Физическое воспитание в ССУЗах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.

Работа содержит 1 файл

педагогика.курсовик.физ-ра.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

    Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). Цели, содержание, организация, методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.

      В последнее время наряду с другими проблемами, является актуальным физическое воспитание. В России в 2002 году президентом Российской Федерации было принято постановление к глобальной агитации Российского народа: «О здоровом образе жизни». Были выделены средства на развитие и восстановление спортивных комплексов, по телерадиовещанию и другим СМИ, проводятся агитации к здоровому образу жизни, такие как: «борьба с курением», «скажи, нет наркотикам» Это показывает, как в современной России актуальна эта проблема. Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы «Система работы по физическому воспитанию учащихся».

    Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.

    Предмет и цель исследования определили задачи исследования:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. обосновать значимость физического воспитания и определить его взаимосвязь с умственным трудом, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием;
  3. раскрыть психологические основы физического воспитания;
  4. покажем пути его осуществления в процессе обучения;
  5. проанализируем содержание урока физкультуры и раскроем методику его реализации.
 

 

Глава 1. Физическая культура как учебная дисциплина

1.1. Правовые основы  физической культуры

    Важная  роль физической культуры в подготовке специалистов, в совершенствовании физических способностей человека и повышении его культурного уровня потребовала создания правовой основы для этого вида социальной деятельности. Деятельность в области физической культуры утверждают и регулируют два закона Федерального собрания Российской Федерации: закон «Об образовании» и закон «О физической культуре и спорте».

    Выпускник среднего профессионального образования  должен:

     - понимать роль физической культуры  в развитии человека и подготовке специалиста;

     - знать основы физической культуры  и здорового образа жизни;

     - владеть системой практических  навыков, обеспечивающих сохранение  и укрепление здоровья, развитие  и совершенствование психофизических  способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

     - приобрести опыт использования  физкультурно-спортивной деятельности  для достижения жизненных и  профессиональных целей [9, 10]

    В РФ устанавливаются Государственные  образовательные стандарты, включающие в себя федеральный  и региональный компоненты, а также компоненты образовательного учреждения. Эти стандарты являются основой объективной оценки качества образования и квалификации выпускника независимо от форм получения образования.

    Образовательные учреждения призваны создавать условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а органы здравоохранения обеспечивают медицинское обслуживание. [9]

    Федеральный закон «О физической культуре и спорте»  рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств  профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует гражданам права на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом. Государственная политика в области физической культуры осуществляется в соответствиями с принципами:

     - непрерывности и преемственности  физического воспитания различных  групп граждан на всех этапах  их жизнедеятельности;

     - учета интересов всех граждан при разработки и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое физическое здоровье и физическое состояние. [10]

    Органы  государственной власти, общеобразовательные  учреждения рассматривают физическое воспитание  детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных  учреждениях граждан допризывного и призывного возрастов как важнейшее направление социальной политики государства. Согласно закону государство обеспечивает разработку программ по физической культуре для каждой возрастной группы, финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, создание условий для строительства и содержания спортивно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном округе. [10]

    Физкультурно-спортивное движение в РФ включает в себя спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и  профессиональной основе в образовательных учреждениях и иных организациях, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, функционирующие независимо от организационно-правовых форм. Спортсмен-любитель, представляющий на соревнованиях свою организацию, в соответствием с законодательством имеет право: бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-спортивными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий и спортивных соревнований в составе сборных команд; получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом или иными нормативными актами органов местного самоуправления. [6, 9, 10]

1.2. Организация физического воспитания в учебных заведениях среднего профессионального образования

    Образовательные учреждения с учетом местных условий  определяют формы занятий физическими  упражнениями на основе Государственного стандарта и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

    Физическое  воспитание в форме обязательных учебных занятий проводится на протяжении всего периода обучения в объеме 4 – 6 часов в неделю. Обязательные занятия дополняются занятиями в секциях, участием в спортивно массовых внеучебных мероприятиях. Тем самым обеспечивается научно обоснованный необходимый для нормального развития и функционирования молодого растущего организма объем (8 часов) направленной двигательной активности.

    В конце каждого учебного года проводится тестирование, определенной действующими учебными программами. По результатам  тестирования с учетом показанных знаний проставляется оценка по теоретическому и методическому разделам программы. [8]

    В зависимости от состояния здоровья для практических занятий студенты разбиваются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие удовлетворительное состояние  здоровья, относятся к основной медицинской  группе.

    Студенты  с недостаточным физическим развитием  и низкой физической подготовленностью  или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся  к подготовительной медицинской  группе. Учащиеся этой категории занимаются по программе основной медицинской группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных).

    Студенты, которые на основании медицинского заключения о состоянии здоровья не могут заниматься физической культурой  по программе основной медицинской группы, относятся к специальной медицинской группе. Эту группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (учащиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (учащиеся с патологическими отклонениями, необратимыми заболеваниями). [14]

    Некоторые ограничения, накладываемые на занятия  физической культурой в зависимости  от наиболее часто встречающейся  патологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений приведены в таблице 1. [8]

    В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболеваний  не противопоказаны учащимся.

    Для студентов основной медицинской  группы используются следующие ежегодные тесты (таблица 2). [8]

    Помимо  обязательных ежегодных тестов студенты выполняют и другие тесты по изучаемым  упражнениям. Оценка результатов в  этих упражнениях проводится в соответствии с таблицей 3. [7]

    Таблица 1

    Противопоказания  и рекомендации по медицинским показаниям

Заболевания Противопоказания  и 

ограничения

Рекомендации
Сердечно-сосудистая система Недопустимые  упражнения, выполнение которых связано  с задержкой дыхания, напряжением  мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений Рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленной  темпе 
Органы  дыхания (бронхит, астма, воспаление легких) Исключаются упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Рекомендуются дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно углубленного вдоха
Заболевание почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) Исключаются упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела Особое внимание уделяют укреплению мышц передней поверхности  живота. При занятиях плаванием ограничивают время пребывания в воде
Нарушение нервной системы Недопустима упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре) Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения. Ограничивается продолжительность  спортивных игр
Органов зрения Исключаются прыжки с разбега, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове Упражнения  на пространственную ориентацию
Заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки Следовать рекомендации врача. Учитывать самочувствие
 

    Таблица 2

    Обязательные  ежегодные тесты оценки физической подготовленности

Направленность  теста, упражнение Оценка  в очках
5 4 3 2 1
Скоростная  подготовленность:

Девушки. Бег на 100 м (с)

Юноши. Бег на 100 м (с)

 
16.0

13.4

 
16.3

13.9

 
16.8

14.2

 
17.3

14.6

 
18.6

14.9

Силовая подготовленность:

Девушки. Сед из положения, лежа на спине,

ноги  закреплены, руки за головой (кол. раз)

Юноши. Подтягивание на перекладине

(кол.  раз)

 
50 

13

 
45 

11

 
38 

9

 
30 

7

 
22 

5

Выносливость:

Девушки. Бег на 2000 м (мин. с)

Юноши. бег на 3000 м (мин. с)

 
10.30

12.20

 
10.45

13.00

 
11.05

13.40

 
11.25

14.10

 
14.40

14.30

 

    Таблица 3

    Примерные тесты оценки физической подготовленности

Информация о работе Физическое воспитание в ССУЗах