Формирование двигательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Сосновцева Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Волгоградской государственной специальной (коррекционной) школы- интерната V вида № 6 для детей с тяжелыми нарушениями речи. ( Моб. тел. 8 988 399 29 27).

Как показывает педагогическая практика у детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями, прослеживаются нарушения и неречевых процессов. Практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой, а зачастую и общей.

При обследовании у таких детей отмечаются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Наблюдаются отклонения в формировании мелкой моторики рук: они не умеют загнуть и разогнуть поочерёдно пальцы, одновременно сжать два кулака, им трудно держать ручку, карандаш, плохо работают с ножницами.

Работа содержит 1 файл

Режим двигательной активности.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

          Формирование двигательной активности у младших школьников с ОНР.

    Сосновцева Елена Александровна,    воспитатель высшей квалификационной категории Волгоградской государственной специальной (коррекционной) школы- интерната V вида № 6 для детей с тяжелыми нарушениями речи. ( Моб. тел. 8 988 399 29 27).

    Как показывает педагогическая практика у детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями, прослеживаются нарушения и неречевых процессов.  Практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой, а зачастую и общей.

    При обследовании у таких детей отмечаются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности. Наблюдаются отклонения в формировании мелкой моторики рук: они не умеют загнуть и разогнуть поочерёдно пальцы, одновременно сжать два кулака,  им трудно держать ручку, карандаш, плохо работают с ножницами.

   Нарушения активного внимания, зрительного и слухового восприятия создают особые трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.  Им сложно сделать несколько прыжков подряд без остановки, перекатить мяч с руки на руку, ударить мяч об пол несколько раз без пауз, выполнить ритмические движения под музыку.

    Развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции, так как центр моторной деятельности  в головном мозге человека располагается рядом с центром речи.  Конечно,  исправлением речи ребенка занимается логопед, а вот приоритетной коррекционной задачей воспитателя логопедической группы является формирование двигательной сферы.

    Примерный режим двигательной активности воспитанников 1 класса.

Формы работы Место проведения Время проведения
Утренняя  зарядка Школьный двор, классная комната (по погоде). 1 раз в день  – 10-12 мин.
Физминутки, динамические паузы. Классная комната, фойе школы. По мере необходимости.
Подвижные игры. Спортзал, школьный двор. 1 раз вдень  15-20 мин.
Артикуляционная гимнастика. Классная комната. 2-3 раза в  день по 3-4 мин.
Дыхательная гимнастика Школьный двор, классная комната. 2-3 раза в  день по 2-3 мин.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж, игры с предметами. Классная комната. 2-3 раза в  день по 4-5 мин.

    Режим включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. Работа проводится  одновременно со всеми детьми.

    До начала учебных занятий проводится ежедневный комплекс утренней гимнастики. Наиболее полезна зарядка на свежем воздухе. Чаще всего в занятиях участвуют дети 1-4 классов. Воспитатель показывает упражнения, дети воспроизводят движения.      Разработанные и используемые комплексы общеразвивающих упражнений направлены на то, чтобы научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания. Они включают в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения, развития силы, быстроты реакции, внимания, координации движений.

    Упражнения на дыхание, которые проводятся на каждом занятии, помогают восстанавливать дыхание после физических нагрузок. Комплексы дыхательной гимнастики подготавливают организм ребенка к правильному артикуляционному дыханию.

   Используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвоение кислорода. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.                                                  

«Ладошки»                                                                                                                                                        И.п. Основная стойка. Руки согнуты в локтях, ладошки развернуты наружу.                     Раз – резкий короткий вдох носом и сжимаем ладошки в кулачки. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или рот.                                                                                                                                                 

    Гимнастика с различением носового и ротового выдоха.                                                         Упражнение «Нос – рот».                                                                                                             Вдох носом – выдох носом. 
Вдох ртом – выдох ртом. 
Вдох ртом – выдох носом. 
Вдох носом – выдох ртом.

   Дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.                    «Пушинка». Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и дуем на предмет.   

«Шар». Вдох. На выдохе произносим звук «о», представляя себя шариком из которого выходит воздух. 

«Кто  больше». На выдохе произносим цепочки гласных звуков.

Проговаривание  текста на выдохе. Вдох. На выдохе медленно, спокойно проговариваем текст.                                                                                                                                                    Спокойно надо говорить,                                                                                                                             Не торопиться, не спешить.                                                                                                                             И станет наша речь красивой,                                                                                                                И четкой и неторопливой.                                                                                                                                                                                                      

    Затем выполняются упражнения на совмещение навыка дыхания с навыками движения.

    Физкультминутки и динамические паузы проводятся в сочетании движения с речью детей. Речевой материал подбирается под контролем логопеда.  Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь становится более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. 

    Проанализировав  специальную литературу современных авторов (Т.Б.Филичева, Мастюкова , Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, А.В. Семенович, Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Т.В. Будённая, А.В. Антонова, Н. П. Мещерякова и др.), была составлена картотека упражнений, которые используются в коррекционно-развивающей работе.

«Лист»

Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками, закрепление понятий: влево, вправо, вниз, вверх.

Лист  на веточке висел, Выполняют наклон вперед, руки расслаблены.
Во  все стороны глядел, Повороты  головы влево, вправо.
Так глядел, Прикладывают  левую руку ко лбу, смотрят влево.
И так  глядел, Тоже  вправо.
А потом  взял и полетел, Размахивают руками как крыльями.
Влево, Потянуться  руками влево.
Вправо, Тоже  вправо.
Вверх, Потянуться  руками вверх, встать на носочки.
И вниз                                 Сесть на корточки.
И на веточке  повис. Наклон  вперед, руки расслаблены.

«Мы в лес пошли»

Координация речи с движением, работа над закреплением пройденного материала  «Гласные звуки».

Мы  в лес пошли, Дети  маршируют.
Топор нашли, Сжимают руки над головой  в замок.
Дрова рубить будем!                                         Эх!                                                                      Ах!                                                                     Ух!                                                                     Ох!                                                                      Их!                                                                     Ых! Выполняют взмахи руками, изображая  работу топором.

«Веснянка»

Координация речи с движением, развитие общих речевых  навыков, развитие речевого дыхания.

А уж ясно солнышко припекло, припекло, Дети  идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают  руки вверх.
И повсюду  золото разлило, разлило, Тоже  в другую сторону.
Ручейки по улице все журчат, журчат, Идут  на носочках.
Журавли курлыкают и летят. Идут  по кругу, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

«Медведь»

Координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.

Как на горке – снег, снег. Дети  стоят в кругу, в центре которого спит «медведь». Руки поднимают вверх  – вдох.
И под горкой  - снег, снег. Опускают  руки вниз – выдох.
И на елке – снег, снег. Руки  вверх – вдох.
И под  елкой снег, снег. Вниз  – выдох.
А под  снегом спит медведь. Бегут по кругу на цыпочках, по кругу.
Тише, тише… Не шуметь! «Медведь» бросается ловить детей.

«Яблоня» 

Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики.

Яблоня, яблоня, где же твои яблоки? Дети  идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит ребенок  – «яблонька».
Заморозил их мороз?                                        Или ветер их унес?                                           Или молния спалила?                                        Или градом их побило?                                    Или птицы поклевали? Дети  останавливаются и на каждую строку загибают палец на левой руке.
Куда  они пропали? Разводят  руками, пожимают плечами.
 Не  морозил их мороз,                                       И не ветер их унес,                                           Не спалило их огнем,                                       Града не было с дождем,                                  Птицы их не поклевали… Загибают  пальцы правой руки.
Дети  оборвали! Дети  разбегаются, «яблонька» их ловит.

«Ветер»

Автоматизация звуков [Ц], [Ч], [Щ]..

Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Дети  выполняют взмахи руками над головой.
Лучше улицы мети! Взмахи  руками перед собой.
Или мельницы крути! Круговые  движения руками.

«Клён»

Автоматизация звуков [Р], [Л].

За  окном сосулька тает, Дети  приседают.
Ветер тучи рвет в клочки, Встают  руки поднимают вверх.
Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. Опускают  руки, сжимают, разжимают  кулачки.
Прислонился он к окошку Потирают  ладошки.
И, едва не стает снег, Потирают  ладошки.
Мне зеленую  ладошку клен протянет раньше всех! Хлопают в ладоши.

Информация о работе Формирование двигательной активности