Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Основные подходы к проблеме коммуникации в работах отечественных и зарубежных ученых. Особенности развития коммуникативных умений у детей в норме и с нарушенным слухом. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей с нарушенным слухом. Выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

Формирование коммуникативных умений дошкольников с нарушением слуха в с-р игре2.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Группа  регуляционно-коммуникативных  умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, педагогу); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).

     Группа  аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

     Каждый  человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовывать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С. Выготский , развитие психики происходит лишь в совместной деятельности и общении.

     Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе.

     Различают вербальную и невербальную коммуникации.

     Г.М. Андреева описывает вербальные средства общения, которые используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. Речь является универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи, участники общения особым способом и воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

     Помимо  произнесения слов, по мнению Л.М. Щипицыной, вербальное общение предполагает:

     - восприятие и понимание;

     - реакцию на речь окружающих;

     - умение соблюдать очередность  в разговоре;

    -способность  при помощи общения удовлетворять  целый ряд своих потребностей  – социальных, эмоциональных и  материальных;

    -способность  выражать свои желания – сначала  жестами, позже отдельными словами,  затем словосочетаниями;

    -способность  завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

     По  мнению Р.К. Терещук, большинство детей  самостоятельно справляются с языковыми трудностями, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители – сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.

     По  мнению В.А. Лабунской невербальный вид коммуникации включает знаковые системы:

     1.оптико-кинетическую;

     2. пара и экстралингвистическую;

     3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса;

     4. визуальный контакт. 

     Совокупность  этих средств призвана выполнять  следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнеров по коммуникативному процессу.

В своей работе мы склонны рассматривать коммуникацию как акт общения, его составную часть, так как считаем неправомерным расценивать коммуникацию только как процесс трансляции информации хотя бы уже потому, что термин "коммуникация" происходит от латинского communicate, что означает - "делаю общим, связываю, общаюсь".  А коммуникативные умения как умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека, а также умения, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или  понимания чужой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Развитие коммуникативных  умений в дошкольном  возрасте.

Дошкольное  детство является периодом чрезвычайно  интенсивного развития коммуникативных  умений. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.

  Экспрессивно-мимические коммуникационные умения возникают  в онтогенезе первыми. Ребенок еще  не овладел речью, но ему необходимо общаться со взрослым. Уже на третьем  месяце жизни ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми. Для этого он изучает мимику окружающих, соответствие выражаемых эмоций с конкретной ситуацией. А к годовалому возрасту, его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Данные  умения сохраняют свое значение на протяжении всей жизни изолированно или в сочетании с другими  коммуникативными операциями, развиваясь в процессе овладения ребенком речью. Непереходящее значение экспрессивных  средств общения состоит в том, что они выражают содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве. Младшие дошкольники максимально адекватно используют экспрессивно-мимические средства для передачи доброжелательности, общего расположения к человеку. Их контакты отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. Для них, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех, выражающие отношений к данной конкретной ситуации. Уже у трехлетних детей насчитывается 135 различных движений, выражающих инициативные обращения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность и незаданность никакими образцами: малыши прыгают, издают необычные возгласы, придумывают нестандартные сочетания звуков. Следует отметить что нерегламентированность и раскованность в выражении своих действий, использование непредсказуемых средств – отличительная черта контактов детей до конца дошкольного возраста. Итак, в младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умениями вступать в процесс общения, пользоваться мимикой и жестами для выражения своих мыслей. Особенностью коммуникативных умений младших дошкольников является преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развивать диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Ребенок не чувствует потребности выслушивать собеседника. На данном этапе развития главной потребностью является выражение собственных мыслей, привлечение к себе внимания. Также на данном этапе развития дети учатся у взрослых основным коммуникативным умений, вследствие чего довольно распространенным являются подражательные действия. Ребенок воспроизводит ранее усвоенные действия в разных ситуациях, оценивает реакции окружающих и тем самым усваивает нормы общения.

     В среднем дошкольном возрасте коммуникативные  умения становятся более разнообразными за счет включения речевых средств  общения. Ребенок всему учится в  общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако  задачи коммуникативного развития дошкольника  не исчерпываются умением элементарно  осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенок учится не только отвечать на вопросы взрослого, но и саму их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу Главным толчком в усвоении коммуникативных умений является переход сюжетно-ролевой игры на новый этап. Детям становится необходимым умение договариваться друг с другом. Влияние игры на развитие коммуникативных умений заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные коммуникативные навыки, необходимые для контакта со сверстником.   Дети продолжают осваивать информационно-коммуникативные умения, такие как умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости. Формируются основы ориентировки в партнерах в виде закрепления культуры общения. Именно в среднем дошкольном возрасте начинает развитие группа аффективно-коммуникативных умений связанных с умением проявлять чуткость, умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера, отзывчивость, сопереживание к партнерам. Регуляционно-коммуникативные умения также продолжают свое развитие в виде умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умения помогать партнеру и самому принимать помощь; умения решать конфликты адекватными способами.

В старшем дошкольном возрасте у детей  совершенствуются коммуникативные  умения. Наряду с потребностью в  сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, влиться в общение. Он  чутко ловит в мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Всё это ведет к более адекватному использованию коммуникативных умений.

     Излагая свои мысли, они говорят четко, не перебивают друг друга, следят за своими жестами, мимикой. Дети хорошо владеют  общепринятыми правилами организации контакта, то есть  называют друг друга по имени при обращении, извиняются, если им необходимо вмешаться в разговор. При общении дети обращают внимания на реплики друг друга. Диалог как форма общения, является преобладающей у детей, что показывает уровень сформированности коммуникативных умений, достаточных для успешного взаимодействия детей данного возраста. Дети научаются по мимике и жестам собеседника определять его настроение. Если в младшем дошкольном возрасте подобные выводы делались на интуитивном уровне, то в 5-7 лет дети осознанно делают подобные заключения за счет развития невербальных коммуникативных умений. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для ребенка.

     К семи годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию  сверстнику, стремление помочь другому  ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями - улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость.

     Таким образом, отмеченные характеристики коммуникативных  умений определяют специфические особенности  как вербальных, так и не вербальных средств общения. При взаимодействии детей подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи. Однако соотношение вербальных и невербальных средств общения на разных этапах дошкольного возраста различно, так как зависит от ведущего вида деятельности и преобладающих форм общения.  Стоит отметить что особое место в развитии коммуникативных умений занимает сюжетно-ролевая игра, свойственная детям дошкольного возраста. Ведь она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, а также является наиболее интересной и легче воспринимается дошкольниками. Игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Влияние нарушения  слуха на развитие коммуникативных умений детей.      

Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие коммуникативных  умений неслышащего, ставит его в  специфические условия существования  в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Следует отметить значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, используемых глухими детьми в общении. Значительные затруднения у детей с нарушением слуха возникают при установлении причин возникновения эмоций человека и при вербализации как собственных, так и чужих эмоций, а также эмоциональных состояний. Из-за недоразвития речи и ограниченности общения с окружающими личный, эмоциональный опыт слабослышащих значительно беден.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушением слуха