Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования:
- изучить особенности формирования мотивационного компонента учебной деятельности,
- проследить закономерность развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.
Задачи исследования:
- исследовать особенности формирования познавательной активности и мотивации к обучению в школе детей младшего и среднего школьного возраста
- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.
3. Подросток
воспроизводит точку зрения
4. Подросток
ведет борьбу против мнений
родителей, но при этом
5. подросток
воспроизводит в самооценке
6. Подросток не
замечает негативной оценки
Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.
Можно установить некоторые механизмы воздействия родительского отношения на самооценку ребенка. Направлены на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «мы».
Борьба за
самоутверждение подростка
Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь – самосознание.
Еще одно новообразование,
возникающее в конце
Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становится основополагающими целями подросткового возраста .
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией.
При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.
ГЛАВА ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведении психодиагностического эксперимента участвовали учащиеся 4 и 6 классов ООШ№10 г.Изюма, Харьковской области.
Для выявление мотивации к обучению у школьников использовалась методика А.Ануфриева и С.Костроминой «Мотивация обучения школьников».
Детям предлагалось ответить на вопросы анкеты, выбрав один из предложенных вариантов ответов. После этого подсчитывалось количество набранных баллов. Обработка и оценка результатов проводилась на основании данных:
- 25-30 баллов – сформированное
отношение к себе как
- 20-24 балла – отношение
к себе как школьнику
- 15-19баллов – позитивное отношение к школе, но школа интересна только внешкольными мероприятиями;
- 10-14 баллов – отношение к себе как школьнику не сформировано;
- меньше 10 баллов – отношение к школе негативное.
Вторым этапом нашего исследования было определение познавательной активности учащихся. Известно, что познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьник на всех возрастных этапах его развития. Это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса. С этой целью использовался опросник, состоящий из 52 вопросов, которые были направлены на изучение познавательной активности школьников. Варианты индивидуальных ответов сравнивались с ключами. За каждое совпадение ответа с ключом насчитывался один балл. Общая сумма полученных баллов сравнивалась с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.
Известно, что любая деятельность полиморфна. Поэтому с целью изучения ведущего мотива учебной деятельности использовалась методика изучения мотивов учебной деятельности учащихся. Она позволила изучить отношение ученика к восьми основным мотивам учебной деятельности методом парных выборов:
Анкета состоит
из 56 пунктов, каждый из которых
включает пару утверждений,
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ
И АНАЛИЗ
Мы располагали данными, полученными методом экспериментального исследования учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы. Экспериментальный материал нами анализировался со стороны наличия различных мотивов учебной деятельности у учащихся этих возрастных групп, а также их влияния на успеваемость.
После проведения тестирования и его обработки нами были получены следующие данные.
Таблица 2.1.
Мотивация к обучению в школе
(сравнительная характеристика четвероклассников и шестиклассников)
Мотивация
Класс |
Высокий уровень |
Выше среднего |
Средний уровень |
Ниже среднего |
Низкий уровень |
5 |
6 |
6 |
1 |
2 | |
6-А класс –13 чел. |
0 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Из полученных данных видно, что мотивация к обучению в школе в младших классах сформирована позитивнее, чем у учащихся средних классов, что свидетельствует о том, что младшие школьники охотнее посещают школу, положительно относятся к учебным занятиям и к школе вообще. Но наряду с этим, нами были выявлены дети, у которых мотивация к учебной деятельности вообще не сформирована, при чем такой контингент детей встречался как в четвертом, так и в шестом классе.
Известно, что познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех этапах школьного развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация процесса обучения. Для выявления познавательной мотивации нами была проведена следующая методика и получены такие результаты.
Диаграмма 2.1.
Изучение познавательной мотивации учащихся 4 классов
Диаграмма 2.2.
Изучение познавательной мотивации учащихся 6 классов
Доминирование любого другого мотива, кроме познавательного, отражается в первую очередь на полноте и глубине усваиваемого знания. Для успешной реализации учебной деятельности в структуре иерархии мотивов учащихся желательно преобладание познавательной активности, которая гармонично соподчиняет себе иные мотивы.
Очень часто трудно учителю, да и самому ученику, определить какой мотив лежит в основе, стимулирует ту или иную учебную деятельность. И только, когда ученик поставлен в ситуацию сравнения и выбора нескольких мотивов между собой, появляется возможность выявить его предпочитаемые побуждения.
Исходя из вышесказанного, с целью выяснения иерархии мотивационной сферы учащихся в процессе учебы в школе, нами было проведено анкетирование с целью выявления ведущего мотива учебной деятельности.
Диаграмма 2. 3.
Особенности формирования мотивов учебной деятельности
у учащихся 4 класса ООШ№10
А – мотив внешнего принуждения и избегания наказания
Б – социально-ориентированный мотив
В – познавательный мотив
Г – мотив престижа
Д – мотив материального
Е – мотив получения информации
Ж – мотив достижения успеха
З – мотив ориентации на социально одобренное поведение.
Диаграмма 2. 4.
Особенности формирования мотивов учебной деятельности
у учащихся 6 класса ООШ№10
А – мотив внешнего принуждения и избегания наказания
Б – социально-ориентированный мотив
В – познавательный мотив
Г – мотив престижа
Д – мотив материального
Е – мотив получения информации
Ж – мотив достижения успеха
З – мотив ориентации на социально одобренное поведение.
Самым распространенным мотивами учебной деятельности у четвероклассников были:
Менее всего распространенными мотивами были:
Самым распространенным мотивами учебной деятельности у шестиклассников были:
Менее всего распространенными мотивами были:
Исходя из этих данных, можно сделать
вывод, что у учащихся 4-х и 6-х
классов иерархия мотивов несколько
смещается в сторону мотивов
материального благополучия, несколько
снижается встречаемость
Последним этапом нашего исследования был анализ успеваемости детей в школе. Всех детей мы обобщили в четыре подгруппы:
Затем в каждой из подгрупп был проведен анализ иерархии мотивов учебной деятельности.
Для детей с высоким уровнем успеваемости вне зависимости от класса обучения характерными есть высокая мотивация к обучению в школе, выраженный познавательный мотив учебной деятельности. Также для учеников этой группы характерными являются социально-ориентированный мотив, мотив престижа. Ярко выражен мотив достижения успеха, мотив избегания неудач выражен слабо, поэтому, как правило, в ситуации выбора задания ориентируются на задания средней или выше средней сложности, чтобы решения мах зависимо от собственных усилий ученика, потому что легкие задания не приносят удовольствия, а при выборе тяжелых вероятность неуспеха, в ситуации проверки не теряются.
Желание хорошо исполнить задание, которое совмещается с желанием получить хорошую оценку или похвалу от родителей или учителя.
Проявляют более стойкий интерес к познанию нового, любознательность, что есть показателем познавательной активности. Есть наклонность к развязанию проблемных ситуаций.
У учащихся, имеющих неудовлетворительный уровень успеваемости, мотивация к обучению не выражена или выражена очень слабо. Самым распространенным мотивом учебной деятельности оказались мотивы материального благополучия и мотив внешнего принуждения. Мотив достижения успеха выражен слабо, мотив избегания неудач выражен сильно и развивается, в ситуации выбора задания ориентируются на легкие. В которых гарантирован 100% успех, или самые тяжелые – в которых неудача не воспринимается как собственная катастрофа. Если задание средней сложности или ниже средней – то превосходительно ориентируются на процесс исполнения отдельных эпизодических действий, сохраняют склонность к облегчению учебного задания, отдают предпочтение к механическому копированию действий учителя. Желание хорошо исполнить задание, что объясняется с желаемым избегать плохой оценки или наказанием от родителей. Им больше нравятся перемены, каникулы, легкие предметы – пение, рисование.
Информация о работе Формирование мотивов учебной деятельности