Формирование количественных представлений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Содержание

1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основе опыта действий с предметами и знания их.
2. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.
3. Анализ программных задач по разделу «Количество и счет во 2 младшей группе».
4. Методика сравнения групп предметов по количеству.
5. Составить 2 конспекта занятий, включающие задачи по сравнению групп предметов по количеству во 2 мл. группе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 Таким образом, если в младшем дошкольном возрасте знания численностей множеств опирались на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических представлений поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок, который служит основой для развития у детей новой деятельности – вычисления. Она имеет дело с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, объёмами и т.д.), которые воспринимаются различными анализаторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ программных  задач по разделу  «Количество и  счет во 2 младшей  группе».  

Распределение программного материала по кварталам 

 
Задачи 
 
1 квартал
 
2 квартал
 
3 квартал
1) различать  понятия «много», «один», «по одному»,  «ни одного»; Упражнять детей  в выделении предметов из группы и в их объединении    
2) различать  понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;  
 
Учить детей находить много предметов  и один предмет в окружающей обстановке, сначала в специально приготовленной, а затем в комнате, на участке
   
3) находить  один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
4) понимать  вопрос «Сколько?»;
5) при  ответе пользоваться словами  «много», «один».
6) Учить  сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе  взаимного сопоставления элементов  (предметов)    
 
Учить соотносить предметы одной группы с предметами другой, пользуясь приемами наложения и приложения
 
7) Познакомить  с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой
8) понимать  вопросы: «Поровну ли?», «Чего  больше (меньше)?»      
 
Учить практически выяснять, в какой из групп больше (меньше) предметов, используя приемы наложения и приложения
9) отвечать  на вопросы, пользуясь предложениями  типа: «Я на каждый кружок положил  грибок. Кружков больше, а грибов  меньше» или «Кружков столько  же, сколько грибов»
 
 

 Сравнительный анализ программных  задач альтернативных программ по разделам «Количество и  счёт» 

 Возрастная  группа  «Программа  воспитания и обучения в детском  саду»  «Детство»  «Радуга»
 2 младшая Различать «много»  и «один», понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами один, много, ни одного Различать один/много, много/мало, один/мало. Иметь первичное  представление о соответствии 2 (3,4) предметов по количеству (столько  же). Дети должны распознавать количество в пределах 5 на глаз, без пересчета, понимать слова мало/много, пустой/полный, различать 1-2 предмета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Методика сравнения  групп предметов  по количеству. 

      С самого начала отношения «больше», «меньше», «поровну» раскрываются в  связи друг с другом. Проводя опрос, педагог побуждает малышей указывать, каких предметов больше и каких меньше, называть предметы обеих групп, отвечать примерно так: «Красных кружков больше, чем синих», «Синих кружков меньше, чем красных», «Красных кружков столько, сколько синих».

      Когда впервые сопоставляются совокупности, в одной из которых на 1 предмет  больше, чем в другой, на вопросы  поровну ли? и каких больше? многие малыши отвечают: «Поровну». Это объясняется  тем, что на предшествующих занятиях сопоставлялись только равные по количеству предметов совокупности; ранее усвоенные представления влияют на восприятие новой ситуации. Образовался стереотип: на вопросы сколько? поровну ли? следуют ответы: «Поровну», «Столько, сколько...»

      Обращаясь к малышам с вопросом, каких  предметов больше (меньше), педагог помогает им соотнести предметы обеих групп один к одному. Он по порядку указывает (рукой) на предметы, расположенные парами, задерживается на лишнем предмете и поясняет, например: «1 зайчик лишний, значит, их больше, чем белочек. 1 белочки не хватает, значит, их меньше, чем зайчиков». Самим малышам предлагают показать, где лишний предмет или где его не хватает.

      Для упражнений подбирают предметы, отличающиеся качественными признаками, например длинные и короткие ленточки (палочки), высокие и низкие пирамидки, а также модели геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники разных цветов и размеров. Дети сопоставляют и группируют предметы по цвету, форме или размеру, сравнивают количество предметов, попавших в разные группы. Они называют как признаки, общие для всех предметов совокупности, так и признаки, общие только для части ее предметов. Разделив группу на части, дети устанавливают количественные соотношения между ними. («Много кружков, есть большие кружки и маленькие. Больших кружков меньше, а маленьких больше».)

      Воспитатель постоянно изменяет количественные соотношения между одними и теми же совокупностями предметов. Например, синих квадратов может быть и  больше, и меньше, и столько же, сколько красных. Изменяет и пространственное размещение совокупностей. Так, большее количество предметов размещает то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, соответственно то на верхней, то на нижней полоске детской карточки.

      На  первых 2 занятиях дети называют только качественные признаки предметов. («Синих кубиков больше, а желтых меньше».) В дальнейшем им предлагают указывать, где (на какой полоске) больше или  меньше предметов. Для того чтобы  сосредоточить внимание малышей  на том, где сколько предметов расположено, сначала сопоставляют однородные предметы. («На верхней полоске квадратов меньше, чем на нижней».) Позднее берутся предметы, имеющие признаки различия. Детей учат называть как качественные признаки предметов, так и место их расположения. («Больших квадратов на верхней полоске больше, а маленьких квадратов на нижней полоске меньше».) Малыши видят, что может быть больше, меньше и поровну предметов разного рода, больших и маленьких, расположенных вверху и внизу. На этой основе они в дальнейшем поймут, что количество не зависит от расположения предметов, их размеров и других предметных свойств. Ребенок получает первые навыки обобщения и абстрагирования.

      Детей учат не только следить за изменением количественных соотношений между предметами, но и производить такие изменения. («Хватит ли всем флажков? Сколько надо принести еще флажков?» — «1».— «Сделай так, чтобы совочков оказалось больше (меньше, столько, сколько), чем ведерок». И т. п.)

      Важно научить детей применять усвоенные способы действий. Этому способствуют игровые упражнения: «Приготовим куклам одежду для прогулки», «Угостим мишек чаем» и т. п. Дети подбирают к одним предметам (куклам, мишкам) столько же других предметов (блюдец, чашек, ложек и др.).

      Для того чтобы дети действовали осознанно, создаются такие ситуации, где тех или иных предметов оказывается то поровну, то больше, то меньше на 1, чем требуется для установления равномощности совокупностей.

      Полезно вне занятий давать малышам поручения  типа: «Принеси столько ложек, сколько детей за столом», «Принеси карандаши для всех детей и дай каждому по 1 карандашу», «Хватило ли детям карандашей?», «Сколько ты принес карандашей?» («Столько, сколько за столом детей».) Если ребенок ошибся, то ему предлагают добавить недостающий предмет или убрать лишний.

      В результате дети овладевают способами практического сопоставления элементов 2 сравниваемых множеств один к одному и убеждаются, что численности множеств могут быть равными и неравными. Одних предметов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколько других. У детей возникает потребность точно обозначить эти различия. Они начинают употреблять отдельные слова — числительные — и становятся готовыми к усвоению счета. Считать их будут учить уже в средней группе.  
 
 
 
 
 

Заключение

      Формирование  элементарных математических представлений  детей дошкольного возраста имеет  очень различные направления. Одно из самых важных мест в нем занимают количественные представления.

      Развитие  счетной деятельности у детей  дошкольного возраста проходит в шесть этапов. Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Основной формой реализации программных требований являются занятия в детском саду. Также для закрепления знаний и усовершенствования навыков и умений, полученных на занятиях по счету, необходимо включать упражнения по развитию количественных представлений в различные виды деятельности.

      Начинать  работу необходимо уже с раннего  возраста в дочисловой период обучения (2-3 года). Данная работа просто необходима перед началом ознакомления детей с числами, направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество. В этом возрасте закладывается основа для последующего развития счетной деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Список литературы 

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

3. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., Просвещение, 1985.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А. Столяра. - М., Просвещение, 1988. 
 

Информация о работе Формирование количественных представлений детей младшего дошкольного возраста