Формирование двигательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Сосновцева Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Волгоградской государственной специальной (коррекционной) школы- интерната V вида № 6 для детей с тяжелыми нарушениями речи. ( Моб. тел. 8 988 399 29 27).

Как показывает педагогическая практика у детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями, прослеживаются нарушения и неречевых процессов. Практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой, а зачастую и общей.

При обследовании у таких детей отмечаются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Наблюдаются отклонения в формировании мелкой моторики рук: они не умеют загнуть и разогнуть поочерёдно пальцы, одновременно сжать два кулака, им трудно держать ручку, карандаш, плохо работают с ножницами.

Работа содержит 1 файл

Режим двигательной активности.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

Зная, что структура  дефекта речи определяет многоплановость  коррекционно-воспитательной работы и  требует комплексного воздействия  на ребенка. В этом комплексе немалое  место занимает формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, так оно служит основой всего процесса, знакомство детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления. Оно служит необходимой основой и для формирования мышления и речи. 
Итак, мышление дошкольника очень конкретное, он мыслит образами, картинами. Следовательно, проблема развития мышления и речи ребенка связана с проблемой представлений, т.е. с чувственной основой. Оторванное от конкретной, чувственной основы, слово теряет свой смысл или приобретает новый, сугубо индивидуальный для говорящего, т.е. теряет свою коммуникативную функцию. Язык теснейшим образом связан с логической структурой познания. Но при формировании самых абстрактных понятий сохраняется чувственная основа. Особенно важно это положение учитывать в процессе начального обучения, так как в структуре процесса место чувственного познания изменяется с возрастом. У маленького ребенка оно является основой его умственного и физического развития.  
При аномальном развитии задачи несколько изменяются. Появляется необходимость в развитии функции отдельных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). В ряде случаев непосредственно работе предшествует этап, на котором формируются понятия цвета, формы, пространственные и временные представления. Проводятся упражнения, в ходе которых развивается фонематический слух и слуховое внимание. Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.  
Грубые сенсорные нарушения особенно характерны для первого и второго уровней речевого развития. В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.

На втором и  третьем уровнях речевого развития начинает формироваться связная  речь детей и появляется возможность  начать работу по развитию фонематического  слуха. На этих уровнях задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психологическим развитием. Следовательно, задачей сенсорного воспитания является знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности. 
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.  
Как и на занятиях, изобразительной деятельностью, в процессе конструирования решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.

В процессе конструирования  дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, .справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси. 
На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подражать речи логопеда.

ИСТЕМА УГЛУБЛЁННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТСТАВАНИЕМ В РАЗВИТИИДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Авторы: Посягина Н.И. – учительлогопед, I квалификационная категория, Меркурьева О. Б. инструктор по физической культуре, I квалификационная категория, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад N 21», г. Добрянка, 2011 г.

Одной из задач  дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в  развитии ребёнка. Нарушения речи можно  исправить только при систематической работе. Во многих ДОУ России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей. В условиях работы логопункта детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную помощь в развитии всех компонентов языковой системы.  
Ежегодно в нашем детском саду на логопункт по решению ПМПК ДОУ зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с нарушениями звукопроизношения. По данным начального логопедического обследования за последние 3 учебных года (20072010гг.) 7080% детей имеют нарушение всех компонентов речи (ОНР III уровня, ОНР IV уровня). 
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт, выявляет низкий уровень физической подготовленности у 6070% детей. 
Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве. 
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.  
Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики школ, в значительной мере обусловлены недостаточностью здоровьесберегающей работы в дошкольном возрасте.  
Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка.  
Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии «Радуга здоровья».  
Цель работы: преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы посредством использования разнообразных методов коррекционной работы. 
Задачи: обогащать познавательноречевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки; 
формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве;  
вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственноволевые качества личности; 
содействовать становлению субъективноценностного отношения к своему здоровью.

План организации работы

Перечень  мероприятий Сроки проведения Исполнители
Формы работы Содержание  работы    
Организационный этап
Обследование 

Анкетирование  
Изучение 
медицинских карт

Родительское  
собрание

Логопедическое  обследование детей подготовительных к школе групп.  
Диагностика показателей двигательных качеств детей, нуждающихся в логопедической помощи. 
Исходное анкетирование родителей с целью сбора общих сведений о ребёнке, анамнеза. Изучение медицинских карт для выявления состояния здоровья детей. 
Представление программы на родительском собрании.
1неделя 
сентября

2 неделя 
сентября

2 неделя  
сентября

3 неделя 
сентября

учитель логопед 

инструктор по физ. культуре

учитель логопед 

учитель логопед 
инструктор по физ. культуре

Коррекционно – оздоровительный этап
Интегрированные занятия (технология к.п.н. М.В. Грибановой) 
Досуговые мероприятия
Проведение  интегрирован 
ных физкультурно – речевых занятий.

Проведение развлечений: 
«Радуга здоровья»,«Зимние забавы», «Выпускники».

3 неделя сентября 
3 неделя мая

3 неделя 
сентября, 
3 неделя 
января, 
2 неделя мая

учитель логопед  
инструктор по физ. культуре

учитель логопед  
инструктор по физ. культуре

Оценочный этап
Мониторинг Сравнительный анализ показателей здоровья (в начале и конце года) май учитель логопед  
инструктор по физ. культуре
 

Система углубленной  работы коррекционной студии «Радуга  здоровья» может использоваться в общеобразовательных учреждениях  всех типов, а также применяться  родителями с детьми, не посещающими  детские учреждения. Игры и упражнения, включенные в систему, могут быть использованы педагогами в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.  
Данная система рассчитана на один учебный год для детей подготовительной к школе группы. Интегрированные занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале. Продолжительность занятия 3035 минут.  
Календарнотематический план коррекционной студии «Радуга здоровья».

Месяц Неделя Лексическая тема Тема интегрированного занятия
Сентябрь 12 Обследование  речи и диагностика показателей  двигательных качеств детей.
3 Вводное занятие. «Радуга здоровья».
4 Детский сад. «В детском  саду».
Октябрь 5 Осень. Деревья. «Золотая осень».
6 Ягоды. Грибы. «В лес идём».
7 Овощи. Фрукты. «Собираем урожай».
8 Перелётные  птицы. «Путешественники».
9 Домашние животные, птицы. «День в деревне».
Ноябрь 10 Дикие животные. «Прогулка в  лес».
11 Наша Родина – Россия. Родной город. «Наша Родина».
12 Дом. Мебель. «Наш дом».
13 Домашние электроприборы. «Домашние помощники».
Декабрь 14 Зима. «Зима пришла».
15 Зимующие птицы. «Вороны, воробьи, синицы…».
16 Игрушки. «Любимые игрушки».
17 Новогодний  праздник. «Новый год».
Январь 18 Зимние развлечения. «Зимние забавы».
19 Жители водоёмов. «Подводное  царство».
20 Человек. Части  тела. «Девочки и  мальчики».
Февраль 21 Посуда. Продукты питания. «Ждём гостей».
22 Одежда, обувь, головные уборы «Модники и  модницы».
23 День защитника  Отечества. «Наша Армия  сильна».
24 Профессии. «Все работы хороши».
Март 25 Женский день. Профессии мам. «У мамы руки золотые».
26 Транспорт. ПДД. «Весёлые путешественники».
27 Спорт. Здоровье. «Спорт, здоровье, Я».
28 Животные Севера. «Путешествие  на Север».
Апрель 29 Животные жарких стран. «В Африке».
30 Космос. «Юные космонавты».
31 Весна в природе. «Весна пришла».
32 Цветы. «На лугу».
33 Насекомые. «На солнечной  полянке».
Май 34 Школа. Школьные принадлежности. «Выпускники».
3536 Обследование  речи и диагностика показателей  двигательных качеств детей. Мониторинг коррекционной работы.
 

Системообразующей единицей работы является комплекснотематическое планирование, ведущим принципом  которого является интеграция познавательноречевой и физической деятельности детей. 
Структура занятия включает 7 этапов (соответствует 7 дорожкам радуги):  
1) вводная беседа и разминка. 
2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия; 
3) упражнения на развитие координации речи с движением;  
4) лексикограмматические игры; 
5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков; 
6) подвижные и малоподвижные игры; 
7) релаксация.

Все структурные  элементы занятия тесно переплетены  между собой и органично связаны  одной лексической темой. В физкультурноречевых  занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи.  
Пример содержания работы по теме интегрированного занятия

Тема Содержание содеятельности Предполагаемый результат
занятие  
N 24 
«Весёлые путешест 
венники».  
(транспорт, правила дорожного движения).
1.Беседа о транспорте, назначении
Разминка: Ритмический танец «Весёлые путешественники».  
2.Артикуляционные, дыхательные упря: «Лодочка», «Трамвай», «Грузовик высыпает груз», «Прокололась шина», «Насос».  
Пальчиковая игра «Метро»  
(Е. Железнова «Десять мышек»)
Развитие фонематических процессов: Игра «Узнай слово»
3.Координация речи с движением: Упражнение «Едем на машине…».  
4.Лексикограмматические игры: «Одинмного», «Дорожные знаки»
5.Развитие движений: «Самолёт взлетает», «Летит», «Воздушные ямы» (упр. на мячахфитболах). 
6.Подвижная и малоподвижная игры: «Цветные автомобили», «Светофор»
7. Релаксация.
Знание о транспорте, его многообразии, назначении, особенностях, правил и навыков безопасного поведения на дорогах города. 
Умения узнавать слова по первому и последнему звукам, изменять существительные;  
ловко качаться на мячах фитболах, сохраняя равновесие, строиться в три колонны из бега в рассыпную.  
Переживание чувства радости от игры, от умения решать проблемные ситуации; интереса к жителям волшебной страны, транспорту.
 

В целях глубокого  изучения развития каждого ребёнка  разработан и проведён мониторинг коррекционной  работы (пятиуровневая система).  
Мониторинг коррекционнологопедической работы  
Критерии оценки уровня функции 
I. Артикуляционная моторика 
1. Невыполнение всех характеристик движения. Грубые дефекты и нарушения в строении, двигательных функциях артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры и просодической стороны речи. 
2. Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, строго ограниченный объём движения; отклонения в конфигурации, синкенизии, гиперкинезы. Повышенная саливация. Дефекты в строении и двигательных функциях; нарушения мимической и просодической стороны речи. 
3. Замедленное и напряжённое выполнение артикуляционных заданий. Неполный объём артикуляционных движений, неточная статическая координация движений, подвижность недостаточная, тремор. Недостаточная переключаемость, точность движений. 
4. Почти правильное выполнение всех характеристик движений. Может быть недостаточная подвижность. Возможен лёгкий тремор. Затруднения при выполнении динамических упражнений. Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме. Темп и переключаемость несколько замедлен. 
5. Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движений. 
II. Звукопроизношение  
1. Грубое нарушение нескольких групп звуков.  
Искажения или замены во всех речевых ситуациях 10 или более звуков. 
2. Нарушение 23 групп звуков. В любой позиции нарушаются или заменяются 6 – 9 звуков. 
3. Недостаточное произношение одной группы звуков или 3 – 5 звуков. Изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи. 
4. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференцируемых звуков. 1 – 2 звука правильно произносятся изолированно, в слогах, и отражённо, но иногда искажаются в речи (недостаточно автоматизированы). 
5. Звукопроизношение в норме.  
III. Фонематические процессы  
1. Не слышит данный звук в любой позиции. Нарушен звукобуквенный анализ и синтез. 
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какойлибо группы. Недостаточно сформирован звукобуквенный анализ и синтез. 
3. С заданием справляется не полностью, допускает незначительное количество ошибок. 
4. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. 
5. Фонематические процессы в норме. 
IV. Лексика 
1. Лексический запас крайне ограничен. Крайне бедный, резко ограниченный словарный запас (выраженная бедность). Грубое искажение смысла слов. Смысловая неадекватность. Невыполнение заданий. 
2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы. Лексический запас, а также активный словарь ограничен бытовым уровнем; рамками обиходнобытовой тематики; качественно неполноценен. Неадекватное словоупотребление. Значительно затруднён поиск нужного по смыслу слова. Большинство заданий не выполняет. 
3. Лексика качественно неполноценна: неправомерное расширение или сужение значений слов. Ошибки в употреблении слов – смешения и замены по смыслу. Допускает близкие и далёкие словесные замены. Затруднён поиск нужного по смыслу слова. Неадекватное использование отдельных слов. Большинство заданий выполняет с помощью (стимуляция, уточнения вопроса, подсказка).  
4. Лексический запас приближен к возрастным нормам развития речи. Допускает смысловую неточность, незначительное искажение ситуации. Встречаются смысловые ошибки и неполнота. Использует все части речи и простые предлоги, но в употреблении сложных предлогов допускает ошибки. Пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения. 
5. Лексическое развитие речи соответствует возрастной норме. Словарный запас достаточный или близок к возрастной норме. Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 
V. Грамматический строй речи 
1. Грамматический строй не сформирован. Речь резко аграмматична. Задания не выполняет. 
2. Грамматический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдаются грубые нарушения. Нарушение словообразования и словоизменения. Часто использует неправильные формы слов. Имеются аграмматизмы. Большинство заданий не выполняется. 
3. Грамматический строй недостаточно сформирован. Наблюдаются нарушения. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. В самостоятельной речи использует неправильные формы слов. Неправильный порядок слов в предложении. Неточное употребление предлогов. Большинство заданий выполняется с помощью уточнения вопроса, расширения инструкции, подсказки. 
4. Грамматический строй речи сформирован с незначительными отклонениями от нормы. Задания выполняет с ошибками. Исправляет ошибки самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении. Не всегда точное нахождение грамматической основы.  
5. Грамматический строй речи близок к возрастной норме; сформирован. Правильно и самостоятельно выполняет все задания.  
VI. Связная речь 
1. Фразовая речь резко аграмматичная и крайне бедная. Рассказ почти недоступен. (Попытка рассказа). Невозможность самостоятельного построения связного текста.  
2. Связная речь не развита. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа (особенно рассказа – описания). Пользуется наводящими вопросами подсказками. Отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, множество лексических и семантических ошибок, неадекватное использование слов. Искажает смысл рассказа или просто перечисляет предметы, отдельные события. 3. Связная речь недостаточно сформирована. Допускает лексические, грамматические и семантические ошибки. Составление рассказа со стимулирующей помощью. Возможны пропуски отдельных деталей (не нарушающие соответствия сюжету); бедность и однообразие употребляемых языковых средств; единичные ошибки в структуре предложений. Испытывает затруднения при составлении рассказаописания, пользуется вопросноответной формой.  
4. Связная речь развита, но с недочётами и единичными нарушениями; приближается к норме. Допускает однообразность или имеется нарушение порядка. Рассказ составлен с незначительной помощью, использует не более трёхчетырёх предложений; не пользуется планом при построении рассказа. При описании использует не более двух признаков. 
5.Связная речь хорошо развита, соответствует возрастной норме. Самостоятельно и грамматически правильно составляет рассказ. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции. Употребляются разнообразные языковые средства.  
VII.Пространственная ориентировка и временные представления 
1. Нарушено пространственное ориентирование. Не знает временные представления и их понятия. Зрительно – пространственные функции с нарушением или грубым нарушением.  
2. Ошибается в определении временных представлений и их понятий. Не ориентируется на плоскости и в пространстве. По подражанию или с помощью педагога выполняет предъявленные задания. 
3. Владеет понятиями «верх» «низ», испытывает значительные затруднения в понятиях «право» «лево». Составление разрезных картинок, конструирование с помощью педагога. Затруднены речезрительные функции.  
4. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения. Хорошо составляет разрезные картинки и выполняет другие задания, но может допустить единичные ошибки.  
5. Пространственная ориентировка соответствует возрасту. Хорошая ориентация во временных представлениях по схеме тела.  
VIII. Общая и мелкая моторика 
1. Дискоординированность движений, моторная неловкость. Значительные нарушения мелкой моторики пальцев. Нарушение двигательной памяти и ритмического рисунка.  
2. Общая моторика сформирована не полностью. Заметно нарушены координация, темп, ритм движения. Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор. Объём движений строго ограничен.  
3. Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Нарушены координация, темп, ритм движения. Неполная самостоятельность действий. Моторная ограниченность. 
4. Точно выполняет статические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками. Полный объём движений рук и пальцев. Незначительные отклонения от нормы. Недостаточность мелкой моторики.  
5. Общая и мелкая моторика в норме.  
Мониторинг коррекционной работы всех детей в целом проводился путём определения среднего балла по каждой функции:  
I очень низкий;  
II низкий;  
III недостаточный;  
IV удовлетворительный;  
V хороший (норма).

Средним результатом  по всем параметрам является повышение  показателей к концу 2007 – 2008 г. более чем в 1,6 раз;  
2008 – 2009 г. более чем в 1,8 раз; 
20092010гг. и 20102011гг. более чем в 1, 9 раза. 
 
Результаты мониторинга показали, что у детей наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика).  
Эффективность коррекционного обучения обеспечивается дифференцированным подходом, который проектируется на основе структуры речевого и клинического дефекта, уровня развития психофизических и двигательных качеств, особенностей личности и возраста ребёнка, а также интеграцией разнообразных видов детской деятельности.

Список использованной и рекомендуемой литературы, методических пособий.

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М.: «Книголюб», 2005.
  3. Буренина А.И. Аудиопособия:«Ритмическая мозаика», «Театральные шумы».
  4. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.: КАРО, 2003.
  5. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Железнова Е.С. Аудиопособия: «Аэробика», «Веселая логоритмика», «Горелки», «Десять мышек», «Золотые ворота», «Колыбельные», «Пять поросят».
  7. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.
  8. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно речевые занятия для дошкольников с ОНР 47 лет: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2005.
  9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005.
  10. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  11. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. СПб.: КАРО, 2006.
  12. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (56 лет). СПб.: КАРО, 2007.
  13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
  14. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:

Интегрированные занятия. Для работы с детьми 57 лет. М.: «МозаикаСинтез», 2006.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 67 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика Синтез», 2004.
  2. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 1999.
 
Иванищина Ольга Николаевна - методист МОУ ДС 285 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.  

    
 

Приглашаем  всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется  материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru
Как отправить нам свой материал
Как получить сетификат-подтверждение о публикации на сайте

 
 
 
"The Simpsons" является зарегистрированной  торговой маркой корпорации FOX.   Все для детского сада © Сайт Иванищина Алексея
 

Известно, что  дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

 
В ДОУ компенсирующего вида зачисляются  дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Логопедическая практика показывает, что с каждым годом  увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г Ипполитова, З. А. Репина, М. Е. Хватцев). 
 
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. 
 
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. 
 
Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. 
 
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием полифункционального оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку 
 
Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезий разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи). 
 
Опыт использования этого ПФО наработан в ходе инновационной деятельности нашего ДОУ Педагогами созданы методические рекомендации по увеличению двигательной активности, формированию сенсомоторного и графомоторного опыта у детей. На наш взгляд, мы можем эффективно использовать возможности этого оборудования и в целях формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи. 
 
Условием реализации данной технологии является наличие в ДОУ организованной мультисенсорной среды: сенсорная комната с ПФО; физкультурно-музыкальный зал с современным игровым оборудованием; уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными конструкциями в групповых помещениях. Составляющие мультисенсорной среды позволяют педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхательной функциональной системы. 
 
Наша технология обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием ПФО. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе нашей технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Одним из положительных моментов этого метода является тренинговый характер. 
 
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: 
 
• участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию); 
 
• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия). 
 
Этапы работы 
 
На I этапе мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации и растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию. 
 
На II этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помогаем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец», «Отдых», а также учим чередовать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» И др.). Улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи, гудино-ключично-сосцевидных), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик» (затылком, лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки» . 
 
Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с ПФО, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания. 
 
Задачи III этапа: 
 
• создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока); 
 
• регуляция дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутриклеточного сопротивления и активизации рефлексогенных зон верхних дыхательных путей. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной задержке дыхания способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом использования этих упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания. 
 
Задачи IV этапа: 
 
• автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; 
 
В основу наших тренинговых циклов легли упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, согласно которой, тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. Тренинги, предложенные этим автором, мы адаптировали к нашему игровому оборудованию. В основу адаптированных игр положен принцип парадоксального дыхания, который призваны сформировать игры упражнения «Пожарники», «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай мячики», «Покачай игрушку на животе». При проведении этих упражнений детям дается установка - делать шумный вдох носом на максимум движения, а выдох произвольный. При этом оборудование создает дополнительное сопротивление или нагрузку 
 
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать фундамент дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия). 
 
ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 
 
• «Медвежонок в берлоге» 
 
Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. 
Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. 
Педагог. 
Медведь в берлоге сладко спит  
И шумно, на весь лес сопит. 
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный. 
 
• «Страшный сон мышонка»  
 
Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. 
Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно. 
Педагог. 
Как дышит мышка-крошка,  
Коль снится злая кошка?» 
Дети дышат поверхностно и учащенно. 
 
• «Заячьи бега» 
 
Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание. 
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца. 
 
• «Великан» 
 
Цель: Формировать вертикаль позвоночника. 
Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью. 
 
• «Медуза» 
 
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их. 
Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь. 
Педагог. 
Я лежу на спине, 
Как медуза на воде.  
Руки расслабляю, 
В воду опускаю. 
На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно. 
 
• «Чайка» 
 
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук. 
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. 
Педагог 
Спокойно на спине лежу,  
Как чайка, медленно летаю.  
Ладонями в воде скольжу: 
Вверх - вдох, на выдох опускаю. 
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз. 
 
• «Ленивец» 
 
Цель. Удерживать позу общего расслабления. 
Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты. 
Педагог. 
Я ленивец, милый, славный,  
Неуклюжий и забавный.  
Вишу на ветке целый день.  
Даже и висеть мне лень. 
 
• «Отдых» 
 
Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса. 
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей. 
 
• «Полосканue» 
 
Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление. 
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг. 
Педагог. 
Руки в бассейн опущу,  
Тщательно прополощу.  
Ну, а потом по порядку  
Выну, стряхну, разотру. 
 
• «Гора» 
 
Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. 
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. 
Педагог. 
Это, конечно, не Эверест 
Гору нагреб я руками. 
Горы покруче, наверное, есть. 
Попробуйте, сделайте сами! 
 
• «Буратино удивляется» 
 
Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса. 
Описание. Дети сидят на мячахгигантах. 
Педагог. 
Удивляется полено: 
- Папа Карло, где колено?  
Поднимает плечики,  
Смотрит так доверчиво. 
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо. 
 
• «Колобок» 
 
Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи. 
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах. 
Педагог. 
Покатился колобок 
С левого на правый бок.  
А потом на спинке,  
Будто по тропинке.
 
 
Дошкольная педагогика, 2007 - №1

  • скачать
  • добавить
  • найти автора
  • стать автором
  • вход для авторов
  • купить
  • продать
  • вход
 

 

Единый реферат-центр  России и СНГ

 

Логин

Пароль 

Забыли пароль?

 

Регистрация

 

 

Меню 

 

  • О РЕФ.РФ
  • Учебники
  • ВЗФЭИ
  • Рекламодателям
  • Публикации
  • Статьи
  • Сочинения
  • Заказать

 
 

Добавить свое объявление

 
Загрузка...

 

 
 

·

  Астрономия и космонавтика

 

·

  Банковское, биржевое дело и страхование

 

·

  Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

 

·

  Биология и естествознание

 

·

  Бухгалтерский учет и аудит

 

·

  Военное дело и гражданская оборона

 

·

  География и экономическая география

 

·

  Геология, гидрология и геодезия

 

·

  Государство и право

 

·

  Журналистика, издательское дело и СМИ

 

·

  Иностранные языки и языкознание

 

·

  История и исторические личности

 

·

  Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника

 

·

  Краеведение и этнография

 

·

  Кулинария и продукты питания

 

·

  Культура и искусство

 

·

  Литература

 

·

  Маркетинг, реклама и торговля

 

·

  Математика

 

·

  Медицина

Информация о работе Формирование двигательной активности