Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы является учебно-воспитательный процесс у учащихся в заведениях среднего профессионального образования. Объектом исследования представленной работы является физическое воспитание у студентов профессиональных училищ. Целью работы является изучить систему работы по физическому воспитанию учащихся.
Игнорирование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствует достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья. [12]
2.2. Методы физического воспитания
Методы физического воспитания раскрывают практические вопросы, касающиеся применения физических упражнений. Для решения задач физического воспитания используются метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы. [1]
Метод регламентированного упражнения.
Строгая регламентация упражнений является основным методическим приемом в процессе спортивной тренировки и характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной временной и физической нагрузкой.
Метод регламентированного упражнения позволяет:
Игровой метод.
Данный метод широко используется в процессе физического воспитания, как метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры.
Игровой метод не обязательно связан с какими – либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.п.
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия. [4]
Соревновательный метод.
Применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные, квалификационные состязания). [4]
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Одним из ценных приемов этого метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов. [4]
Словесные и сенсорные методы.
Словесные методы постоянно применяются в учебно-тренировочных занятиях. По назначению их можно объединить в следующие группы:
Сенсорные методы по назначению способствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа органов чувств человека. К ним относятся органы зрения, слуха и двигательных ощущений.
Зрительные методы подразделяются на непосредственный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование.
При непосредственном показе движений следует демонстрировать движения замедленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками, при этом для занимающихся должны быть созданы удобные условия для наблюдения.
Демонстрация
наглядных пособий
При зрительном ориентировании применяются сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движений. Например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх. Также используют светолидирующие устройства, регламентирующие быстроту и темп передвижения.
Слуховой (звуковой) метод заключается в использовании звуков как сигналов, помогающие уточнять пространственные и временные характеристики движений. С помощью звука хорошо усваивается ритм двигательных действий, который можно обусловить заранее или в процессе выполнения движения. Также существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений. [4]
2.3. Структура учебно-тренировочного занятия
Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию. На учебных занятиях решается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выявляются и совершенствуются физические способности учащихся, прививается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит успешное применение всех других форм физического воспитания. Поэтому методику проведения плановых учебных занятий следует разрабатывать с учетом их связи с другими формами физического воспитания. [4]
Формами
физического воспитания в режиме
учебного дня являются учебные занятия,
проводимые по расписанию училища, самостоятельные
занятия по заданию преподавателя
и производственная гимнастика (вводная
гимнастика и физкультурная пауза). Для
физически слабо подготовленных учащихся
могут быть организованы дополнительные
занятия под руководством преподавателя.
По своей педагогической направленности
учебные занятия могут быть комплексными,
видовыми, специализированными. [12] Наилучшая
форма учебных занятий по общей физической
подготовке— комплексные занятия, характерной
особенностью которых является комплексное
применение предусмотренных программой
средств физического воспитания в одном
занятии. Цель проведения комплексных
занятий — обеспечить в каждом занятии
разностороннее воздействие средств физического
воспитания на организм, сформировать
и развить различные по своему характеру
двигательные умения и навыки, физические
качества и подготовить организм учащихся
к успешному выполнению программных требований
очередного цикла занятий.
Комплексирование программного материала
осуществляется по признаку положительного
переноса двигательных навыков и физических
качеств.
Научные исследования и практика показывают,
что комплексное прохождение учебной
программы обеспечивает лучшее разрешение
оздоровительных, образовательных и воспитательных
задач. Характерная особенность видовых
занятий заключается в том, что содержание
отдельных занятий ограничивается средствами
какого-либо одного раздела общей физической
подготовки (легкая атлетика, гимнастика,
плавание и др.), а последовательность
занятий по этим разделам определяется
временем года или сроками предоставления
спортивных сооружений (стадиона, бассейна,
лыжной станции и др.). С точки зрения общей
физической подготовки и разрешения оздоровительных
задач видовые занятия менее эффективны,
так как средствами одного вида нельзя
обеспечить нужную подготовку учащихся
к успешному выполнению программных требований.
[3] Видовые занятия оправданы в тех случаях,
когда комплексирование в одном занятии
нескольких видов по организационным
(занятие в бассейне, на лыжной станции)
или методическим (отрицательный перенос
двигательных навыков или физических
качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.
[2]
Специализированные
занятия проводят, когда осуществляется
специальная профессионально-
Самостоятельные
занятия по заданию преподавателя
являются важным дополнением обязательных
занятий и могут включать в
себя изучение теоретических вопросов
по литературным источникам, составление
комплексов гигиенической и
Самостоятельные
занятия по заданию преподавателя
имеют большое воспитательное значение,
способствуя внедрению
Одной из обязательных форм физического воспитания являются туристские походы. Туристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения и навыки, и физические качества в условиях походной жизни.
Производственная
гимнастика в режиме учебного дня
решает общеоздоровительные и
Внеучебные формы физического воспитания организуются коллективом физической культуры и самими учащимися в 'быту на добровольных началах. К ним относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, экскурсии, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых, удовлетворить спортивные запросы учащихся 'и способствовать их физическому совершенствованию. [12]
По
сравнению с другими
Правильная
организация учебного процесса предполагает
однородный состав учащихся по полу, состоянию
здоровья и физической подготовленности.
Необходимо эти требования учитывать
при комплектовании учебных групп.