Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат
Сосновцева Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Волгоградской государственной специальной (коррекционной) школы- интерната V вида № 6 для детей с тяжелыми нарушениями речи. ( Моб. тел. 8 988 399 29 27).
Как показывает педагогическая практика у детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями, прослеживаются нарушения и неречевых процессов. Практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой, а зачастую и общей.
При обследовании у таких детей отмечаются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Наблюдаются отклонения в формировании мелкой моторики рук: они не умеют загнуть и разогнуть поочерёдно пальцы, одновременно сжать два кулака, им трудно держать ручку, карандаш, плохо работают с ножницами.
Зная, что структура
дефекта речи определяет многоплановость
коррекционно-воспитательной работы и
требует комплексного воздействия
на ребенка. В этом комплексе немалое
место занимает формирование чувственного
восприятия, т.е. сенсорное воспитание,
так оно служит основой всего процесса,
знакомство детей с окружающим миром и
выработки у них элементарных представлений
о явлениях природы и общественной жизни.
Чувственное познание лежит в основе формирования
конкретного, а затем и логического мышления.
Оно служит необходимой основой и для
формирования мышления и речи.
Итак, мышление дошкольника очень конкретное,
он мыслит образами, картинами. Следовательно,
проблема развития мышления и речи ребенка
связана с проблемой представлений, т.е.
с чувственной основой. Оторванное от
конкретной, чувственной основы, слово
теряет свой смысл или приобретает новый,
сугубо индивидуальный для говорящего,
т.е. теряет свою коммуникативную функцию.
Язык теснейшим образом связан с логической
структурой познания. Но при формировании
самых абстрактных понятий сохраняется
чувственная основа. Особенно важно это
положение учитывать в процессе начального
обучения, так как в структуре процесса
место чувственного познания изменяется
с возрастом. У маленького ребенка оно
является основой его умственного и физического
развития.
При аномальном развитии задачи несколько
изменяются. Появляется необходимость
в развитии функции отдельных анализаторов
(слухового, зрительного, тактильного).
В ряде случаев непосредственно работе
предшествует этап, на котором формируются
понятия цвета, формы, пространственные
и временные представления. Проводятся
упражнения, в ходе которых развивается
фонематический слух и слуховое внимание.
Задачи сенсорного воспитания зависят
от уровня речевого развития ребенка.
Грубые сенсорные нарушения особенно
характерны для первого и второго уровней
речевого развития. В этот период идет
формирование представлений о цвете, форме
предметов, об их пространственных отношениях.
На втором и
третьем уровнях речевого развития
начинает формироваться связная
речь детей и появляется возможность
начать работу по развитию фонематического
слуха. На этих уровнях задачи сенсорного
воспитания приближаются к задачам,
сформулированным для детей с нормальным
речевым и психологическим развитием.
Следовательно, задачей сенсорного воспитания
является знакомство детей с отдельными
свойствами предметов и обучение обобщенным
приемам обследования предметов окружающей
действительности.
На занятиях изобразительной деятельностью
можно успешно развивать коммуникативные
навыки. Развитие речевого общения предполагает
постепенную подготовку всё более сложных
речевых моделей для накопления их детьми
и употребления в активной речи по мере
их усвоения. Ответ на вопрос одним словом
или сочетанием сменяется построением
предложения разных конструкций: простое
нераспространенное предложение, распространенное
предложение; из сложных - сложноподчиненное
предложение. Предусматривается построение
разных конструкций, отвечающих характеру
общения: побудительное, повествовательное,
вопросительное и восклицательное предложения.
Как и на занятиях, изобразительной деятельностью,
в процессе конструирования решаются
специальные коррекционные задачи по
развитию речи детей, обогащается словарь,
совершенствуется разговорная речь, подготавливается
появление связной речи и т.д.
В процессе конструирования
дети практически получают конкретные
представления о различной
На занятиях изобразительной деятельностью
и конструированием необходимо создавать
атмосферу доброжелательности и взаимопонимания,
Такие условия способствуют установлению
тесного контакта между взрослым и ребенком,
вызывают у ребенка желание общаться посредством
речи, подражать речи логопеда.
|
Иванищина Ольга
Николаевна -
методист МОУ ДС 285 Красноармейского
района города Волгограда.
Автор большинства материалов
данного сайта.
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ruКак отправить нам свой материалКак получить сетификат-подтверждение о публикации на сайте
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"The Simpsons" является зарегистрированной торговой маркой корпорации FOX. | Все для детского сада © Сайт Иванищина Алексея |
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В ДОУ компенсирующего вида зачисляются
дети с тяжелыми нарушениями речи
(далее - ТНР). Логопедическая практика
показывает, что с каждым годом
увеличивается количество детей с дизартрией,
стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной
алалией, заиканием, ринолалией. В связи
с этим в последние годы среди логопедов
получила широкое применение здоровьесберегающая
практика. Авторы коррекционных методик
по устранению ТНР значительную роль отводят
развитию физиологического и речевого
дыхания, которое у детей с указанными
речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова,
В. И. Селиверстов, А. Г Ипполитова, З. А.
Репина, М. Е. Хватцев).
Дыхание входит в сложную функциональную
речевую систему. Периферические органы
слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно
связаны и взаимодействуют между собой
на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый
из органов речи имеет свою функцию. По
мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них
отразится на деятельности остальных
органов. Поэтому так важна роль дыхания
как «пускового механизма» в начале постановки
звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения
в логопедической практике.
Существуют определенные методики, направленные
на восстановление этой важной функции
дифференциация ротового и носового выдоха
у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой;
снятие напряжения с мышц всего тела и
органов артикуляции у заикающихся детей
Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие
и целительные методики К. П. Бутейко, А.
Н. Стрельниковой; образная гимнастика
по М. Норбекову и др. Суть этих методик
заключается в осознанном управлении
всеми фазами акта дыхания через тренировку
дыхательных мышц и регулировку работы
дыхательного центра, что влияет на оздоровление
организма.
Разработанные методики используются
логопедами частично, и их приходится
адаптировать к логопедической практике,
так как тренинговые комплексы неинтересны
детям, трудны для них и малопонятны. Кроме
того, не все из них соответствуют природе
ребенка. Значительная часть методик не
учитывает положения А. А. Леонтьева, А.
Р. Лурия о мотивации как главного фактора,
определяющего качественное порождение
речевого высказывания. В настоящее время
также недостаточно разработаны вопросы
положительной мотивации правильного
дыхания в ходе коррекции речи, образности,
формирования внимания к ощущениям в акте
дыхания, использования нестандартного
оборудования, оптимизирующего процесс
постановки речевого дыхания.
Здоровьесберегающая технология формирования
правильного речевого дыхания у детей
6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ,
направлена на физическое развитие и укрепление
здоровья детей с речевой патологией,
на развитие физических качеств и двигательной
активности, на целенаправленное воздействие
на дыхательную и голосообразовательную
функциональные системы организма с целью
преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного
процесса с использованием полифункционального
оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное
оборудование может служить различным
целям, тем самым оно становится полифункциональным
и включает в себя сухой бассейн, фитболы,
пузырьковую колонну, светящуюся нить,
подвесные конструкции, массажные коврики,
фонотеку
Оборудование условно можно разделить
на два блока: релаксационный (который
решает задачи опосредованного массажа
и релаксации, растормаживания речевых
зон, стимуляции кинестезий разных модальностей)
и активационный (стимулирует двигательные
функции и нервно-психические процессы,
тренирует дыхательную мускулатуру, формирует
темпоритмические характеристики речи).
Опыт использования этого ПФО наработан
в ходе инновационной деятельности нашего
ДОУ Педагогами созданы методические
рекомендации по увеличению двигательной
активности, формированию сенсомоторного
и графомоторного опыта у детей. На наш
взгляд, мы можем эффективно использовать
возможности этого оборудования и в целях
формирования правильного физиологического
и речевого дыхания как одного из важных
составляющих развития правильной речи.
Условием реализации данной технологии
является наличие в ДОУ организованной
мультисенсорной среды: сенсорная комната
с ПФО; физкультурно-музыкальный зал с
современным игровым оборудованием; уголки
для развития дыхания с нестандартным
оборудованием и подвесными конструкциями
в групповых помещениях. Составляющие
мультисенсорной среды позволяют педагогам
создавать игры и упражнения на формирование
дыхательной функциональной системы.
Наша технология обладает некоторыми
особенностями и принципиальными отличиями
от существующих рекомендаций по развитию
дыхания. Основная часть игр и упражнений
проходит в специально организованной
среде с использованием ПФО. Оборудование
создает условия для возникновения положительных
эмоций у детей во время работы над дыханием.
Оно может использоваться как предмет,
опора, препятствие, создающее сопротивление;
как отягощение, ориентир, амортизатор,
массажер, средство контроля. В основе
нашей технологии лежат как традиционные,
так и нетрадиционные дыхательные техники,
гимнастики и упражнения. Одним из положительных
моментов этого метода является тренинговый
характер.
Комплексное воздействие на дыхательную
систему ребенка осуществляется нами
в двух аспектах:
• участие в процессе коррекции разных
специалистов (логопеда, воспитателя,
музыкального руководителя, инструктора
по физическому воспитанию);
• использование дыхательных упражнений
в течение дня в разных режимных моментах
(логотренинги, прогулки, самостоятельная
деятельность, занятия).
Этапы работы
На
I этапе мы создаем
фундамент для формирования правильного
дыхания на основе сохранных функциональных
систем детского организма. Опираясь на
имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные
навыки, мы учим его направлять внимание
на тот орган, который подвергается коррекции,
и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль
позвоночника. Средством реализации этих
задач являются упражнения и эмоционально-игровые
настрои. Так, упражнения «Медвежонок
в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи
бега» побуждают детей к утрированию дыхания,
к регуляции его частоты и места возникновения.
Упражнение «Великан» способствует релаксации
и растяжению позвоночника. Игра и положительные
эмоции увеличивают мотивацию детей и
повышают их способность к волевому усилию.
На
II этапе приоритетной
становится тренировка дыхательных мышц
с целью увеличения дыхательного объема
и улучшения качественных характеристик
движений дыхательной мускулатуры. Формирование
качественных характеристик движений
происходит на контрасте напряжения и
расслабления. Поэтому мы помогаем детям
максимально расслабляться, применяя
игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец»,
«Отдых», а также учим чередовать напряжение
и расслабление сначала крупных мышц,
затем дыхательных (игры «Полоскание»,
«Гора» И др.). Улучшить качественные характеристики
движений мышц, участвующих в акте дыхания
(шеи, гудино-ключично-сосцевидных), помогают
игры-упражнения «Буратино удивился»,
«Колобок», «Надави на бортик» (затылком,
лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных
мышц способствуют упражнения «Ёжики»,
«Водный велосипед», «Переложи шарики
ногами», «Бревнышки» .
Таким образом, для развития нервно-мышечного
аппарата мы используем специальные игровые
упражнения с ПФО, направленные на увеличение
силы сокращений дыхательных мышц, на
повышение их выносливости, что укрепляет
мышечный корсет и вертикаль позвоночника,
способствует улучшению обменных процессов,
влияющих на акт дыхания.
Задачи
III этапа:
• создание активного вдоха с акцентом
на качественные его характеристики (силу,
скорость и объем воздушного потока);
• регуляция дыхательного ритма. Отработка
этих навыков дыхания способствует улучшению
аэродинамики воздушного потока, созданию
внутриклеточного сопротивления и активизации
рефлексогенных зон верхних дыхательных
путей. Мы учим детей контролировать и
регулировать длительность и глубину
вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и
направленность выдоха формируют упражнения
«Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной
задержке дыхания способствуют игры «Поиграй
со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом
использования этих упражнений является
сформированный стереотип правильного
дыхания.
Задачи
IV этапа:
• автоматизация нижне-реберного диафрагмального
типа дыхания;
В основу наших тренинговых циклов легли
упражнения парадоксальной гимнастики
А. Н. Стрельниковой, согласно которой,
тренировочный эффект усиливается благодаря
созданию дополнительного сопротивления
как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной
струи. Тренинги, предложенные этим автором,
мы адаптировали к нашему игровому оборудованию.
В основу адаптированных игр положен принцип
парадоксального дыхания, который призваны
сформировать игры упражнения «Пожарники»,
«Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай
мячики», «Покачай игрушку на животе».
При проведении этих упражнений детям
дается установка - делать шумный вдох
носом на максимум движения, а выдох произвольный.
При этом оборудование создает дополнительное
сопротивление или нагрузку
Рассматривая физиологическое дыхание
как один из факторов здоровьесбережения
ребенка, а речевое - как фундамент для
формирования устной речи, нам удалось
удовлетворить потребности детей в двигательной
активности и различных формах деятельности,
сообразной их природе; сформировать фундамент
дыхания в наиболее сжатые сроки и без
ущерба для психофизического здоровья
ребенка и педагога; вызывать и закрепить
у детей энергетический экономный тип
дыхания, который лежит в основе речевого
дыхания; обеспечить комплексное развитие
всех систем, отвечающих за речевое высказывание
(мимический и артикуляционный праксис,
голосообразование и просодия).
ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
• «Медвежонок в берлоге»
Цель. Активизировать глубокий
спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание. Дети ложатся в сухой
бассейн-берлогу, удобно устраиваются
на разбросанных в нем мячах и поворачиваются
с боку на бок.
Педагог.
Медведь в берлоге сладко спит
И шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох
произвольный.
• «Страшный сон мышонка»
Цель. Направить внимание детей
на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом бассейне)
спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они
дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.
• «Заячьи бега»
Цель. Стимулировать глубокое,
частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся
на поляне, догоняют друг друга, прыгая
на фитболах. После слов педагога, что
зайцы устали, дети останавливаются, дышат
глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося
зайца.
• «Великан»
Цель: Формировать вертикаль позвоночника.
Педагог. Дети, представьте, что
сенсорная комната - это пещера гномов,
добывающих самоцветы. Светильники не
способны показать нам все великолепие
драгоценных камней, сокрытых в глубине
пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего
воздуха. Сверху давит каменный потолок.
Каждый из вас - могучий великан, который
с радостью помогает гномам удерживать
этот каменный свод. Вы уверены в своих
силах, и это видно по вашим телам. Вы очень
прямые и высокие, живот втянут, головой
вы устремлены вверх, тянетесь макушкой,
плечами все выше и выше! Вы становитесь
выше и стройнее. Почувствуйте, как вы
красивы, могучи и надежны. Все самоцветы
подземелья у ваших ног. Гномы благодарят
вас за помощь маленьким труженикам. И
вы делаете это для них с радостью и любовью.
• «Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять
мышцы всего туловища с последующим напряжением
их.
Описание. Дети лежат на ковриках,
руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм» дети сворачиваются
калачиком, напрягаются. «Шторм закончился»
- дети снова расслабляются, ложатся свободно.
• «Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному
вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями
рук.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне
на спине.
Педагог
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх - вдох, на выдох опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх,
скользят ладонями по лежащим в бассейне
мячам; делают вдох, выдох, опуская руки
через стороны вниз.
• «Ленивец»
Цель. Удерживать позу общего расслабления.
Описание. Дети ложатся животом
на мячи-гиганты.
Педагог.
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.
• «Отдых»
Цель. Учить расслаблять мышцы
шеи и плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах,
широко расставив ноги, держа руки вдоль
туловища, и отдыхают. опустив голову на
грудь. Педагог осуществляет контроль
за качеством расслабления детей.
• «Полосканue»
Цель. Учить выполнять упражнение
с усилием, преодолевая сопротивление.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна,
опустив в него руку (ногу), и выполняют
движения вправо, влево и вглубь с последующим
встряхиванием воображаемых брызг.
Педагог.
Руки в бассейн опущу,
Тщательно прополощу.
Ну, а потом по порядку
Выну, стряхну, разотру.
• «Гора»
Цель. Развивать силу и амплитуду
движений мышц плечевого пояса.
Описание. Дети стоят возле сухого
бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
Педагог.
Это, конечно, не Эверест
Гору нагреб я руками.
Горы покруче, наверное, есть.
Попробуйте, сделайте сами!
• «Буратино удивляется»
Цель. Активизировать мышцы плечевого
пояса.
Описание. Дети сидят на мячахгигантах.
Педагог.
Удивляется полено:
- Папа Карло, где колено?
Поднимает плечики,
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое,
потом левое плечо.
• «Колобок»
Цель. Формировать плавность и
амплитуду движения мышц шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
Педагог.
Покатился колобок
С левого на правый бок.
А потом на спинке,
Будто по тропинке.
Дошкольная
педагогика, 2007 - №1
Единый реферат-центр России и СНГ
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Регистрация
Меню
Добавить свое объявление
Загрузка...
·
Астрономия и космонавтика
·
Банковское, биржевое дело и страхование
·
Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
·
Биология и естествознание
·
Бухгалтерский учет и аудит
·
Военное дело и гражданская оборона
·
География и экономическая география
·
Геология, гидрология и геодезия
·
Государство и право
·
Журналистика, издательское дело и СМИ
·
Иностранные языки и языкознание
·
История и исторические личности
·
Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника
·
Краеведение и этнография
·
Кулинария и продукты питания
·
Культура и искусство
·
Литература
·
Маркетинг, реклама и торговля
·
Математика
·
Медицина