Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:53, курсовая работа
Цель – способствовать формированию экологического сознания. Выявить как участие детей второго класса в экологических играх и проектах может повлиять на поднятие уровня экологической сознательности. Доказать, что проводимые игры могут помочь детям научиться правильно взаимодействовать с окружающей средой.
Объем- 31 страница
Курсовая
работа
По предмету: флора и фауна
На тему:
«Формирование
экологического сознания учеников второго
класса через проведение экологических
игр и участии детей в экологических проектах».
Введение
«Они не слышат и не видят,
Актуальность формирования экологического
сознания у учеников начальной школы заключается
в том, что на данном этапе развития общества
люди не обладают достаточной экологической
культурой. «Большинство черт присущих
нам во взрослой жизни закладываются и
в нас с детства, и если ребенка с детства
не приучать к уважительному отношению
к окружающему миру, то скорее всего и
в более старшем возрасте он не будет уделять
должного внимания природе. Будет смотреть
на нее глазами потребителя.
Экологические проблемы носят глобальный
характер и затрагивают все человечество.
На современном этапе развития общества
вопрос экологического воспитания приобретает
особую остроту. Главная причина этого
- повсеместная экологическая безответственность.
В связи с этим необходимо усилить и больше
уделять внимания экологическому воспитанию
в современной школе уже с первых лет воспитания
детей1».
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школе задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
«Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное им анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей2». Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.
Все сказанное определило мой выбор
темы исследования: формирование
экологического сознания
учеников второго класса
через проведение экологических
игр и участии детей
в экологических проектах.
Актуальность
обусловлена противоречием между все
увеличивающимся негативным воздействием
антропогенных факторов на окружающую
среду и отсутствие эффективных экологических
технологий экологического образования
и воспитания.
Проблема – возможно ли посредством
экологических игр и разработки детьми
экологических проектов сформировать
экологическое сознание у учеников второго
класса.
Объект - процесс
формирования экологического сознания
учеников второго класса.
Предмет- возможность формирования экологического сознания учеников второго класса через проведение экологических игр и их участие в экологических проектах.
Цель – способствовать формированию экологического сознания. Выявить как участие детей второго класса в экологических играх и проектах может повлиять на поднятие уровня экологической сознательности. Доказать, что проводимые игры могут помочь детям научиться правильно взаимодействовать с окружающей средой.
Новизна – в работе были рассмотрены основные принципы формирования экологического сознания у детей, различные методики обучения детей экологическим основам, а также описано много новых игровых вариантов, методик, с помощью которых можно направить детей на верное понимание взаимодействия с окружающим миром.
Гипотеза – Мы предполагаем, что экологическое
сознание можно через проведение экологических
игр и проектов, при условии проведения
внеклассных экологических занятий не
менее двух раз в неделю, при разнообразии
игр и проектов и активном участии в них
учащихся второго класса и при условии
интересной подачи материала.
Задачи: 1. раскрыть
сущность экологического воспитания и
экологической культуры; 2. описать конкретные
экологические игры, при помощи которых
можно формировать экологическое сознание
у учащихся начальных классов.
Методы: 1.анализ психолого-педагогической и методической литературы; 2.анализ учебных программ для начальной школы.
Практическая ценность нашей курсовой работы заключается в том, что в ней описаны теоретические основы экологического воспитания и технологии повышения экологической культуры у подрастающего поколения.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из:
1.введения, где определяются объект, предмет, цель и задачи;
2. анализа использованной литературы.
3.основного содержания курсовой работы, где раскрываются основные понятия темы исследования, теоретические основы экологического воспитания и технология его осуществления;
3.заключения, посвященного основным выводам;
4.списка
использованной литературы, насчитывающего
названий.
22
апреля в 1969 году
возле американского
города Санта-Барбара
произошла страшная
экологическая катастрофа.
Тогда миллионы тонн
нефти вылились из скважин
в океан. Множество пеликанов,
журавлей, уток, морских
львов, других животных,
попавших в эту жирную
слизь, погибло. Это
событие стало моделью
возможной экологической
катастрофы и послужило
толчком к появлению
в календаре Дня Земли
– даты, когда человечество
должно задуматься над
своим отношением к
живому и над последствием
своих действий. С 1998
года День Земли официально
признается Российской
Федерацией.
«Земля – наш дом. Возможно,
это единственная обитаемая
планета в необъятной
Вселенной. Разве не
заслуживает она нашей
любви? Разве не достойна
она нашей изобретательности,
смелости и щедрости,
на которую мы только
способны в нашем желании
уберечь ее от разрушения,
истощения и гибели?
Увы, сегодня нас окружает
множество свидетельств
того, как человек выступает
не осторожным землепользователем,
а самоуверенным землевладельцем.
Люди забыли, что их
колыбель очень мала,
и не хотят понять, сколь
хрупка и неповторима
пульсирующая в ней
жизн»3ь.
22 апреля планета людей
отметила День Земли.
Нет, это не очередной
праздник, «красная
дата», которую обычно
сопровождают торжественными
речами, беззаботным
весельем и радостью.
Этот день – напоминание.
На пороге третьего
тысячелетия новой эры
проблемы охраны природы
становятся все актуальнее.
Как сохранить на Земле
неприкосновенный «золотой
запас» жизни – генетический
фонд животных и растений?
Экологическая культура,
экологическая грамотность
приобретают сегодня
особую важность, способствуют
росту общей культуры,
нравственности, чувству
ответственности за
планету людей. Для возможности
дальнейшей жизни на
Земле наших потомков
мы должны приложить
все усилия для ее сохранения.
Мы должны не только
сами бережно относиться
к своей планете, но
и формировать такое
отношение к ней наших
детей. С самого рождения
в человеке должны закладываться
понятия экологической
культуры, с самых ранних
лет должно прививаться
отношение к Земле как
к живому существу, обладающему
разумом и душой.
Анализ
использованной литературы.
В нашей курсовой работе мы использовали книги таких авторов как А.С. Малыгиной, А.Т. Зверева, Ю.Л. Виноградовой и других.
В первую очередь я хотела бы рассмотреть книгу «Мир природы и ребенок», написанную целым рядом педагогов таких как Л.А Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева, Е.Ф. Терентьева. Данные авторы через всю книгу проносят мысль о первостепенном значении экологического образования подрастающего поколения – школьников. Игры описанные ими направленные на обобщение и систематизацию знаний детей о природе, на формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем мире. Также в книге описываются игры типа экскурсий в природу, где новые знания школьников формируются методом наблюдения. На них учитель целенаправленно организует разнообразные исследовательские и поисковые действия. В процессе этих игр ученики изучают закономерности взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Также данные игры развивают любознательность и познавательный интерес у школьников, а также творческое и репродуктивное воображение. В книге подробно расписаны задачи и содержание экологических игр, экологического воспитания и экологической культуры подрастающего поколения. Адресована она студентам педагогических училищ – будущим учителям.
Также считаю необходимым проанализировать книгу Ю.Л. Виноградовой «Экологическая игра». В ней собраны игры из опыта работы отдела биологии СПбГДТЮ. Их можно использовать в любое время, в любом месте. Игры удобны в проведении, не требуют долгой предварительной подготовки и какого-то специального организованного пространства. В книге даны игры разных форм: викторины, загадки, словесные игры, развивающие творчество, а также ролевые игры. Их можно использовать при решении различных – как учебных, так и досуговых. С помощью данных экологических игр можно выявить знания ребенка об окружающем мире (растениях, животных), не выставляя оценку. В процессе игр формируется экологическое сознание школьников. Пособие адресовано в первую очередь учителям общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования биолого-экологических направлений.
Не менее важной для работы над темой формирования экологического сознания у младших школьников является книга «Экология для начальной школы. Игры и проекты» И.В. Цветковой. Данная книга содержит более 50 экологических проектов младших школьников и может рассматриваться как пособие-путеводитель по преобразованию окружающего мира в процессе взаимодействия учеников и педагога с окружающей природой и социальной средой. В пособии предлагаются подробные разработки экопроектов, которые можно реализовать в практической профессиональной деятельности педагога и с помощью которых можно направить положительную созидательную энергию детей в процесс познания окружающего мира, а также наглядно показать детям как они могут помочь природе. Проекты направлены на привитие воспитанникам экологической и нравственной культуры. Они отличаются жизненностью, простотой реализации, разнообразием. Рассчитаны на разные времена года. В некоторых из проектов имеется элемент соревнования (но не конкуренции) также служащий активатиции учащихся в деле экологии. Книга адресована учителям начальной школы и служит прекрасным пособием для организации уроков.
Также в своей курсовой работе я пользовалась книгой А.С. Малыгиной, которая называется «Игры и загадки на уроках природоведения». В ней собраны сюжетные, ролевые, подвижные (с мячом) игры, а также игры построенные на основе загадок. Книга состоит из двух частей. В первой части приводятся игры по разделам: животные, растения, времена года, полезные ископаемые, а также общий раздел, в котором перемешаны все перечисленные раннее компоненты книги. Во второй части - собраны загадки, порядок расположения которых следующий: неживая природа, растения, животные.
Игры описанные в данной книге А.С.Малыгиной могут быть включены уроки природоведения, экологии или в сравнительно пока молодой предмет: «Мир вокруг нас». Методически правильное включение описанных игр в урок не отвлекает от учения, а способствует активизации умственной работы, делая ее более привлекательной и интересной. Каждая из игр направлена на выполнение конкретной задачи и имеет свои цели. Пособие адресовано педагогам общеобразовательных учреждений с целью помощи им в проведении тематических разминок в течении уроков.
В последние 20 лет значительно возросло
внимание ученых к исследованию проблем
экологического воспитания и образования.
Особый интерес представляют работы Н.
М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева,
Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова,
А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского
и др., которые рассматривают различные
аспекты экологического воспитания и
образования учащихся в учебно-воспитательном
процессе и при организации общественно-полезной
работы по охране природы. Сегодня идеи
современной комплексной экологии активно
внедряются в практику обучения и воспитания
младших школьников. Однако, многообразие
трудов, школ, вариативность программ
обучения, творческих разработок порождают
множество проблем и вопросов.
Глава 1.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Несомненно ключевым понятием темы курсовой работы является «экология».