Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Основные подходы к проблеме коммуникации в работах отечественных и зарубежных ученых. Особенности развития коммуникативных умений у детей в норме и с нарушенным слухом. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей с нарушенным слухом. Выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

Формирование коммуникативных умений дошкольников с нарушением слуха в с-р игре2.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Введение. 

Дошкольный  период детства относят к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования его  физических и психических качеств, необходимых в течение всей последующей  жизни, складывания свойств и  особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Дошкольный возраст, прежде всего, связан с установлением ребенком отношений с миром взрослых, реализуемых через общение, которое играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психического развития ребенка. С помощью общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических коммуникативных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. 
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). Проблема формирования коммуникативных умений в процессе игровой деятельности поднималась учеными-психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной.  
Развитые коммуникативные умения предполагают способность дошкольника в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. умение говорить и слушать других. Это позволяет устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми, избегать конфликтов в общении.

В жизни  ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего  дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. По своему содержанию сюжетно-ролевые игры глухих дошкольников обнаруживают известное сходство с играми слышащих сверстников (Г.Л. Выгодская). Они также воспроизводят отдельные эпизоды из жизни взрослых, их деятельность и взаимоотношения при этом. Глухие дети играют, используя круг впечатлений, получаемых из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, невозможно ожидать полного сходства в содержании игр глухих и слышащих детей. Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих, задерживаются на этапе предметно-процессуальных, их сюжетные игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих сверстников. Без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается становление мотивационного плана игры. Преобладают бытовые игры, воссоздающие лишь немногие отношения между людьми.

     На  сегодняшний день актуальной является проблема формирования коммуникативных  умений у детей с нарушенным слухом. И одним из средств формирования коммуникативных умений дошкольников является сюжетно-ролевая  игра. В ней реализуются имеющиеся вербальные и невербальные средства общения. Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

     Объект  исследования – коммуникативные  умения  и их особенности у  детей с нарушенным слухом.

     Предметом изучения выступает сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений  дошкольников с нарушенным слухом.

     Целью работы является выявление влияния  сюжетно-ролевой игры  на формирование коммуникативных умений детей с  нарушенным слухом дошкольного возраста. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать основные подходы к проблеме коммуникации в работах отечественных и зарубежных ученых.
  2. Выделить особенности развития коммуникативных умений у детей в норме и с нарушенным слухом.
  3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство формирования коммуникативных  умений детей с нарушенным слухом
  4. Выявить возможность сюжетно-ролевой игры формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

     Гипотеза: Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование коммуникативных умений детей с нарушенным слухом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I глава Проблема коммуникативных умений в дошкольном возрасте.

1.1.Понятие  «коммуникативные  умения» в психолого-педагогической  литературе.

Явление, обозначаемое ныне понятием " коммуникация ", существует столько, сколько существует жизнь на Земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни на Земле существовало общение живых существ в процессе поиска источников воды и пищи и их добывания, в процессе бессознательных и - с появлением человека - сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на сообщение, содеяние, событие всего живого на Земле. Социальная коммуникация, то есть коммуникация в человеческом обществе, распространяет этот процесс и на сознание, согласие, совесть, сомыслие (смысл).

Анализ  научной литературы по проблеме коммуникации позволил обнаружить существование противоречия, которое мы не можем оставить нераскрытым в связи с предметом нашего исследования. Нет единства в толковании двух терминов "общение" и "коммуникация". Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С.Выготский, В.Н.Курбатов, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.Парсонс, К.Чери и др.) склонны идентифицировать эти два термина. С точки зрения Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной и других отечественных психологов, процесс коммуникации неправомерно сводить к процессу передачи кодированной информации от субъекта к объекту. По их мнению, коммуникация носит неизменно деятельный, диалогический характер. Эти же черты присущи и общению.

Кроме того если обратиться к философской  энциклопедии, энциклопедическому словарю, философскому словарю, то во всех перечисленных источниках термин "коммуникация" истолковывается как "путь сообщения, общение".

На сходной  научной позиции по данному вопросу  стоит и американский социолог Т.Парсонс, который также склонен отождествлять  эти два термина, указывая на то, что коммуникация идентифицируется с общением между личностями, их взаимодействием.

Социолог  К.Чери излагает свое понимание коммуникативной  деятельности. Коммуникация, с его  точки зрения, означает буквально "участие, соучастие", что соответствует структуре общения. По его словам, люди создали множество коммуникативных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь. Наиболее значительной из этих коммуникационных систем является, безусловно, человеческая речь, играющая большую роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться.

В свою очередь, современный отечественный  философ В.И.Курбатов рассматривает  коммуникацию как акт общения, тем  самым указывая на их неразрывную  взаимосвязь.

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов "коммуникация" и "общение". Так, известный отечественный философ М.С.Каган выделяет, на его взгляд, два главных отношения, отличающих общение от коммуникации:

  1. общение имеет и практический и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом;
  2. общение представляет собой межсубъектное взаимодействие и структура его диалогична, в то время как коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Одноплановый процесс сообщения монологичен по своей природе.

В психолого-педагогической литературе используются, главным образом, термины «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность», которые, как правило, специально разводятся только в определённых контекстах, а в основном употребляются как синонимичные.

Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием  своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи.

Некоторые авторы к коммуникативным умениям  относят также такие, которые  необходимы человеку для адекватного  выражения своей мысли или  понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать аргументы для доказательства своей мысли.

Рассматривая  коммуникацию в русле системно-мыследеятельностного подхода как особый слой мыследеятельности, через который выражается содержание мышления и деятельности человека, под коммуникативными умениями понимаются те, которые позволяют человеку оформлять свои мысли в тексты и понимать содержание чужих текстов.

В соответствии с этим под общими коммуникативными умениями понимают следующие: Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения,  Умение оформить свои мысли в письменный текст,  Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному, Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

Назовем  их общими, подразумевая, что они  представлены в обобщённом виде и  включают в себя множество конкретных умений. Такая формулировка общих  коммуникативных умений была впервые предложена М. А. Мкртчяном.

     Солодянкина О.В., раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, обращает внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».

     Элементарное  умение — это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

     Навык — это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

     Сложное умение — это действие, которое включает в себя элементарные умения и навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

     Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

     В этом определении обращают на себя внимание два момента:

  1. коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста;

     2) коммуникативные умения — это  еще и способность детей управлять  своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

     Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

     Группа  информационно-коммуникативных  умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, воспитателем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у дошкольников с нарушением слуха