является важным условием мировоспитания личности студента, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.

     Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности  на современном этапе ведется  достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и т.д.

     Государственная позиция в отношении толерантности  отражена в разработке федеральной  целевой программы «Формирование  установок толерантного сознания и  профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001–2005 годы, одной из задач которой является разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Неслучайно были объявлены всероссийские конкурсы: «Самая толерантная школа России», семейных плакатов «Школа толерантности» и др. Само появление такой программы свидетельствует о признании существования различных форм нетерпимости в обществе. Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы как в педагогической науке, так и других научных областях. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессовость и т.д.).

 

      1.3 Педагогические  условия и уровни  формирования толерантности  у младших школьников 

     Согласно  данным исследований, провидимых в  различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрошенных. Отсюда понятен интерес педагогической науки к проблеме толерантности и очевидна ее актуальность.

     Анализ  философских, психолого-педагогических, социологических трудов таких авторов  как А.Г.Асмолов, К.В.Бердников, С.К. Бондырева, Р.Р. Валитова, И.Ф. Комогоров, В.А. Лекторский,  показывает, что исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время. Однако данная тема изучена пока еще фрагментарно и не системно, что может быть объяснено преобладающей в разработке проблемы толерантности в узкопредметности. В самых авторитетных курсах, посвященных исследованию толерантности и образовательной среды, проблематика их пространственной организации практически отсутствует.

     Результаты  проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия:

     - между насущной потребностью  общества в толерантной личности  и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание;

     - между потребностью образовательной  практики в научно-методическом  и содержательном обеспечении процесса воспитания толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике;

     - между нормами, ценностями семьи  школьника, социальной и этнической  группой, к которой он принадлежит,  и нормами, ценностями общества, членом которого он является;

     - между увеличивающимися интеграционными  процессами в образовании, миграционными потоками, приводящими к интеграции и ассимиляции культур, и отсутствием наработок по построению толерантной среды в образовательных учреждениях.

     Образование должно использовать свой потенциал  для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

     Обновление  содержания образования выступает  как решающее условие формирования у россиян системы современных  социально значимых ценностей и  общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

     Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение  самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается нами при построении толерантной среды:

     - нормативно-регламентирующей, которая  представлена спектром законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образования, регламентируются  условия их жизнедеятельности;

     - перспективно-ориентирующей, представленной  доктринами образования или программами  развития образования, которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период;

     - коммуникативно-информационной, которая  создает условия для обмена  информацией и представлена специально  отобранными сведениями о реальном  мире и о роли человека в  нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

     - деятельностно-стимулирующей, предназначенной  для побуждения участников образования  не только к исполнению своих  обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей. 

     Построение  толерантной среды актуально  для процесса формирования новой  модели непрерывного образования, смещающей  акценты воспитания с компенсаторно-адаптивных задач на задачи подготовки ребенка  к участию в позитивных изменениях и обновлениях социальной среды, в том числе в ситуациях неопределенности.

     Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает  условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

     Осмысливая  содержание толерантной среды, нельзя не обратиться и к другой объективной  реальности, имеющей противоположное  начало – интолерантная среда.

     Присутствие интолерантности в пространстве  учебного заведения объясняется тем, что она является частью живой человеческой реальности, которая может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия, когда одним из участников общения выступает интолерантная личность, несущая на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит.

     Деление детей на толерантных и интолерантных  достаточно условно, так как ребенок  в своей жизни совершает как  толерантные, так и интолерантные  поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

     Присутствие и взаимодействие толерантных и  интолерантных детей в пространстве учебного заведения обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными.

     Проявление  интолерантности ведет к возникновению  конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту..

     Преимуществом толерантных людей является то, что  они действуют в интересах  успешности ведения «культурного»  диалога и в целях избежания  межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в вузе, которая позволит студентам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями.

     Мы  выделяем два механизма перехода от интолерантной среды к толерантной. Первый заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека.

     Регламентирующие правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, которые в толерантной среде основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризуются равенством (равным доступом к получению образовательных услуг, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.).

     Другой  механизм развития и укрепления толерантности  выражается в создании условий, необходимых  для осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Он проявляется в нацеленности преподавателей и студентов на конструктивное разрешение конфликтов совместной деятельности, которая формируются благодаря таким важным качествам как самоатрибуция, самоубеждение и самооправдание, основными агентами влияния которых являются они сами и усвоенное ими представление о себе, а также в организации групповой рефлексии, в которой отражается понимание различного поведения людей.

     Эти механизмы не конкурируют между  собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в  ситуации, когда налицо проявления интолерантности. Задача преподавателя моментально реагировать и пресекать такие проявления. Но самая важная задача педагога - научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации, дабы предотвратить ее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта.

     Доминирующими методами воспитания-самовоспитания толерантности  во взаимоотношениях являются: убеждение  и самоубеждение, стимулирование и  мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция  и самокоррекция, воспитывающие  ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия.

     Практическая  подготовленность ребенка состоит  в приобретении умений и навыков  гибкого реагирования на различные  социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач, выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях .

     Современное образовательное пространство учебного учреждения ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в  нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это "негативным" влиянием).

Информация о работе Формирование основ толерантного поведения учащихся начальных классов во внеклассной работе