Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Курсовая
работа
Тема:
. Формирование основ толерантного поведения
учащихся начальных классов во внеклассной
работе
ВВЕДЕНИЕ
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Основными
признаками деструктивных социальных
трансформаций явились
При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.
Российский
ребенок, жизнедеятельность которого
с первых месяцев и лет протекает
в семье конкретного этноса, воспитывается
в рамках одной, преимущественно
национальной культуры, а общение в
социальной среде и обучение в школе с
каждой из культур составляет с одной
стороны,
его уникальность и индивидуальность,
а с другой стороны, поликультурную направленность
его личности, ее толерантность. Поэтому
постановка проблемы толерантного воспитания
в условиях поликультурной России является,
по нашему мнению, актуальной и прогрессивной
тенденцией, имеющей социокультурную
и политическую значимость, поскольку
в поликультурных условиях особую важность
приобретает задача консолидации общества
на основе толерантных ценностей, готовности
защиты интересов личности ребенка и общества
в целом. Вот почему на одно из центральных
мест в России выдвинута идея формирования
миротворческой личности, которая связана
с формированием толерантности, миролюбия,
позитивного и конструктивного решения
жизненных проблем.
Российская гуманистическая культура, как показало наше исследование, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован как в государственных масштабах, так и в педагогическом процессе. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или кросскультурному взаимопониманию нужно учить. Примирению необходимо учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:
- между потребностями общества и государства в формировании толерантных личностей и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у младших школьников;
-
между потенциальными
-
между темпами
Следует отметить, что в последние годы проблема толерантности изучается в сфере негативных положений, как психологами, так и педагогами (агрессия, жестокость, девиации, деструктивность).
Значимость и актуальность нашей работы мы видим в том, что исследуется относительно слабо изученная позитивная сторона поиска педагогических условий формирования толерантности. Здесь уместно сослаться на В.В.Макаева, который считает, что в исследовании проблем теории и практики поликультурного и толерантного образования и воспитания возможен и необходим методологический подход с позиции гармонизации и гуманизации человеческих отношений, а не только с позиций разрешения противоречий.
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.
Тема
данного исследования: «Формирование
толерантности у младших
С учетом указанных противоречий и методологических подходов обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования – решение проблемы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста является целью исследования.
Объект исследования – воспитание толерантности у младших школьников в школе и семье.
Предмет
исследования – педагогические условия,
влияющие на эффективность формирования
толерантности у младших
Гипотезой
исследования явились следующие
положения –
процесс формирования толерантности у
младших школьников будет более эффективным,
если:
-
разработана система развития
толерантности, обеспечивающая
-
организация процесса
условий для включения младших школьников
в различные виды социально-значимой деятельности
в школе и семье;
-
педагогические условия
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретической основой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвилли, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина посвященные теории педагогического взаимодействия; работы Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолова, Р. Бетти, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.
Для
решения исследовательских
-
теоретические (изучение и
-
методы математической
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
- эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, , опытно-экспериментальная работа);
-
методы качественной и
Теоретическая значимость результатов исследования:
-
разработана и теоретически
-
разработаны критерии и
-
уточнен категориальный
- уточнено толкование понятий "толерантность", "воспитание толерантности";
- обозначены черты толерантности (целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней школы № 50 г. Орска среди учащихся 3 «А» класса (кл. рук-ль Сергеева С.В.) и 3 «В» класса (кл. рук-ль Семенова Л.Т.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, теоретическая значимость.
В
первой главе «Теоретические основы
проблемы толерантности в отечественной
и зарубежной педагогике» анализируются
и рассматриваются понятия «
содержится и раскрыт процесс генезиса
и развитие идеи толерантности в истории
образования, выделены педагогические
условия формирования толерантности у
младших школьников.
Во
второй главе «Опытно-
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Общий объем курсовой работы 45 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки. Список литературы включает 20 наименований.
Приложение содержит тематический план кружка «Я»
На защиту выносятся следующие положения:
Путем разработки системы развития толерантности и организации процесса толерантного воспитания были определены и теоретически обоснованы понятие, структура и качественные характеристики компонентов толерантности. Тем самым созданы условия для формирования толерантности у младших школьников.