Формирование мотивов учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
- изучить особенности формирования мотивационного компонента учебной деятельности,
- проследить закономерность развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.
Задачи исследования:
- исследовать особенности формирования познавательной активности и мотивации к обучению в школе детей младшего и среднего школьного возраста
- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     3. Подросток  воспроизводит точку зрения родителей  на себя, но дает ей другую  оценку.  Упрямство он не называет  бесхарактерностью. Поскольку для  подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «ми» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения.

     4. Подросток  ведет борьбу против мнений  родителей, но при этом оценивает  себя в рамках той же системы ценностей.  В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.

    5. подросток  воспроизводит в самооценке негативное  мнение родителей о себе, но  при этом подчеркивает, что таким  он и хочет быть. Это утверждение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.

   6. Подросток не  замечает негативной оценки родителей.  Ожидаемая оценка значительно  выше самооценки, хотя реальная  родительская является негативной.

Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.

Можно установить некоторые  механизмы воздействия родительского отношения на самооценку ребенка. Направлены на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «мы».

    Борьба за  самоутверждение подростка проходит  не только в семье, но начинает  проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей.

Основное новообразование  этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь – самосознание.

Еще  одно новообразование, возникающее в конце переходного  возраста (по данным Л.И.Божович), - это самоопределение.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей  профессии становится основополагающими  целями подросткового возраста .

Подросток как субъект  учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией.

При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.

                 

 

 

     

 

 

ГЛАВА ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1. МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В проведении психодиагностического  эксперимента участвовали учащиеся 4 и 6 классов ООШ№10 г.Изюма, Харьковской  области.

Для выявление мотивации  к обучению у школьников использовалась методика А.Ануфриева и С.Костроминой «Мотивация обучения школьников».

Детям предлагалось ответить на вопросы анкеты, выбрав один из предложенных вариантов ответов. После этого  подсчитывалось количество набранных  баллов. Обработка и оценка результатов  проводилась на основании данных:

- 25-30 баллов – сформированное  отношение к себе как школьнику,  высокая учебная активность;

- 20-24 балла – отношение  к себе как школьнику фактически  сформировано

- 15-19баллов – позитивное  отношение к школе, но школа  интересна только внешкольными мероприятиями;

- 10-14 баллов – отношение  к себе как школьнику не  сформировано;

- меньше 10 баллов –  отношение к школе негативное.

Вторым этапом нашего исследования было определение познавательной активности учащихся. Известно, что  познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьник на всех возрастных этапах его развития. Это мера умственного усилия, направленная на  удовлетворение познавательного интереса.  С этой целью использовался опросник, состоящий из 52 вопросов, которые были направлены на изучение познавательной активности школьников.  Варианты индивидуальных ответов сравнивались с ключами. За каждое совпадение ответа с ключом насчитывался один балл. Общая сумма полученных баллов сравнивалась с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

Известно, что любая  деятельность полиморфна. Поэтому с  целью изучения ведущего мотива учебной  деятельности использовалась методика изучения мотивов учебной деятельности учащихся. Она позволила изучить  отношение ученика к восьми основным мотивам учебной деятельности методом парных выборов:

  • мотив внешнего принуждения, избегания неудачи.
  • Социально-ориентиврованный мотив
  • Познавательный мотив
  • Мотив престижа
  • Мотив материального благополучия
  • Мотив получения информации
  • Мотив достижения успеха
  • Мотив ориентации на социально одобряемое поведение.

 Анкета состоит  из 56 пунктов, каждый из которых  включает пару утверждений, отражающих  два из восьми возможных мотивов  учебной деятельности. Каждый раз  ученик ставился перед дилеммой выбора того или иного мотива, что предполагает наличие борьбы мотивов. Для построения профиля мотивационной сферы учащегося, на графике откладывалась сумма баллов по каждому мотиву. Так как максимальное количество баллов могло быть 14, а минимальное – 0, то средний показатель составлял – 7 баллов. Максимальное количество балов указывало на доминирование мотива и его влияние на протекание деятельности. Сумма выше 7 баллов указывает на выраженность мотива, ниже 7 баллов  - на низкий уровень выраженности мотива.

 

 

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ  И АНАЛИЗ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА.

 

Мы располагали данными, полученными методом экспериментального исследования учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы. Экспериментальный материал нами анализировался со стороны наличия различных мотивов учебной деятельности у учащихся этих возрастных групп, а также их влияния на успеваемость.

После проведения тестирования и его обработки  нами были получены следующие данные.

Таблица 2.1.

Мотивация к  обучению в школе

(сравнительная характеристика четвероклассников и шестиклассников)

          Мотивация  

 

Класс

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

4–А класс –19 чел

5

6

6

1

2

6-А класс –13 чел.

0

4

4

3

2


 

Из полученных данных видно, что мотивация к обучению в школе в младших классах сформирована позитивнее, чем у учащихся средних классов, что свидетельствует о том, что младшие школьники охотнее посещают школу, положительно относятся  к учебным занятиям и к школе вообще. Но наряду с этим, нами были выявлены дети, у которых мотивация к учебной деятельности вообще не сформирована, при чем такой контингент детей встречался как в четвертом, так и в шестом классе.

Известно, что познавательная активность лежит в основе любой учебной  деятельности школьника на всех этапах школьного развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация процесса обучения. Для выявления познавательной мотивации нами была проведена следующая методика и получены такие результаты.

 

Диаграмма 2.1.

Изучение познавательной мотивации учащихся 4 классов


  1. – девочки – познавательная мотивация сформирована
  2. – девочки познавательная активность не сформирована
  3. – мальчики– познавательная мотивация сформирована
  4. – мальчики - познавательная активность не сформирована

 

 

Диаграмма 2.2.

 

Изучение познавательной мотивации учащихся 6 классов

 

  1. – девочки – познавательная мотивация сформирована
  2. – девочки познавательная активность не сформирована
  3. – мальчики– познавательная мотивация сформирована
  4. – мальчики - познавательная активность не сформирована

 

Доминирование любого другого мотива, кроме познавательного, отражается в первую очередь на полноте и  глубине усваиваемого знания. Для  успешной реализации учебной деятельности в структуре иерархии мотивов учащихся желательно преобладание познавательной активности, которая гармонично соподчиняет себе иные мотивы.

Очень часто трудно учителю, да и  самому ученику, определить какой мотив  лежит в основе, стимулирует ту или иную учебную деятельность. И  только, когда ученик поставлен в ситуацию сравнения и выбора нескольких мотивов между собой, появляется возможность выявить его предпочитаемые побуждения.

Исходя из вышесказанного, с целью  выяснения иерархии мотивационной  сферы учащихся в процессе учебы  в школе, нами было проведено анкетирование с целью выявления ведущего мотива учебной деятельности.

 

Диаграмма 2. 3.

 

Особенности формирования мотивов учебной деятельности

 у учащихся 4 класса ООШ№10


А – мотив внешнего принуждения  и избегания наказания

Б – социально-ориентированный мотив

В – познавательный мотив

Г – мотив престижа

Д – мотив материального благополучия

Е – мотив получения информации

Ж – мотив достижения успеха

З – мотив ориентации на социально  одобренное поведение.

 

 

 

Диаграмма 2. 4.

 

Особенности формирования мотивов учебной деятельности

у учащихся 6 класса ООШ№10

А – мотив внешнего принуждения  и избегания наказания

Б – социально-ориентированный  мотив

В – познавательный мотив

Г – мотив престижа

Д – мотив материального благополучия

Е – мотив получения информации

Ж – мотив достижения успеха

З – мотив ориентации на социально  одобренное поведение.

 

 

Самым распространенным мотивами учебной  деятельности  у четвероклассников  были:

  • социально-ориентированный мотив,
  • познавательный мотив,
  • мотив материального благополучия.

Менее всего распространенными  мотивами были:

  • мотив внешнего принуждения, избегания наказания
  • мотив престижа.

Самым распространенным мотивами учебной  деятельности  у шестиклассников  были:

  • мотив материального благополучия.

Менее всего распространенными мотивами были:

  • мотив получения информации.

Исходя из этих данных, можно сделать  вывод, что у учащихся 4-х и 6-х  классов иерархия мотивов несколько  смещается в сторону мотивов  материального благополучия, несколько  снижается встречаемость познавательного мотива.

Последним этапом нашего исследования был анализ успеваемости детей в  школе. Всех детей мы обобщили в четыре подгруппы:

  • высокий уровень успеваемости,
  • достаточный уровень успеваемости,
  • удовлетворительный уровень успеваемости,
  • неудовлетворительный уровень успеваемости.

Затем в каждой из подгрупп был  проведен анализ иерархии мотивов учебной  деятельности.

Для детей с высоким  уровнем успеваемости вне зависимости  от класса обучения характерными есть высокая мотивация к обучению в школе, выраженный познавательный мотив учебной деятельности. Также для учеников этой группы характерными являются социально-ориентированный мотив, мотив престижа. Ярко выражен мотив достижения успеха, мотив избегания неудач выражен слабо, поэтому, как правило, в ситуации выбора задания ориентируются на задания средней или выше средней сложности, чтобы решения мах зависимо от собственных усилий ученика, потому что легкие задания не приносят удовольствия, а при выборе тяжелых вероятность неуспеха, в ситуации проверки не теряются.

Желание хорошо исполнить задание, которое совмещается с желанием получить хорошую оценку или похвалу от родителей или учителя.

Проявляют более стойкий  интерес к познанию нового, любознательность, что есть показателем познавательной активности. Есть наклонность к развязанию проблемных ситуаций.

У учащихся, имеющих неудовлетворительный уровень успеваемости, мотивация  к обучению не выражена или выражена очень слабо. Самым распространенным мотивом учебной деятельности оказались  мотивы материального благополучия и мотив внешнего принуждения. Мотив достижения успеха выражен слабо, мотив избегания неудач выражен сильно и развивается, в ситуации выбора задания ориентируются на легкие. В которых гарантирован 100% успех, или самые тяжелые – в которых неудача не воспринимается как собственная катастрофа. Если задание средней сложности или ниже средней – то превосходительно ориентируются на процесс исполнения отдельных эпизодических действий, сохраняют склонность к облегчению учебного задания, отдают предпочтение к механическому копированию действий учителя. Желание хорошо исполнить задание, что объясняется с желаемым избегать плохой оценки или наказанием от родителей. Им больше нравятся перемены, каникулы, легкие предметы – пение, рисование.

Информация о работе Формирование мотивов учебной деятельности