Физическое воспитание в ССУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.

Работа содержит 1 файл

педагогика.курсовик.физ-ра.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

    Один  из важнейших вопросов методики физического  воспитания — определение структуры  занятий. Построение занятий обусловлено  педагогическими, психологическими и  физиологическими закономерностями. [7]

    Учет  педагогических и психологических  закономерностей предполагает: организованное начало учебных занятий, благоприятную обстановку, рабочее настроение и желание заниматься физическими упражнениями; ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий; установление необходимой связи в содержании предшествовавших и предстоящих занятий; обеспечение образовательной ценности и воспитывающего характера процесса обучения, связи его с жизнью; соблюдение методических принципов обучения и воспитания; организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых желание заниматься физическими упражнениями. Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия (предстартовое состояние, вырабатываемость, устойчивое состояние). В соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и отдыха, постепенное повышение 'физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности. [7]

    С учетом педагогических, психологических  и физиологических закономерностей  разработана общая структура занятий физическими упражнениями, включающая в себя три части: 'подготовительную, основную и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведение итогов, стимулирование интереса к .предстоящим занятиям, задание для самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время; приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее переход к другим видам деятельности. [7]

    К делению занятий на три части  нельзя подходить строго формально.

    Общевоспитательные  и образовательные задачи, как  правило, осуществляются на протяжении всего занятия, начиная с подготовительной части и кончая последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения в подготовительной части применяют не только для организации учащихся, но и для формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно и в основной, и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях функциональной подготовки организма, но и в известной мере для обучения движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной части занятия нельзя сводить только к функциям разминки. [13]

    Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо руководствоваться еще  и такими положениями: занятия по своему содержанию должны отвечать требованиям учебной программы; каждое занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда взаимосвязанных компонентов (обучения движениям, функциональной подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.); необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические принципы 
(сознательность, активность, наглядность, доступность, индивидуализацию, систематичность и т. д.); учебные занятия должны проходить на достаточно высоком эмоциональном уровне, вызывать у учащихся чувство удовлетворения и желание систематически заниматься физическими упражнениями; каждое занятие должно быть органически связано с предшествующими и последующими занятиями и составлять часть общей системы последовательного обучения, воспитания и физического совершенствования; в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творческую активность, совершенствуя формы организации и методы обучения и воспитания; каждое занятие должно быть строго целенаправленным и разрешать конкретные задачи. [1]

    Научные исследования и опыт работы помогли установить наиболее целесообразный .порядок проведения занятий физическими упражнениями в основной части: упражнения на овладение техникой движений рекомендуется проводить непосредственно после подготовительной части, когда организм еще не утомлен; упражнения на быстроту, координацию движений также лучше проводить в начале занятий; упражнения на выносливость целесообразно отнести к концу основной части занятия; упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, надо включать в занятия в зависимости от разрешаемых задач и типа занятий; после упражнений, требующих значительного напряжения, необходимо предусматривать отдых и упражнения на расслабление. [13]

    Организация учащихся на занятиях. В практике физического  воспитания применяют следующие  способы организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный, станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.

    Фронтальный способ позволяет преподавателю  проводить учебные занятия со всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный состав занимающихся и применяется при проведении строевых, порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной частях, а иногда и в основной части занятий.

    При групповом способе учащихся делят  на группы (отделения) по половому признаку, физической подготовленности; этот способ применим главным образом в основной части занятий.

    Посменный способ предполагает разделение учащихся на смены. Численный состав смен определяется пропускной способностью используемых снарядов (например, по количеству пролетов гимнастической стенки) или условиями, в которых проводятся занятия. Посменный способ применяют для проведения спортивных игр, когда число занимающихся превышает число участников в игре. [1]

    Станционно-круговой способ предусматривает разделение всех занимающихся на мелкие группы по 2—3 человека для выполнения установленных на каждой 
«станции» упражнений. При определении численного состава группы исходят из необходимости обеспечить занятость всех занимающихся одновременно и пропускной способности «станций». Этот способ обеспечивает значительное повышение моторной плотности занятий и используется одновременно как один из методов тренировки.[4]

    Поточно-круговой способ — выполнение упражнений непрерывно поочередно по кругу группой.

    Индивидуальный  способ организации занятий предполагает выполнение учащимися упражнений самостоятельно по заданию преподавателя. При этом способе разрешаются индивидуальные для каждого учащегося задачи.

    В процессе одного занятия обычно применяют  несколько способов организации учащихся. Выбор порядка выполнения упражнений определяется в первую очередь подготовленностью занимающихся и задачами, стоящими перед уроком. [1, 4]

    Глава 3. Психологическая подготовка спортсмена

    Внутренняя  психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.

    Внутренняя  психологическая неготовность - это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат. [5]

    Правильное  ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а  так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит  нужный психологический настрой  и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия. [15]

    Спортсмену  необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

    Благотворное  влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

    Большое значение имеет иногда специальная  психологическая “настройка” на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность. [5]

    В разминку перед соревнованиями полезно  включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление  своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках. [12]

    Чемпионка мира Лийса Вейялайнен считает, что большое внимание необходимо уделять психомышечной тренировке и волевой подготовке. [15]

    Еще один основной путь регуляции эмоциональных  состояний - саморегуляция. Тренироваться  в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения. [11]

    Вот несколько приемов, описанных О.А.Черепановой:

1. Преднамеренная  задержка проявления или изменения  выразительных движений. Сдерживая  смех или улыбку можно подавить  порыв веселья, а улыбнувшись  поднять настроение. Научившись  произвольно управлять тонусом  лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. Специальные  двигательные упражнения. При повышенном  возбуждении используются упражнения  на расслабление различных групп  мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.

3. Дыхательные  упражнения. Упражнения с медленным  постепенным выдохом являются  успокаивающими. Важное значение  имеет сосредоточение на выполняемом  движении.

4. Специальные  виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа.

5. Развитие  произвольного внимания. Необходимо  сознательно переключать свои  мысли, направляя их с переживаний  в деловое русло, активизировать  чувство уверенности.

6. Упражнения  на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы  и самовнушения. С помощью внутренней  речи можно вызвать чувство  уверенности или те эмоции, которые  будут способствовать борьбе. [11]

 

Заключение

    Вполне  естественно, что учащиеся утомляются во время учебной работы. 
Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции ЗОЖ. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).

Информация о работе Физическое воспитание в ССУЗах