Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:47, курсовая работа
В работе раскрываются психолого-лингвистические основы формирования читательских умений младших школьников, понятие «читательские умения», приемы формирования читательских умений у младших
школьников, дается диагностика исходного уровня сформированности читательских умений у младших школьников.
Введение
I.Теоретическое обоснование проблемы формирования
читательских умений
1.1.Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений
младших школьников
1.2.Понятие «читательские умения» и их формирование
у младших школьников в методической литературе
II. Экспериментальная работа по формированию читательских
умений у младших школьников
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности читательских умений
у младших школьников
2.2. Приемы формирования читательских умений у младших
школьников
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
2. Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительно поставьте (+), если отрицательно (-).
Задание № 5:
Опишите в одном- двух предложениях, авторскую позицию, его отношение к жизненной ситуации в данном рассказе.
Задание № 6:
Опишите в одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли вы авторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.
Приложение 3
1. Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.
1. Многократное прочтение
а) учителем
б) ученик (1 минута отметить)
в) повторить (1 минута отметить)
2. Молния
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
2. Упражнения над артикуляцией
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло - на улице тепло
Чи-чи-чи - у дома кирпичи
2. Скороговорки
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп) 3. Упражнения для развития грамматических навыков
1. «Вторая половинка».
При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
2. «Догадайся»
Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солны…. Обрадо… молод… синич… запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро…. Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за новостя…. Смотрит, стало в ле… тем…. Побежа… по ле… поземка. Налет… ветер, закача… дерев…. Полетели сугробики с елов… лап. Начал… пурга. Присмире… синич… сжалась в комоч…. Ветер рвет ее с вет…, ерошит перыш…, леден… голое тель…. Сжалился дятел над синич…, пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич…, что вью… да мете… под февраль полете….
(В. Бианки)
3. «Угадай конец фразы»
Дети ели ка….
На столе лежат бумага и кра….
В лесу растут гри….
У нас есть петух и ….
4. «Добавь слово».
Распространение предложений.
5. «Слова перепутались».
Восстановление предложений.
Дымок, идет, трубы, из.
Любит, медвежонок, мед.
Стоят, вазе, цветы, в.
6. «Пропавшие слова».
Сейчас прочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись. Догадайтесь какие.
Тишина царит в дремучем __________. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет _________.
7. «Найди ошибку».
Зимой в лесу расцвели яблони.
В ответ я киваю ему рукой.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
8. «Правильно или нет?»
Можно ли так сказать?
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
9. «Где начало рассказа?»
Установить последовательность событий по серии картинок.
10. «Рассказ по картине»
О чем эта картина?
Кто главный герой?
Что происходит? И т.д.
11. «Подбери рифму»
Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.
Подбери не менее трех рифм.
Каша –
Кошка –
Вой –
Кружок –
Снег –
4.Упражнения, направленные на увеличения объёма внимания.
1. По сигналу «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. Дети должны прочесть и записать:
а) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
рбвл ктмц
жкпрч дзнтк
кптнсд шрвтвч
дпв шгс
бмдрклф мвхштст
стпцгвдк жтвпрмтк
мвпкшлчбх брнцдксчг
б) стол ваза
чашка плита
машина солнце
конфета чернила
карандаш пистолет
телевизор спектакль
магнитофон автомобиль
мотоциклист кондуктор
командировка велосипедист
в) Я бегу. Что ты?
Дай мне. Я плыву.
Дым идет. Лень мне.
Двор чист. Один - воин.
Что делать? Птица поет.
Учение – свет. Делу – время.
Все по колено. Вода в решете.
Работа не волк. Слово - серебро.
Счастье в труде. Всем не угодишь.
(Карточки рекомендуется показывать в порядке возрастания количества букв)
2.«Слушай внимательно»
Для концентрации слухового внимания очень удобно проводить арифметические диктанты.
Например: Сейчас я буду тебе читать арифметические задания. Ты должен решать их в уме. Полученные числа тоже нужно держать в уме. Результаты запишешь только тогда, когда я скажу: «Пиши».
Даны два числа 6 и 3. Сложи первое число, и второе… от полученного числа отними 2… затем отними еще 4. Пиши! (Ответ: 3)
3. Игра-соревнование «Кто лучше запомнит?»
Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 мин, а затем их подробно описать.
4. «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно найти их и подчеркнуть.
Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногт
5.Упражнения для развития словарного запаса
1. «Игра в слова».
Назови как можно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т. д.)
2. «Назови действие».
Метель метёт, а гром …, ветер …, а снег …, дождь …, а солнце ….
3. «Признак».
4. «Сравни».
По вкусу – лимон и мёд.
По цвету – ромашку и гвоздику.
По ширине – дорогу и тропинку.
5. «Угадай-ка».
Отгадай загадку.
Как ты догадался, о чем речь?
6. «Слова – синонимы».
Как можно по-другому сказать о грустном человеке?
Каким, словом можно заменить слово конь? Врач?
Какое слово лишнее?
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
7. «Слова – антонимы».
Холодный тупой поднять зима чистый мокрый
Врач день толстый светлый утро весна
8. «Один – много».
9. «Много – один».
10. «Уменьшение».
Скажи мне, как будет называться маленький предмет.
Маленький мяч – мячик.
Трава, рука, солнце, стул, книга, чашка.
11. «Закончи слово».
Отгадай, какое слово я хочу сказать. ПО … и т.д.
12. «Объясни слово».
Что такое велосипед? (шляпа, нож, мяч и т.д.)
13. «Найди слова».
Найди слова, в которых первый слог такой же, как в нашем слове.
Слова: слава, слоги, слоны, слова, снега, зима.
14. «Найди лишнее слово».
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Береза, дуб, осина, малина.
Корова, лиса, волк, медведь.
15. «Лесенка»
Чтение, придумывание лесенок слов.
Р |
|
| ||||||
Р |
|
|
|
| ||||
Р |
|
|
|
| ||||
Р |
|
|
|
|
| |||
Р |
|
|
|
|
|
|
| |
Р. |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л | а | к | |||||
л | а | п | а | ||||
л | а | м | п | а | |||
л | а | н | д | ы | ш | ||
л | ы | ж | н | и | ц | а |
|
л | у | к | о | в | и | ц | а |