Формирование двигательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Сосновцева Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Волгоградской государственной специальной (коррекционной) школы- интерната V вида № 6 для детей с тяжелыми нарушениями речи. ( Моб. тел. 8 988 399 29 27).

Как показывает педагогическая практика у детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями, прослеживаются нарушения и неречевых процессов. Практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой, а зачастую и общей.

При обследовании у таких детей отмечаются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Наблюдаются отклонения в формировании мелкой моторики рук: они не умеют загнуть и разогнуть поочерёдно пальцы, одновременно сжать два кулака, им трудно держать ручку, карандаш, плохо работают с ножницами.

Работа содержит 1 файл

Режим двигательной активности.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

    Подвижные игры являются неотъемлемой частью воспитательного процесса и обычно проводятся во второй половине дня, на прогулке. Посредством игр воспитываются такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные                                 действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. 
   Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения, которые не может выполнить по заданию или подражанию.                                                    

    Игры по правилам воспитывают у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.                        

   Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

   Особое значение для развития детей с ОНР имеет спортивно-игровое оборудование: дорожки и «следы» для ходьбы и бега, мячи разного размера и цвета, кегли, обручи, скакалки, мешочки разного веса, «Кольцеброс», «Городки», «Твистер». Все предметы и игры, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это предметы для разнообразия двигательной активности детей, и в тоже время это средства психологического развития. Выполняя упражнения с предметом, дети не только упражняются физически, но и работают с понятиями: форма, масса, цвет, размер и т.д. А в дальнейшем используют их в активной практике.

   Игровое содержание продумано так, чтобы дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения. При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление. Такое чередование гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия («Море волнуется», «Заводные куклы», «День, ночь», «Прыг, стоп, хлоп» и др.). 

    На занятиях используются релаксационная музыка, запись природных звуков, даются стихотворные формулы внушения чувства покоя и расслабления.  

      Нам радостно, нам весело!

      Смеемся мы с утра.

      Но вот  пришло мгновенье,

      Серьезным быть пора.

      Глазки прикрыли, ручки сложили,

      Головки опустили, ротик закрыли.

      И затихли  на минутку,

      Чтоб не слышать даже шутку,

      Чтоб не видеть никого, а

      А себя лишь одного!

   Для закрепления и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. При отборе материала нужно следовать рекомендациям логопеда, учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения лучше выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.

Сказка  о Веселом Язычке

Наш Веселый  Язычок 
Повернулся на бочок. 
Смотрит влево, смотрит вправо... 
А потом опять вперед, 
Тут немного отдохнет. 
(Упражнение «Часики».)
 

Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло. 
Язычок наш потянулся, 
Широко нам улыбнулся, 
А потом пошел гулять, 
На крылечке загорать

(Упражнения  «Улыбка», «Лопаточка».) 

На крылечке полежал, 
На качели побежал. 
Вверх взлетел он смело… 
Но пора за дело. 
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
 

Поспешил к  себе во двор, 
Чтобы починить забор. 
Быстро взялся он за дело, 
И работа закипела. 
(Упражнение «Заборчик»)
 

Гвозди, молоток  и клещи - 
Нужные плотнику вещи. 
Молоток стучит «тук-тук!», 
Язычку я лучший друг. 
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать о зубы, многократно повторяя «т-т-т»).
 

Вот и банка  с краской рядом. 
Обновить заборчик надо. 
Стала кисточка плясать, 
Наш заборчик не узнать

(Упражнение «Маляр».) 

Язычок наш  кончил дело. 
Отдыхать он может смело, 
- Я с лошадкой погуляю, 
На гармошке ей сыграю. 
Погоняю я в футбол 
И забью в ворота гол. 
Очень сложная задача - 
Загонять в ворота мячик. 
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
 

Скрылось солнце за горой, 
Язычок пошел домой. 
Дверь он запер на замок. 
Лег в кроватку и умолк. 
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
 

Статические упражнения для языка.

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 «ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуть вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.

 «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 
 

Динамические  упражнения для языка.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. 

Упражнения  для губ.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

 «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

 «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений  губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК».

   Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным. Включать в себя пальчиковые игры, сопряженную гимнастику, сухой бассейн для рук (мешочки с гречкой, рисом, фасолью и т.д.), игры с различными предметами (палочками, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и др.),  упражнения на развитие графических навыков, самомассаж.   Для более эффективного массажа кистей рук используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки.

    Пальчиковые игры-тренинги  могут  отражать лексические темы, изучаемые с логопедом, а также проходить ввиде физкультминуток на самоподготовке, развивающем занятии.

     Тема «Овощи».

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца. 
Левая рука: 
Вырос у нас чесночок, 
(Дети разминают указательный палец) 
Перец, томат, кабачок, 
(средний палец) 
Тыква, капуста, картошка, 
(безымянный палец) 
Лук и немного горошка. 
(мизинец) 
Правая рука: 
Овощи мы собирали. 
(разминают мизинец) 
Ими друзей угощали, 
(безымянный палец) 
Квасили, ели, солили, 
(средний палец) 
С дачи домой увозили. 
(указательный палец) 
Прощай же на год, 
Наш друг-огород. 
(всю ладошку)                                                                                                                                  Театр пальчиков и языка. 
(сопряженная гимнастика) 
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ. 
(Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. 
Язык высунуть, убрать). 
2. Подошли к огороду, заглянули через забор. 
(Пальцы переплести, ладонями вниз, подбородок лежит на ладонях, выполняем упражнение «Заборчик»). 
3. На грядках растут помидоры. 
(Пальцы кончиками прижаты друг к другу, изображая помидор. Произносим звук «о»). 
4. Помидоры соберем в корзину. 
(Пальцы рук переплетены «Корзинкой». 
Язык - «Чашечкой»). 
Пальчиковые игры. 
Игра «У Лариски две редиски». 
(Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения) 
У Лариски - две редиски, 
У Алешки - две картошки, 
А у Вовки - две морковки, 
А у Петьки - две редьки. 
Игра «Капуста» 
(Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха) 
Мы капусту рубим-рубим, 
Мы капусту солим-солим, 
Мы капусту трем-трем, 
Мы капусту жмем-жмем. 
Изготовление поделок из косточек, семян овощей и фруктов.

 
«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая - начинает с мизинца, правая - с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу  пальцами обеих рук.
Шел неспешно, по привычке.                         А куда ему спешить? «Шагают»  средним и указательным пальчиками обеих рук по столу
Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» Ритмично  ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в  ладоши.
- Ох! Один  хлопок.
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по столу.

«На ёлке»

Мы  на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз.                         Нам подарки преподнес. Дети  «шагают» средним  и указательным пальцами обеих рук по столу.
Дал большущие пакеты, «Рисуют»  руками большой круг
В них  же – вкусные предметы: Делают  ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих,               Орешки рядом с ними,                               Груша,                                                   Яблоко,                                                                   Один золотистый мандарин. Загибают  на обеих руках  пальчики, начиная  с большого.

«Наша группа»

В нашей  группе все друзья. Дети  ритмично стучат кулачками  по столу.
Самый младший  - это я.                             Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша. Разжимают кулачки, начиная  с мизинчика.

Информация о работе Формирование двигательной активности