Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования:
- изучить особенности формирования мотивационного компонента учебной деятельности,
- проследить закономерность развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.
Задачи исследования:
- исследовать особенности формирования познавательной активности и мотивации к обучению в школе детей младшего и среднего школьного возраста
- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.
Интерес к обучению ситуативный, связан с настоянной новизной, сменой конкретных видов деятельности, игровыми, а не учебными мотивами.
При анализе мотивации обучения у остальных двух подгрупп учащихся четкой закономерности выявлено не было. В этих подгруппах встречались самые разнообразные сочетания мотивов учебной деятельности.
Успешное или нет обучение в школе (особенно в младшей) является результатом того, насколько ребёнок был готов к обучению: достаточно ли осведомлён, желание, цели, которые были поставлены самим ребёнком, зачем он это делает, то есть мотивы.
Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – значит, ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Благодаря мотиву деятельность не замыкается сама на себе, он ёе выводит, ориентирует на нечто более широкое, лежащее за её пределами. Именно такая ориентированность и выступает источником деятельности, предавая ей смысл и побуждение. Это нечто более широкое, находящееся вне деятельности, должно быть исключительно значимым, важным для личности. Сила мотивов определяется степенью этой значимости. В свою очередь от силы мотива зависит интенсивность деятельности: мотив выступает, своего рода “её энергетической батареей”. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть: интерес, стремление поощрения, страх наказания за неуспехи и др. При этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он, в отличие от других возможных мотивов, только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.
Хочет ли ребёнок учится
или нет, в большинстве случаев,
зависит также и от того, в какой
среде он обучается и насколько
учитель способствует этому. К тому
же в домашних условиях родители должны
как можно сильнее
Из полученных данных видно,
что мотивация к обучению в
школе в младших классах
Для детей с высоким уровнем успеваемости вне зависимости от класса обучения характерными есть высокая мотивация к обучению в школе, выраженный познавательный мотив учебной деятельности. Также для учеников этой группы характерными являются социально-ориентированный мотив, мотив престижа. Ярко выражен мотив достижения успеха, мотив избегания неудач выражен слабо, поэтому, как правило, в ситуации выбора задания ориентируются на задания средней или выше средней сложности, чтобы решения мах зависимо от собственных усилий ученика, потому что легкие задания не приносят удовольствия, а при выборе тяжелых вероятность неуспеха, в ситуации проверки не теряются.
Желание хорошо исполнить задание, которое совмещается с желанием получить хорошую оценку или похвалу от родителей или учителя.
Проявляют более стойкий интерес к познанию нового, любознательность, что есть показателем познавательной активности. Есть наклонность к розвязанию проблемных ситуаций.
У учащихся, имеющих неудовлетворительный уровень успеваемости, мотивация к обучению не выражена или выражена очень слабо. Самым распространенным мотивом учебной деятельности оказались мотивы материального благополучия и мотив внешнего принуждения. Мотив достижения успеха выражен слабо, мотив избегания неудач выражен сильно и развивается, в ситуации выбора задания ориентируются на легкие. В которых гарантирован 100% успех, или самые тяжелые – в которых неудача не воспринимается как собственная катастрофа. Если задание средней сложности или ниже средней – то превосходительно ориентируются на процесс исполнения отдельных эпизодических действий, сохраняют склонность к облегчению учебного задания, отдают предпочтение к механическому копированию действий учителя. Желание хорошо исполнить задание, что объясняется с желаемым избегать плохой оценки или наказанием от родителей. Им больше нравятся перемены, каникулы, легкие предметы – пение, рисование.
Интерес к обучению ситуативный, связан с настоянной новизной, сменой конкретных видов деятельности, игровыми, а не учебными мотивами.
При анализе мотивации
обучения у среднеуспевающих учащихся
четкой закономерности выявлено не было.
В этих подгруппах встречались самые
разнообразные сочетания
В конце необходимо заметить, несмотря на то, что в системе учебных мотивов тесно переплетаются внутренние и внешние мотивы. Реальным мотивом учебной деятельности является познавательная мотивация, т.к. основная цель учебы это полученные знания и развитие способностей. Поэтому у учащихся вне зависимости от возраста необходимо формировать именно эту мотивацию учебной деятельности.
Информация о работе Формирование мотивов учебной деятельности