Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:53, курсовая работа
Цель – способствовать формированию экологического сознания. Выявить как участие детей второго класса в экологических играх и проектах может повлиять на поднятие уровня экологической сознательности. Доказать, что проводимые игры могут помочь детям научиться правильно взаимодействовать с окружающей средой.
Объем- 31 страница
Экология - слово которое лет пять назад мало кто знал, и слово которое сейчас у всех на устах. состоит это понятие из двух частей: "ойкос" - в переводе - дом, и "логос" - наука. То есть экология - наука о том "доме" в котором мы все живем, то есть о нашей планете. Впервые этот термин предложил немецкий биолог Э. Геккель в 1866 году. В труде "Общая морфология организмов" он привел такое определение этой науки: экология это сумма знаний, что принадлежит к экономике природы - изучение всей совокупности взаимоотношений животных и окружающей среды, как органического, так и неорганического, и прежде всего ее дружеских или вражеских отношений.
Далее
для полноценного раскрытия темы курсовой
работы немаловажным является понятие
«экологического воспитания».
Под ним понимается формирование у широких
слоев населения высокой экологической
культуры всех видов человеческой деятельности,
так или иначе связанных с познанием, освоением,
преобразованием природы. «Основная цель
экологического воспитания: научить ребенка
развивать свои знания законов живой природы,
понимание сущности взаимоотношений живых
организмов с окружающей средой и формирование
умений управлять физическим и психическим
состоянием. Таким образом определяются
образовательные и воспитательные задачи,
которые необходимо решать начиная с самых
младших классов:
- углубление и расширение экологических
знаний;
- прививание начальных экологических
навыков и умений;
- развитие
познавательной, творческой, общественной
активности школьников в ходе экологической
деятельности;
- формирование (воспитание) чувства бережного
отношения к природе4».
Необходимо усиление экологического воспитания
младших школьников. Усиление экологического
воспитания - важное требование реформы
школы. Это важнейшее требование, вытекающее
из представлений современной экологии,
приобрело законодательный характер.
Оно основано на нескольких принципах,
которые широко известны:
1). Всеобщая связь с живой природой. Все
живое связано в единое целое цепями питания
и другими способами. Эти связи лишь в
некоторых случаях очевидны для нас, лежат
на поверхности, чаще же они скрыты от
наших глаз. Нарушение этих связей может
иметь непредсказуемые последствия, скорее
всего нежелательные для человека.
2). Принцип потенциальной полезности.
Мы не можем предвидеть, какое значение
для человечества приобретает тот или
иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства,
и животное, к которому сейчас относятся
как к вредному и ненужному, может оказаться
и полезным, и нужным. Если же мы допустим
исчезновение какого-либо вида, то очень
много в будущем рискуем потерять.
3). Принцип разнообразия. Живая природа
должна быть разнообразной, только в том
случае природные сообщества смогут нормально
существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона
дела - красота. Человек едва ли будет счастливым,
если он лишится возможности видеть прекрасное.
Итак, мы обязаны сохранить все видовое
многообразие животных и растений.
В контексте темы нашего исследования
также необходимо уделить внимание такому
термину как «экологическая
культура».
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас.
Также нужно отметить такое понятие как «экологическая игра». Экологическая игра – это игра, направленная на формирование знаний, умений и навыков в области экологии. Данные игры помогают преподавателям давать детям понятие об окружающем мире, о правилах взаимодействия в природе в процессе интересной для учащихся деятельности.
Помимо экологических игр в теме нашего исследования существует понятие экологического проекта.
Экологический проект – это ???
1.2
Формы экологического
воспитания. Экологическая
игра и проект как эффективные
формы повышения экологической
культуры.
«Экологическое
образование с его направленностью на
воспитание ответственного отношения
к окружающей среде должно явится стержнем
и обязательной составной частью общеобразовательной
подготовки учащихся. Одним их важнейших
принципов экологического образования
считается принцип непрерывности5».
«На основе ведущих дидактических
принципов и анализа интересов и склонностей
школьников были разработаны различные
формы экологического воспитания. Их можно
классифицировать на
а) массовые,
б) групповые,
в)индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся
по благоустройству и озеленению помещений
и территории школы, массовые природоохранные
компании и праздники; конференции; экологические
фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном
участке.
К групповым - клубные, секционные занятия
юных друзей природы; факультативы по
охране природы и основам экологии; кинолектории;
экскурсии; туристические походы по изучению
природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают
деятельность учащихся по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдения за
животными и растениями; изготовление
поделок, фотографирование, рисование,
лепка»6.
Основными критериями
эффективности массовых форм является
широкое участие школьников в природоохранной
деятельности, дисциплина и порядок, степень
активности. Их можно выявить путем систематических
наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм
экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава клуба,
кружка, секции, достижение коллективных
успехов. Здесь многое определяет содержание
и методика занятий; важен при этом и успех
коллектива, общественное признание его
заслуг окружающими. Сознание и чувство
причастности к делам такого коллектива,
даже если личные результаты скромны,
заставляет все членов сохранять верность
ему долгие годы. Построение воспитательного
процесса характеризуется прежде всего
вовлечением учащихся в предметно-преобразующую
деятельность: экологические проекты.
Цели экологических проектов - приучение
школьников к разумному природопользованию,
труду, сбережению естественных ресурсов,
усвоению практического опыта отношений
к естественной среде. Участие в деятельности,
особенно когда она осуществляется в коллективных
формах, выявляет способность считаться
с товарищами, оказывать им помощь, сочетать
деловые и личные интересы, ориентироваться
на правила поведения среди природы. «В
проектах может реализовываться уход
за просеками, участие в уборке урожая,
в посадке лесопарков. Также в рамках экологических
проектов могут проводиться операции,
акции, такие как: «Берегите птиц», «Спасём
ель». В процессе осуществления этих проектов
можно дать детям разработать плакаты,
сделать листовки с девизами призывающими
беречь природу и расклеить листовки в
районе школы, клуба. В качестве проекта
можно устроить детям трудовой десант
на близлежащие территории, убрать листья
и мусор. Результатом такой деятельности
будут практические знания и усилия школьников,
личный опыт воздействия на среду и сбережение
богатств, обогащение познавательных
интересов, потребность в деятельности
среди природы. Значительно активизируются
деловые отношения класса, растет взаимопонимание,
появляется стремление сравнивать себя
с товарищами,
подражать лучшим из них, заслужить уважение
и авторитет7». Также идеи проектов
могут появиться во время экскурсий,
прогулок по окрестностям. На них дети
могут встретиться, например, с загрязненными
родниками. Очистить родник от мусора
- дело рук каждого. «Если экскурсия проходит
в местности, для поверхности которой
характерны овраги и балки, то и здесь
дети могут приложить свои силы в борьбе
с оврагами. Чрезвычайно важно научить
детей самих искать такие полезные дела.
Перед экскурсией на природу учитель помогает
детям организовать рабочие группы, каждая
из которых получает свое задание. Важно,
чтобы во всех группах были и дети, которые
уже хорошо знакомы с особенностями природы
своего края, и дети, не проявляющие к ним
интереса. Такое сочетание даст возможность
в процессе работы обмениваться знаниями.
Организация выполнения заданий может
быть различна. В одном случае члены группы
выполняют разные задания: одни собирают
для коллекции растения, другие - горные
породы. В классе организовываются выставки
собранных на экскурсиях коллекций, рисунков
и т. д.8»
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из
следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник,
ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка
правил поведения в природе9".
«Чтобы успешно осуществлять экологическое
воспитание школьников, сам учитель, без
сомнения, должен отказаться от ряда традиционных
установок. Имеется в виду и внедрившаяся
в наше сознание стремление делить природу
на вредную и полезную, и глубоко ошибочного,
но весьма живучего лозунга "покорение
природы", "господство над природой"
и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное,
не особенно нужное, наконец, широко распространенный
взгляд на природу как на второстепенный
предмет.
Очень важно, чтобы учитель постоянно
искал новые, эффективные приемы обучения
и воспитания, целенаправленно пополняя
свои знания о природе10».
«Особым успехом среди школьников любого возраста пользуются игры. Именно поэтому необходимо не забывать о подобной форме экологического воспитания учащихся. При проведении экологических игр обязательно нужно заострять внимание детей на какие-либо экологические проблемы, проводить с ними небольшие беседы о взаимодействии с природой, оказывать на учащихся какое-либо воспитательное воздействие, формировать в процессе игр экологическую культуру школьников. Для данных целей могут быть использованы самые разные экологически направленные игры»11. Начинать ,конечно, следует с самых простых и по мере роста экологической осознанности учащихся начальной школы повышать уровень игр к более сложным, говорить с учащимися об экологических проблемах и катастрофах, более глубоко рассматривая процессы воздействия человека на окружающую среду, формировать причинно-следственные связи.
«До десятилетнего
возраста основным видом деятельности
ребенка является игра. В процессе игр
дети легче усваивают новые знания, получают
начальные представления о своих возможностях
и об окружающем мире. В школьном возрасте
границы познаваемого ребенком мира расширяются,
игры становятся более глубокими по содержанию
и более сложными чем в дошкольные годы.
Педагог, организуя игру должен учитывать
возрастные особенности детей. Младшим
школьникам нужно предлагать в основном
подвижные игры, в которых каждый ребенок
имеет возможность проявить себя индивидуально»12.
Экологические
игры бывают следующих видов:
2)кроссворды,
3)головоломки,
4)криптограммы,
5)викторины (викторины с поиском ответа; викторины с готовым ответом: найти верное, верю – не верю)
6)загадки
(загадки-вопросы; загадки-
7) словесные игры (словесно-логические: найди лишнее, продолжи ряд, узнай по описанию; словесно-ассоциативные: рассказ с ошибками, рассыпающиеся)
8) игры на сопоставление данных (лото)
9)подвижные игры
10) ролевые игры
В нашей курсовой работе мы хотим охарактеризовать и привести конкретные примеры нескольких наиболее популярных и интересных игр: викторина
Для начала мы хотим рассказать о такой форме игры, как викторина. Викторина - это самостоятельная форма игры, суть которой заключается в правильном ответе играющего на поставленный вопрос. По типу игры викторина является физически не активной и может быть как личной, так и командной. Основой викторины может быть любая детская игра – например игра «крестики-нолики», где команда выбирает клетку и получает вопрос. При правильном ответе она ставит в клетке свой знак, при неправильном – знак команды соперников. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков или первая заполнившая линию из трех клеток. Можно подвести итог по двум параметрам сразу и одних наградить за удачу, других – за знания.
Одним из интересных видов викторин является тип «верю – не верю». Эта игра дает интересные знания и вызывает у школьников интерес. (Приложение 1)
«Также занимательной формой игры являются загадки. Их можно рассматривать как особый вид викторин, где вопрос поставлен в нестандартной форме. Для правильно ответа на загадку отвечающему порой не требуется каких-то специальных знаний, а требуется смекалка. Отгадывая загадки, школьник пользуется не только механизмами памяти, как при ответе на вопрос. Он также использует механизмы мышления: сопоставление, анализ, абстрагирование, ассоциации. Загадки можно использовать в любой экологической игре. Проводить игру в загадки можно по-разному. Загадки могут быть одним из элементов более сложного задания, а могут быть и самостоятельным конкурсом. Их можно загадывать командам и присуждать бал первой ответившей команде, а можно загадывать загадки всей аудитории и давать балы тем, кто дал правильный ответ. Для учащихся младшего и среднего возраста во время учебных занятий с помощью загадок можно закрепить какие-либо экологические знания»13. (Приложение 1)
«Наиболее интересными в младшем школьном возрасте являются конечно подвижные игры. Подвижные игры - это игры, для проведения которых нужно большое пространство перемещения: парк, зал, спортивная площадка у школы.
Участники
подвижных экологических игр
являются и объектами этих игр. Многие
игры для младшего школьного возраста
как раз относятся к этому типу игр:
«У медведя во бору», «Домик зайца», «Белки
на дереве». По своей теме эти игры биологической
направленности. В них моделируются законы
экологии, и игроки в процессе игры видят,
как влияет то или иное условие на процветание
всех сообществ. Отличительной особенностью
практически всех подвижных игр является
мотивация всех участников. Участникам
этих игр гораздо важней и интересней
процесс игры, чем сам выигрыш, так как
в этих играх победитель постоянно меняется»14.
(Приложение 1)
Успех экологического
образования во многом определяется заинтересованным
участием всего или большей части педагогического
коллектива школы в организации экологически
направленной деятельности учащихся.
Если все педагоги школы будут стараться
связать свой предмет с экологией и будут
постоянно воздействовать на экологическое
сознание ребенка, то вне всякого сомнения
школьники вскоре научатся сами, без помощи
педагога, разумно смотреть на окружающий
мир, видеть в нем наш дом, стены которого
надо сохранять и беречь.
Заключение
Исходя из темы
нашего исследования, можно сделать следующие
выводы:
Проблема экологического воспитания и
образования существовала, и будет существовать
на протяжении развития общества. Правильное
экологическое воспитание позволит в
дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы человечества. Именно в младшем
школьном возрасте ребенок получает основы
систематических знаний. Здесь формируются
и развиваются особенности его характера,
воли, нравственного облика. Если в воспитании
детей упущено что-то существенное, то
эти пробелы появятся позже и не останутся
незамеченными. Постановка цели и задач
экологического воспитания позволила
определить содержание воспитательного
процесса. Выделены основные этапы сущности
процесса воспитания, тенденции и формы
экологического воспитания. Для каждой
формы выделены основные критерии эффективности:
массовость, стабильность, умение применять
экологические знания. Показателями воспитанной
личности служат: экологические знания,
умения, практические результаты, которые
выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной
работы по охране природы. Наиболее популярными
средствами обучения экологии являются
экскурсии, а также экологические игры
и проекты. Они позволяют выявить природные
связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое
воспитание получит дальнейшее развитие,
и будут исправлены недостатки учителей
и учебных методик, которые играют немаловажную
роль в воспитании младших школьников.
Список
использованной литературы:
1) Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание
младших школьников. / Русс. яз. - 1993. - №6.
2) Боголюбов С. А. Природа: что мы можем.
М. - 1987.
3) Виноградова Ю.Л. Экологическая игра.
// ГОУ СПбГДТЮ, 2001.
4) Воробьева А. Н. Экологическое образование
младших школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64.
5) Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению
во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983.
6) Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение,
1986.
7)Гришева Е. А. Задания экологического
содержания. М. Просвещение, 1993.
Жестнова Н. С. Состояние экологического
воспитания учащихся. // НШ. - 1989. №10-11.
8)Зверев И.Д.Экология в школьном обучении.-
М.,1980.