Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:06, дипломная работа
Цель работы - выявление факторов, влияющих на формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Провести анализ источников по темам формирование интереса и мотивации учебной деятельности и психофизиологическим особенностям исследуемого возраста.
Рассмотреть условия формирования устойчивого интереса и положительной мотивации у учащихся пятого класса.
Осуществить экспериментальное изучение факторов формирования мотивации у учащихся пятых классов.
Введение
Глава 1. Основы формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.1 Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.2 Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.3 Факторы, влияющие на формирование интереса к иностранному языку у пятиклассников
Глава 2. Проблема формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
2.1 Возрастные особенности учащихся пятого класса
2.2 Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса
2.3 Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов в формировании интереса к иностранному языку у пятиклассников
Заключение
Библиография
Приложение 1. Опросник “Мой класс"
Приложение 2. Методика изучения отношения к учебным предметам (Казанцева Г.Н.)
Приложение 3
Также у учащихся продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Различные формы речи, в том числе письменная, также развиваются.
Что касается влияния родителей, то оно уже ограничено, не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей.
Общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. "Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности" [9, C.93]. Общаясь с друзьями, пятиклассники активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Их внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".
Как было замечено, влияние в коллективе является важным фактором для пятиклассников. "У подростков на первом плане - сверстники" [9, C.94]. Нередко некоторые из них рассматривают отметку как возможность занять в классе более высокое положение. Влияние коллектива в этом возрасте настолько велико, что учащиеся воспринимают и своих учителей через призму общественного мнения. Бывает, что ради одобрения одноклассников, пятиклассники идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину, не испытывают при этом ни малейших угрызений совести. Гигантское значение сверстников подтверждается и тем доверием, которым учащиеся награждают их. "По некоторым данным, в свои любимые занятие учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже - родителей и совсем редко - учителей" [9, 94].
К пятому классу иногда всплывают некоторые пробелы в знаниях, которые необходимо ликвидировать. Учитель должен стараться помочь преодолеть такие трудности как неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Стоит заметить, что это нелегкая задача.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Несмотря на заметное стремление у пятиклассников к тому, чтобы казаться взрослыми, игра занимает в жизни учащихся этого возраста значительное место. Причиной для использования игровой деятельности в учебном процессе является тот факт, что пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели. Но в случаях, когда цель их не привлекает, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более, внутренних препятствий.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему [9], [17].
Эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что пятиклассники охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу" отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям [4], [17].
В помощь учителю идёт такое средство как юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко, если они представлены в шутливой форме
Касательно темы неуспеваемости в пятом классе, стоит добавить, что в этом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и прочее).
"Поэтому и в учебных занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования" [9, С.5].
Подходя ближе к проблеме неуспеваемости в пятом классе, стоит помнить, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием" [4, C.5]. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе, необходимо, как уже отмечалось выше, учитывать психологические особенности данного возраста. Также нужно знать уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в пятый класс. Естественно, невозможно без анализа причин неуспешного адаптационного периода нахождение путей коррекции трудностей адаптации школьника. Учителя должны стараться осуществить как можно более плавный и постепенный переход от начальной к основной ступени образования. Из-за полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: темп его деятельности замедляется, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. "Учащиеся чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия" [4, C.7]].
В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативны и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, в основе которой лежит классная работа с учебником [4], [9]. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, "основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи, описания, апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных". Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания [4].
Подчас учителя, работая со старшеклассниками, переключаются на пятый класс и, находясь под впечатлением первых, перегружают учащихся. Такие требования пока являются неоправданными, так как предполагается, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно.
Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Также нужно создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить) [4].
Часто стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с учителем. Пятиклассники стараются скрыть свои переживания задетого самолюбия под маской безразличием или равнодушием. "Особую роль в формировании положительного отношения подростков к процессу обучения играют несколько факторов - это, во-первых, эмоциональный характер изложения материала, проблемная и поисковая деятельность дающая возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка на успех. ". [29, С.22]
Признавая права пятиклассников на относительно большую независимость и самостоятельность, не лишая при этом их взаимоотношения должного количества контроля, учитель в формировании личности своих подопечных должен опираться на чрезвычайно характерное для учащегося данного возраста эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно значимым [4].
Младший школьный возраст, к которому относятся пятиклассники - сложный период не только для учителя, но и для самих учеников. Однако, учитывая психические и физические особенности, при творческом подходе талантливый педагог сможет наладить конструктивный диалог с коллективом учащихся пятого класса.
Итак, при анализе литературы и методических источников по теме мотивации было выявлено, что результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса её формирования. Зная необходимость исследования мотивации, мотивов и эмоций, способствующих появление и удержанию у пятиклассников к предмету иностранного языка, были выделены некоторые методики для достижения этой цели.
Одним из эффективных, однако, требующим большого количества времени методов, является наблюдение. Этот широко известный в психологии и педагогике метод предполагает наблюдение повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся. Метод является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Важной характеристика метода заключается в том, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения.
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение как целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта [8] может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Также, исходя из того, что хорошо успевающие ученики [6] обычно имеют высокую мотивацию, целью изучения стали оценки контрольного класса. С оценкой связаны и социальные мотивы - это, подчас, уважение одноклассников, хорошее отношение учителя и похвала со стороны родителей учащегося [21].
В связи с этим уместен был анализ успеваемости учащихся. Как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе была включена беседа с преподавателем иностранного языка в контрольных классах и классным руководителем. Беседа является сбором предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования [8].
Важным фактором влияния на формирование интереса в пятом классе становится коллектив. Так как переоценить этот компонент просто невозможно, диагностики по определению сплоченности коллектива, наличия связей и группировок и характера атмосферы внутри класса. Для этих целей идеально подходят социометрический срез и опросники [54]. Социометрические методики и различные опросники призваны установить структуру личных отношений в группе учащихся, в определении социального статуса каждого ученика. В данном случае учащимся предлагалось написать имена трёх учащихся, которых бы они пригласили на день рождения.
Однако, учитывая, что в определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно для младшего подросткового возраста, решено было использовать в дополнении опросник "Мой класс" [14].
Для диагностики в сфере мотивации учения и эмоционального отношения к учению была использована методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности в модификации А.Д. Андреевой [14]. Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
Информация о работе Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса