Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:19, реферат
Основные подходы к проблеме коммуникации в работах отечественных и зарубежных ученых. Особенности развития коммуникативных умений у детей в норме и с нарушенным слухом. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей с нарушенным слухом. Выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
В раннем детстве развитие коммуникативных умений детей с нарушением слуха практически не отличается от детей в норме. Так как общение у новорожденных и у детей раннего возраста подразумевает способность останавливать внимание на лице, речи, зрительных раздражителях. Дети точно так же стремятся к эмоциональному общению со взрослым. Эмоциональное ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее в первом полугодии жизни ребенка, является необходимой предпосылкой для формирования более поздних коммуникативных умений. При этом важное место в развитии общения играют его невербальные формы: крик, плач, улыбка, взгляд. Самые простейшие голосовые реакции новорожденного появляются и у детей со снижением слуха. Они достаточно многообразны: лепет, голос, гуление, кряхтенье, чмоканье, мычанье. Со временем они переходят в активный лепет, и даже в лепетные усеченные слова. Но со временем голосовые реакции постепенно становятся все более однообразными, иногда пропадают совсем. Таким образом, в раннем детстве главными коммуникационными умениями являются жесты, мимическая экспрессия, взгляд.
Лишь
в младшем дошкольном возрасте дети
более осознанно начинают пользоваться
экспрессивно-мимическими
В среднем дошкольном возрасте основным механизмом, лежащим в основе усвоения вербальных средств коммуникации, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. Потребность в общении получает дальнейшее развитие, проявляющееся на занятиях, в играх. Ребенок с нарушением слуха не научается налаживать взаимодействие с окружающими, поддерживать беседу. Лишь в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать информационно-коммуникативные умения, такие как умение привлечь внимание собеседника, учится адекватно употреблять невербальные средства общения. Аффективно-коммуникативные и регуляционно-коммуникативные умения у детей с нарушением слуха развиваются крайне медленно и зависят от степени снижения слуха.
Таким
образом, дети с нарушением слуха
ведут себя пассивно и не проявляют
особого желания к
Вывод по I главе
Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Развитие каждой из этих групп тесно взаимосвязано и зависит от возраста ребенка, его ведущей деятельности. При взаимодействии детей подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи. Вначале у детей развиваются экспрессивно-мимические коммуникативные умения, которые помогают в общении со взрослым. У младших дошкольников закрепляются такие умения как умение вступать в диалог, пользоваться мимикой, жестами для выражения своих желаний, потребностей. В среднем дошкольном возрасте за счет развития речи ребенок становится инициатором общения. Дети учатся договариваться друг с другом. К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает основными коммуникативными умениями, умениями выражать и понимать эмоции.
Влияние
нарушения слуха на развитие коммуникативных
умений достаточно велико. У таких
детей не полностью формируется
понятие об эмоциях, что затрудняет
умение предвосхищать ситуацию общения.
Коммуникативные умения развиваются достаточно
медленно, некоторые формируются в более
старшем возрасте. Детям с нарушением
слуха в старшем дошкольном возрасте достаточно
сложно вступать в разговор, чаще всего
они пользуются невербальными средствами
коммуникации, которые им более доступны.
Глава II Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
2.1. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных умений детей с нарушенным слухом.
Игра
имеет огромное значение в развитии
любого ребенка.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль
игры не менее важна, чем для слышащего
дошкольника, для которого она является
основой для развития воображения, образного
мышления, речевого общения.
Игра для ребенка с нарушением слуха становится
важным средством формирования коммуникативных
умений. Через игру у ребенка формируется
примитивное представление об окружающем
его мире и обогащение кругозора. Для детей
с нарушенным слухом зачастую понимание
отношений людей, некоторые нормы поведения
недостаточно понятны, а нередко понимаются
ими неверно. В коллективной игре ребенок
учится различать эти нормы поведения,
разделять добро и зло. Узнает предназначение
предметов в быту и учится понятиям обозначения
действия. В игре у ребенка возникает потребность
в общении, он использует свою речь, что
важно для развития ребенка с нарушением
слуха. Глухие и слабослышащие дети имеют
недостаточное общение со сверстниками
и взрослыми, поэтому реализация речи у них
небольшая, что отрицательно сказывается
на развитии коммуникативных умений. В игровой
форме дети подражают взаимоотношениям
людей, их поступкам, переносят в игры нормы
поведения. В процессе действий с предметами
и игрушками наиболее полно познаются
их назначение, свойства и отношения. В этом
плане велика роль дидактической игры,
которой уделяется значительное внимание
в процессе воспитания и обучения. Задача
дидактической игры заключается в том,
чтобы научить детей правильно, полно
и точно воспринимать предметы, их свойства
и отношения (величину, форму, цвет, пространственные
отношения и т.д.), сформировать сенсорные
эталоны. Дидактическая игра стимулирует
умственное развитие, способствует овладению
различными видами деятельности (рисованием,
конструированием) и расширению представлений
об окружающем мире.
Важны и подвижные игры. Подвижные игры,
основанные на активных двигательных действиях
детей, способствуют не только физическому
воспитанию, но и способствуют развитию
общей моторики и опять же познанию новых
понятий. В них происходит игровое перевоплощение
в животных, подражание звукам которые
издают животные, учат вниманию. Спортивные
игры развивают в детях уверенность, ловкость
и учат мгновенно оценивать ситуацию и понять
соседа, что развивает в ребенке коммуникативные
качества.
Дети стремятся в играх отразить те впечатления,
которые получают благодаря наблюдениям
за окружающей жизнью и участию в ней.
В процессе действий с предметами и игрушками
наиболее полно познаются их назначение,
свойства и отношения.
Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих сверстников. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.
Дети
с нарушением слуха нередко воспроизводят
в играх второстепенные, преимущественно
предметные детали, не отражая существенные
элементы, не постигая внутренние смысловые
отношения. Наблюдается тенденция к однообразному,
механическому повтору знакомых игр.
2.2 Организация сюжетно-ролевой игры как средства формирования коммуникативных умений детей с нарушенным слухом.
Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму развития коммуникативных умений, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Важным условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование вербальных и невербальных средств коммуникации: все игровые ситуации сопровождаются мимикой, жестами, устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, состояний которые проходят через его собственный опыт.
Для игр глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста характерно расширение количества сюжетных игрушек и действий с ними, отображение в играх того, что дети видят в окружающей жизни. Игры становятся длительнее, действия с игрушками более детализированными. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. Так как жизненный опыт неслышащих детей ограничен, они не умеют увидеть и передать в игре наиболее существенное, играм предшествует проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми ими предметами, словами, употребляемыми в конкретной ситуации. Организуются игры, в которых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям воспитателя: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети. При воспроизведении более точных, детальных действий в игре дети с нарушениями слуха очень часто начинают подменять игровые действия трудовыми. Так, например, стирая белье для куклы, увлекаются последовательностью действий, забыв о цели стирки. Этот факт должен быть в поле зрения воспитателя: он должен обращать внимание детей на отношение к кукле, то есть не забывать о цели и мотивах игровых действий.
По мере расширения представлений об окружающем, накопления опыта игр расширяются возможности общения. Однако общение детей с нарушениями слуха в играх очень ограниченно вследствие отсутствия необходимых речевых средств. Взрослый включает в игры, первоначально в те, которые проводит сам, необходимые слова, мимику и жесты, показывает сферу их использования. Необходимо тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации коммуникативные средства, иначе, занятие превращается в повторение бесчисленного количества слов, эмоциональный настрой пропадает и игра перестает привлекать детей. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком и по другим занятиям.
Основным средством формирования и развития коммуникативных умений является ролевое поведение. При таком способе построения игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, используя доступные вербальные и невербальные средства общения. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит явного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом и т. д.), однако роль хоть и неявно, но содержится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. Необходимо фиксировать внимание детей на действиях персонажей, например, повара. Повар варит суп, моет, режет, кладет в кастрюлю мясо, овощи, повар заботится о детях, хочет накормить вкусным обедом. Такие действия обогащают как знания детей о специфике профессии, так и расширяют словарный запас и побуждения к действиям. Однако подобных наблюдений недостаточно, чтобы дети смогли в играх выполнять эту роль. Имеющиеся у них представления можно расширить, рассматривая картинки, диапозитивы, в процессе беседы уточняя названия атрибутов, действий повара: «Что сначала сделал повар? Что нужно, чтобы сварить суп?» Далее можно провести обыгрывание сюжетных игрушек (плиты, кухонной утвари и т. д.). Это позволит уточнить структуру игровых действий, необходимость и правильность использования различных предметов, слов освоить их еще до включения в сюжетную игру.
Следует помнить, что для детей освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными игрушками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя действия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок («У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер? Что ты будешь делать?»). Многие дети воспроизводят действия, понимая их смысл, но, не зная соответствующих слов и выражений (шофер, повар, портниха). Поэтому важно отразить эту лексику на табличках, располагая их рядом с наборами игрушек и атрибутов (повар работает на кухне, повар готовит: варит суп, жарит). Наличие такого материала поможет ребенку обозначить свои действия, рассказать о своих играх и, самое главное, общаться с другими детьми, выполняя ту или иную роль.
Информация о работе Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушением слуха