Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д. Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Содержание

Введение
1. Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского
2. Сущность учебного процесса, его психолого-педагогические закономерности. Единство обучения, воспитания и развития личности ребенка
3. О содержании обучения и его теориях
4. Вклад русского педагога в проблему дидактических принципов
5. Классно-урочная система обучения в дальнейшей разработке Ушинского. Структура и типология уроков
6. Роль Ушинского в теоретическом обосновании процесса обучения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактика Ушинского.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

     Педагогическая  наука, замечал К. Д. Ушинский, не может  существовать и развиваться изолированно от других наук, «из которых она  почерпает знание средств, необходимых  ей для достижения ее целей» (VIII, 22). «Мы сохраняем твердое убеждение, - писал он, - что великое искусство  воспитания едва только начнется... Читая  физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать  на физическое развитие индивида, а  еще более на последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая  психические факты... мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».

     К.Д. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся.

     Все дидактическое учение Ушинского  пронизано утверждением того, «что не с курьезами и диковинками  науки должно в школе знакомить  дитя, а, напротив, приучить его находить занимательное в том, что его  беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и  жизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий (где  преподавание классических языков выдвигалось  на первый план в ущерб всем остальным  предметам школьного курса) вскрывал несостоятельность и антинародный характер существовавшей в его время  системы образования. Он считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет  наряду с обогащением памяти учащихся реальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.

     Никакое обучение, по мнению К. Д. Ушинского, не достигнет никогда своей цели, если оно не сообразуется с природой человека. «Педагог, - писал он, - должен прежде всего учиться у природы  и из замеченного явления детской  жизни выводить правила для школы».

     В своей работе «Человек как предмет  воспитания» он дал научное обоснование  системы обучения, созданной на основе учета закономерностей психофизического развития детей. Ушинский стремился  помочь учителю, воспитателю в изучении этих закономерностей, в изучении природы  ребенка. Обучение и воспитание, подчеркивал  он, только тогда будут эффективны и рациональным, когда педагог  сумеет научно управлять развитием  и формированием личности.

     Учет  психологических особенностей ребенка  К.Д.Ушинский считал важнейшим условием правильного построения всей учебной  работы.

     Закономерность  обучения, указывал он, хотя и является педагогической закономерностью, но имеет  и не может не иметь свою специфическую  психологическую природу, которая  должна быть учтена при установлении принципов обучения. Психология в  отношении своей приложимости к  педагогике и своей необходимости  для педагога, по его мнению, занимает первое место между всеми науками.

     К.Д. Ушинский никогда не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

     Он  утверждал необходимость теснейших  связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

     К.Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?..— писал он.— К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину?». «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек».

     Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

     3. О содержании обучения  и его теориях 

     К.Д. Ушинский выдвинул ряд положений о построении обучения в определенной методической последовательности, основой которых были незыблемые педагогические формулы: «от конкретного — к отвлеченному», «от знакомого — к незнакомому», «от простого — к сложному», «от частного — к общему, и наоборот» и т. д. Отметив, что «самый логический ход развития ведет нас к тому, чтобы начинать с конкретных явлений и потом уже переходить к отвлеченностям». Ушинский писал: «Истинная педагогика... дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».

     Осуществление последовательности в обучении не может  быть достигнуто в отрыве не только от принципа сознательности и активности, но и от принципов наглядности  и прочности усвоения знаний и  навыков.

     К.Д.Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. Ушинский различал, во-первых методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов).

     Обучение, по Ушинскому, проходит две основные стадии. Первая, из них делится на три ступени. На первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира; на второй ступени учащиеся, направляемые учителем, сравнивают и сопоставляют воспринятые образы и таким путем вырабатывают предварительные понятия; на третьей ступени дается дополнительное разъяснение учителем этих понятий, основное отделяется от второстепенного и полученные знания приводятся в систему. Вторая стадия процесса обучения начинается с обобщения учителем преподнесенного им материала (при участии самих учащихся), и проводится соответствующая работа по закреплению полученных знаний и навыков.

     Глубокое  понимание Ушинским природы и  закономерностей процесса обучения ярко проявилось не только в выделении  указанных важнейших этапов этого  процесса, но и в его учении о  дидактических принципах, которые  Ушинский называл «необходимыми  условиями преподавания». Такими «необходимыми  условиями» он считал: сознательность и активность учащихся в процессе обучения (ясность, самостоятельность  учащегося); наглядность в обучении; последовательность (постепенность); доступность (отсутствие чрезмерной напряженности  и чрезмерной легкости) и прочность  знаний и навыков учащихся (твердость  усвоения). 

     4. Вклад русского  педагога в проблему  дидактических принципов 

     Наиболее  полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

     • обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают  понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

     • обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

     • порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

     • обучение должно всячески развивать  у детей самодеятельность, активность, инициативу;

     • обучение должно быть посильным для  учащихся, не чрезмерно трудным и  не слишком легким;

     • преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы  на долю воспитания оставалось ровно  столько труда, сколько могут  одолеть его молодые силы.

     Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более  простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность. К.Д.Ушинский считал, что «только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». 

     5. Классно-урочная  система обучения  в дальнейшей разработке  Ушинского. Структура  и типология уроков 

     Свое  развитие классно-урочная система  обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное  строение и типологию.

     В каждом уроке К.Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по мнению К.Д. Ушинского, является необходимым ключом, как бы «дверью» урока. Вторая часть урока направлена на решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

     Необходимыми  условиями всякого рационального  обучения он считал: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строго регламентированные во времени  занятия, проводимые по твердому учебному расписанию; 4) фронтальные занятия  учителя со всем классом, с учетом специфических особенностей каждого  учащегося; 5) сочетание фронтальных  форм занятий учащихся с индивидуальными  на основе применения учителем методов  активного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока.

     Главное в учении Ушинского об уроке заключается  в том, что он определил организационное  строение урока и установил отдельные  его типы. В зависимости от цели урока в одном случае большее  значение приобретает объяснение нового, с подчинением всех других элементов  этой задаче; в другом — основной является задача закрепления, все же остальные элементы подчиняются  ей; в третьем случае — развитие письменной речи, навыков и т. д. определяет весь ход урока; в четвертом —  главную цель урока составляет глубокое выяснение знаний учащихся.

     Для начальной школы Ушинский считал необходимым сочетание этих видов  уроков в одном так называемом комбинированном уроке. В целом, по мнению Ушинского, урок достигает  цели только тогда, когда ему дано определенное, строго обдуманное направление  и правильно использованы разнообразные  методы обучения.

     Анализ  проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических  целей и задач, которые решаются ,в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются  рядом общих особенностей. Так  в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков. Наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделял следующие типы уроков:

     во-первых, уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала;

     во-вторых, уроки устных и практических упражнений, на которых осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и  навыков;

     в-третьих, уроки письменных упражнений;

     и, наконец, четвертый тип уроков –  уроки - оценки знаний, которые проводятся после определенного периода  обучения и в конце учебного года.

Информация о работе Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского