Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.
Оглавление
Введение
Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). Цели, содержание, организация, методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.
В последнее время наряду с другими проблемами, является актуальным физическое воспитание. В России в 2002 году президентом Российской Федерации было принято постановление к глобальной агитации Российского народа: «О здоровом образе жизни». Были выделены средства на развитие и восстановление спортивных комплексов, по телерадиовещанию и другим СМИ, проводятся агитации к здоровому образу жизни, такие как: «борьба с курением», «скажи, нет наркотикам» Это показывает, как в современной России актуальна эта проблема. Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы «Система работы по физическому воспитанию учащихся».
Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.
Предмет и цель исследования определили задачи исследования:
Глава 1. Физическая культура как учебная дисциплина
1.1. Правовые основы физической культуры
Важная роль физической культуры в подготовке специалистов, в совершенствовании физических способностей человека и повышении его культурного уровня потребовала создания правовой основы для этого вида социальной деятельности. Деятельность в области физической культуры утверждают и регулируют два закона Федерального собрания Российской Федерации: закон «Об образовании» и закон «О физической культуре и спорте».
Выпускник среднего профессионального образования должен:
- понимать роль физической
- знать основы физической
- владеть системой практических
навыков, обеспечивающих
- приобрести опыт использования
физкультурно-спортивной
В
РФ устанавливаются
Образовательные учреждения призваны создавать условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а органы здравоохранения обеспечивают медицинское обслуживание. [9]
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует гражданам права на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом. Государственная политика в области физической культуры осуществляется в соответствиями с принципами:
- непрерывности и
- учета интересов всех граждан при разработки и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое физическое здоровье и физическое состояние. [10]
Органы государственной власти, общеобразовательные учреждения рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях граждан допризывного и призывного возрастов как важнейшее направление социальной политики государства. Согласно закону государство обеспечивает разработку программ по физической культуре для каждой возрастной группы, финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, создание условий для строительства и содержания спортивно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном округе. [10]
Физкультурно-спортивное движение в РФ включает в себя спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях и иных организациях, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, функционирующие независимо от организационно-правовых форм. Спортсмен-любитель, представляющий на соревнованиях свою организацию, в соответствием с законодательством имеет право: бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-спортивными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий и спортивных соревнований в составе сборных команд; получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом или иными нормативными актами органов местного самоуправления. [6, 9, 10]
1.2. Организация физического воспитания в учебных заведениях среднего профессионального образования
Образовательные учреждения с учетом местных условий определяют формы занятий физическими упражнениями на основе Государственного стандарта и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Физическое воспитание в форме обязательных учебных занятий проводится на протяжении всего периода обучения в объеме 4 – 6 часов в неделю. Обязательные занятия дополняются занятиями в секциях, участием в спортивно массовых внеучебных мероприятиях. Тем самым обеспечивается научно обоснованный необходимый для нормального развития и функционирования молодого растущего организма объем (8 часов) направленной двигательной активности.
В конце каждого учебного года проводится тестирование, определенной действующими учебными программами. По результатам тестирования с учетом показанных знаний проставляется оценка по теоретическому и методическому разделам программы. [8]
В зависимости от состояния здоровья для практических занятий студенты разбиваются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Студенты с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Учащиеся этой категории занимаются по программе основной медицинской группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных).
Студенты, которые на основании медицинского заключения о состоянии здоровья не могут заниматься физической культурой по программе основной медицинской группы, относятся к специальной медицинской группе. Эту группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (учащиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (учащиеся с патологическими отклонениями, необратимыми заболеваниями). [14]
Некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся патологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений приведены в таблице 1. [8]
В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболеваний не противопоказаны учащимся.
Для студентов основной медицинской группы используются следующие ежегодные тесты (таблица 2). [8]
Помимо обязательных ежегодных тестов студенты выполняют и другие тесты по изучаемым упражнениям. Оценка результатов в этих упражнениях проводится в соответствии с таблицей 3. [7]
Таблица 1
Противопоказания и рекомендации по медицинским показаниям
Заболевания | Противопоказания
и
ограничения |
Рекомендации |
Сердечно-сосудистая система | Недопустимые упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений | Рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленной темпе |
Органы дыхания (бронхит, астма, воспаление легких) | Исключаются упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса | Рекомендуются дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно углубленного вдоха |
Заболевание почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) | Исключаются упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела | Особое внимание уделяют укреплению мышц передней поверхности живота. При занятиях плаванием ограничивают время пребывания в воде |
Нарушение нервной системы | Недопустима упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре) | Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения. Ограничивается продолжительность спортивных игр |
Органов зрения | Исключаются прыжки с разбега, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове | Упражнения на пространственную ориентацию |
Заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки | Следовать рекомендации врача. Учитывать самочувствие |
Таблица 2
Обязательные ежегодные тесты оценки физической подготовленности
Направленность теста, упражнение | Оценка в очках | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Скоростная
подготовленность:
Девушки. Бег на 100 м (с) Юноши. Бег на 100 м (с) |
16.0 13.4 |
16.3 13.9 |
16.8 14.2 |
17.3 14.6 |
18.6 14.9 |
Силовая
подготовленность:
Девушки. Сед из положения, лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (кол. раз) Юноши. Подтягивание на перекладине (кол. раз) |
50 13 |
45 11 |
38 9 |
30 7 |
22 5 |
Выносливость:
Девушки. Бег на 2000 м (мин. с) Юноши. бег на 3000 м (мин. с) |
10.30 12.20 |
10.45 13.00 |
11.05 13.40 |
11.25 14.10 |
14.40 14.30 |
Таблица 3
Примерные тесты оценки физической подготовленности