Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются психолого-лингвистические основы формирования читательских умений младших школьников, понятие «читательские умения», приемы формирования читательских умений у младших
школьников, дается диагностика исходного уровня сформированности читательских умений у младших школьников.

Содержание

Введение
I.Теоретическое обоснование проблемы формирования
читательских умений
1.1.Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений
младших школьников
1.2.Понятие «читательские умения» и их формирование
у младших школьников в методической литературе
II. Экспериментальная работа по формированию читательских
умений у младших школьников
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности читательских умений
у младших школьников
2.2. Приемы формирования читательских умений у младших
школьников
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая №1.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

 

Анализ таблицы показал, что в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 7 чел., что составило – 70%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 6 чел., что составило- 54%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 2чел.- 20%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 1 чел. – 10%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной группе нет ни одного человека 0- (0%), т.е. после проведенной работы с учащимися экспериментальной группы те, кто находился на низком уровне сформированности читательских умений поднялся на уровень выше. В контрольной группе на низком уровне находится 1 чел., что составляет 9% соответственно.

Данные экспериментального и контрольного этапов, можно сравнить и проследить динамику сформированности читательских умений у младших школьников в таблице 3.

 

Таблица 3

Динамика сформированности читательских умений

 

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

На контрольном этапе экспериментальная группа

7

70

+3

2

20

+1

1

10

-3

0

0

-1

На констатирующем этапе экспериментальная группа

4

40

 

1

10

 

4

40

 

1

10

 

На контрольном этапе контрольная группа

6

54

+1

2

18

0

3

27

0

1

9

0

На констатирующем этапе контрольная группа

5

45

 

2

18

 

3

27

 

1

9

 

 

Анализ таблицы показал, что результаты формирующего эксперимента сказались на динамике сформированности читательских умений, что учащиеся экспериментальной группы в составе 10 человек, с которыми проводились дополнительные занятия, на контрольном этапе имели следующие показатели: 7 человек- (70%) достигли высокого уровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня выше среднего с положительной динамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался 1 человек- (10%) с отрицательной динамикой -3. Автоматически- низкий уровень равен 0 с отрицательной динамикой -1. Что очень хорошо для учащихся экспериментальной группы.

Проследим, как менялась динамика сформированности читательских умений у учащихся контрольной группы в количестве 11 человек, на контрольном этапе следующие показатели: 6 человек – (54%) вышли на высокий уровень, с положительной динамикой +1; уровень выше среднего остаётся без изменений 2 человека – (18,2%) с нулевой динамикой; на среднем уровне также осталось 3 человека – (27%) с нулевой динамикой; на низком уровне остался 1 человек- (9%), можно сказать, что учащиеся контрольной группы остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Следовательно, цель курсовой работы достигнута.


Заключение

 

В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

- применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур;

-                       в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного;

-                       считая необходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей;

Для выявления уровней сформированности читательских умений у учащихся третьего класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней сформированности читательских умений посредством использования различных методов и приемов, упражнений, был проведен формирующий эксперимент.

Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 70% учащихся экспериментального класса и 54,6% учащихся контрольного класса поднялись до высокого уровня. 45,4% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне выше среднего, среднем, низком, не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов и методов на уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней сформированности читательских умений у младших школьников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

2. Работа по формированию системы читательских умений продолжается.

3. Исследования на выявление уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития будут проводиться в конце каждой четверти.


Список используемой литературы

 

1.                  Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1979.

2.                  Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997.

3.                  Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1999

4.                  Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1999 - №5

5.                  Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1999

6.                  Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1997

7.                  Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2007 - №11

8.                  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2007

9.                  Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 2004 - №3.

10.             Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2008 №11.

11.             Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 2004. - №5.

12.             Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 2006. - №12.

13.             Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 2006. - №9 с.

14.             Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 2007.

15.             Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1997.

16.             Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.

17.             Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997.

18.             Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2007.

19.             Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.

20.             Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. – 2007.- №12

21.             Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004.

22.             Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1995.

23.             Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1979

24.             Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 2008

25.             Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2008. №3

26.             Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 2005

27.             Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 2000 – с.27.

28.             Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 2007. - №5.

29.             Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1999.

30.             Нечаев А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?// Нечаев А.П. Психология и школа/ Под ред. А.А. Никольской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

31.             Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1996.

32.             Программно- методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 2007.

33.             Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1999.

34.             Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1996.

35.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.

36.             Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.

37.             Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1995. - №7

38.             Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999.

39.             Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1999.


Приложение 1

 

К. Бальмонт

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

 


Приложение 2

 

Задание № 1:

1. Какое настроение создаёт это стихотворение?

2. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает своё отношение к этой поре года. Подберите к этим словам синонимы.

3. Найди в стихотворении то место, где о природе поэт говорит, как о живом существе (прием олицетворения).

Задание № 2:

Словесное рисование.

Задание № 3:

Составить план пересказа; озаглавить части рассказа Н. Носова «Огурцы».

Задание № 4:

1. Проследите, за тем как взаимодействуют с друг-другом герои произведения, укажите стрелочками.

Информация о работе Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения